Дело № 2а-4608/20
Решение
Именем Российской Федерации
27 августа 2020 года г.о. Щелково М.О.
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего федерального судьи Колесниковой О. Д.,
с участием помощника прокурора Соколова И.А.,
при секретаре судебного заседания Королевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Алешечкина ФИО8 к Территориальной избирательной комиссии города Фрязино о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. Фрязино Московской области от 10.08.2020 года № «О регистрации Крестьянинова ФИО9 кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о. Фрязино по избирательному округу №»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Щелковский городской суд Московской области с вышеуказанным административным иском.
В обоснование иска указано, что Решением Совета депутатов города Фрязино от 22.06.2020 г. № на 13.09.2020 года назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Фрязино.
Алешечкин В.В. и Крестьянинов А.А. зарегистрированы кандидатами в депутаты Совета депутатов городского округа Фрязино по избирательному округу №.
Решение ТИК от 10 августа 2020 года № считает незаконным, и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Решением территориальной избирательной комиссии города Фрязино Московской области от 26 июня 2020 года № Утвержден график работы территориальной избирательной комиссии города Фрязино на период подготовки и проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Фрязино 13.09.2020г. на июнь-июль 2020 г.: в рабочие дни - с 16 до 20 часов; в субботу и воскресенье - с 10 до 12 часов. (Приложение №)
В свою очередь, согласно описи приема документов, ТИК приняла документы для регистрации Крестьянинова ФИО10 в нерабочее время - 14 часов 57 минут 28 июля 2020, что не соответствует рабочему времени комиссии.
Также, копии паспорта и документов об образовании Крестьянинова А.В. не содержат обязательного реквизита заверительной надписи, как дата заверения копии, а заверительная подпись лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы на копиях отсутствует.
В своем заявлении о согласии баллотироваться Крестьянинов А.В. не указал уровень образования в соответствии с Законом об образовании, отсутствует слово «специалитет».
Указанная в заявлении квалификация не соответствует документу об образовании - в заявлении указано «Преподаватель физического воспитания», в дипломе указано «Преподаватель физического воспитания - тренер по велосипедному спорту».
В заявлении указаны недостоверные сведения о дате выдаче диплома - В заявлении дата выдачи диплома «24 июля 1983 года», в дипломе - 24 июня 1983 года.
Адрес места жительства кандидата указан, как улица <данные изъяты>», однако в городе Фрязино такая улица отсутствует.
Из указанных документов следует, что заявление оформляется в рукописном или машинописном виде на бумажном носителе. При этом фамилия, имя, отчество, подпись кандидата и дата ставятся собственноручно в позициях, в отношении которых предусмотрено собственноручное указание.
Пунктом 3.4.4. методических рекомендаций установлено, что при изготовлении текста указанного заявления в машинописном виде с использованием технических средств подпись кандидата, дата написания заявления, а также полностью фамилия, имя, отчество-проставляются кандидатом собственноручно.
Таким образом, вне зависимости от способа изготовления заявления, будь то машинописный либо собственноручный способ написания - фамилия, имя, отчество кандидата проставляются кандидатом полностью.
Кандидат Крестьянинов А.В. в заявлении не проставил обязательные к заполнению полностью фамилия, имя, отчество, написав лишь фамилию и инициалы.
Финансовый отчет, не соответствует утвержденной форме, в него внесены непредусмотренные рукописные записи, кроме того, в первом финансовом отчете указаны недостоверные сведения, а именно - на организацию сбора подписей, как указано кандидатом, израсходовано 0 рублей, в свою очередь заполнена строка 3.8 - 255 рублей, в примечаниях указано - приобретение бумаги, заполнена строка 290, которая заполняется только в итоговом финансовом отчете.
Как следует из указания в строке 300 финансового отчета, остаток средств фонда на дату сдачи отчета заверяется банковской справкой.
Такого документа кандидатом Крестьяниновым А.В. не представлено, равно как и не представлено такого обязательного документа, как уведомление о реквизитах специального избирательного счета в филиале ФИО13
Относительно представленных кандидатом Крестьяниновым А.В. подписных листов.
Подписные листы Крестьянинова А.В. указанных выше обязательных реквизитов не содержат, а именно в подписных листах субъект Российской Федерации указан везде сокращением - <данные изъяты> что является нарушением, поскольку официально <данные изъяты> не имеет сокращенного наименования «<данные изъяты>.», в свою очередь в Российской Федерации есть также и другие субъекты, имеющие схожие первые буквы наименования, такие как, к примеру <данные изъяты> и тд, что указывает на отсутствие в подписном листе обязательного реквизита - указание субъекта Российской Федерации.
На первом подписном листе в пятой строке - не указан дом и квартира.
В третьем подписном листе в пятой строке не читаемый номер дома №.
В четвертом подписном листе в первой троке не указаны цифры без соответствующей информации о том, что эти цифры означают (дом, квартиру, корпус, строение, этаж, подъезд и т.д.).
На первом подписном листе в первой и второй строках, в графе «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», указаны цифры неизвестного документа через дефис «-», в свою очередь, если это был бы паспорт гражданина РФ, то никаких дефисов в его реквизитах нет, а если это какой-либо иной документ, то наименование такого документа в подписном листе не указано.
В данном случае, указанные подписи подлежат признанию недействительными, что является самостоятельным основанием для отказа в регистрации, поскольку необходимый минимум действительных и достоверных подписей - 12, что в условиях признания указанных подписей недействительными, не соблюдается.
В связи с тем, что обжалуемое решение было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, на основании вышеизложенного, руководствуясь п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", просит иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебном заседании председатель Территориальной избирательной комиссии г. Фрязино, исковые требования не признал.
В судебном заседании заинтересованное лицо – Крестьянинов А.В. исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать, предоставил письменные пояснения.
В судебном заседании помощник Щелковского городского прокурора Соколов И.А. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, с учетом заключения прокурора, суд приходит к следующему.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Судом установлено, что решением Совета депутатов городского округа Фрязино от 22.06.2020 года № назначены выборы депутатов Совета депутатов городского округа Фрязино.
Решением избирательной комиссии Московской области № от 10.03.2016 года сформирована территориальная избирательная комиссии г. Фрязино в количестве 8 человек со сроком на 5 лет.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Фрязино от 10.08.2020 года № Крестьянинов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов г.о. Фрязино по избирательному округу №.
В соответствии с п.6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту- Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Положениями п. 2.3 и 2.3.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, согласно которым в период приема документов для заверения и регистрации кандидатов, списков кандидатов в целях обеспечения качественной обработки принимаемых избирательных документов избирательной комиссии, если законом не определено время приема, рекомендуется осуществлять их прием в рабочие дни - с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00 (для избирательных комиссий, руководители которых и (или) члены которых работают на постоянной (штатной) основе). В иных комиссиях устанавливается график работы, который должен предусматривать в обязательном порядке утренние и вечерние часы работы с учетом местных условий. Если день истечения срока, в который в избирательные комиссии могут быть поданы документы, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, избирательная комиссия обязана организовать работу по приему документов в этот день до истечения времени, установленного законом.
Из материалов дела усматривается, что ТИК г.о. Фрязино принял на регистрацию документы Крестьянинова А.В. в нерабочее время, что не соответствует рабочему времени комиссии.
В судебном заседании председатель ТИК г.о. Фрязино пояснил, что в связи с большим количеством кандидатов, работа по приему документов осуществлялась им вне графика, поскольку количество кандидатов 80 человек, и в график принять такое количество невозможно.
Исходя из приведенных федеральных норм и установленных фактических обстоятельств, суд пришел к выводу, что императивные нормы, запрещающие избиркому принимать документы в нерабочее время, не существует, и полагает, что данный довод не может быть расценен как нарушение избирательного законодательства.
Далее, административным истцом заявлены требования, что Крестьянинов А.В. не указал уровень образования в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации", где отсутствует слово «Специалист», квалификация не соответствует документу об образовании – в заявлении указано «Преподаватель физического воспитания», а в дипломе «Преподаватель физического воспитания- тренер по велосипедному спорту».
В соответствии с частью 6 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации по профессии, специальности или направлению подготовки, относящимся к соответствующему уровню профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании); 2) высшее образование - бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра); 3) высшее образование - специалитет (подтверждается дипломом специалиста); 4) высшее образование - магистратура (подтверждается дипломом магистра).
Следовательно, приобретенная гражданином квалификация основывается на полученной в результате обучения специальности.
Согласно разъяснениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата (Постановление ЦИК от 11 июня 2014 года N 235/1488-6) в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа (абзац 3 пункта 1).
Из приведенных выше норм права следует, что полнота указанных кандидатом сведений в заявлении о согласии баллотироваться на выборах определяется избирательной комиссией не только данными, указанными им в самом заявлении, но и представленными кандидатом документами, приложенными к заявлению, в частности, дипломом, позволяющими избирательной комиссии информировать избирателей о тех сведениях о кандидате, сообщение которых в силу закона является обязательным.
В заявлении Крестьянинов А.В. указал, что профессиональное образование получил в 24 июня 1983 году, а также серию и номер диплома.
В подтверждение правильности сведений об образовании к заявлению прилагалась копия диплома, в котором содержатся все необходимые данные о приобретенной квалификации, а также сами реквизиты документа (л.д. 67).
Оценивая доводы о том, что не до конца указана квалификация не может служить основанием для признания заявления недопустимым, поскольку понятна основная квалификация «преподаватель физического воспитания».
Касаемо, требований об отсутствии улицы «<данные изъяты>
В соответствии с подп. 5 ст. 2 Федеральный закон РФ N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно паспортных данных, Крестьянинов А.В. является уроженцем <адрес>, с 04.06.2019 года, зарегистрирован <адрес> (л.д. 54-56).
Таким образом, оснований не доверять паспортным данным, у суда не имеется.
К заверенным копиям паспорта, на что ссылается истец, суд относится критически, поскольку он распространяется на организационно- распорядительные документы, уставы, справки и т.д., на документы, удостоверяющие личность гражданина, он не распространяется, кроме того, не относится к императивным нормам, согласно закону о стандартизации и техническом регулировании носит исключительно рекомендательный характер, то есть ГОСТ не может вносить обязательные требования, в том числе, применительно к избирательному законодательству и порядку предоставления документов.
Крестьяниновым А.В. представлены в ТИК оригинал паспорта, в установленном порядке, после проверки этого документа, представлена собственноручно заверенная копия паспорта. Нарушений, при заверении копии паспорта суд не усматривает, поскольку отсутствует закрепленная норма, где обязательно надо ставить «верно» и должна быть проставлена дата.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к указанному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Суд не находит состоятельным довод административного истца о том, что подписные листы не содержат обязательных реквизитов, а именно: субъект РФ указан с сокращением <данные изъяты> что является нарушением, поскольку официально <данные изъяты> не имеет сокращенного наименования «<данные изъяты>.», поскольку имеются и иные субъекты схожие с первыми буквами, к примеру <данные изъяты>
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона, согласно которой адрес - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Усматривается, что в подписных листах указано, где будут проходить выборы, дата выборов, и город, которой находиться в субъекте <данные изъяты> (л.д.44- 47).
Касаемо требований, что на первом листе в пятой строке не указан дом и квартира, в третьем подписном листе в пятой строке не читаемый номер дома №, в четвертом подписном листе в первой строке не указаны цифры без соответствующей информации о том, что эти цифры означают (дом, квартиру, корпус, строение, этаж, подъезд и т.д.), на первом подписном листе в первой и второй строках, в графе «серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», указаны цифры неизвестного документа через дефис «-», в свою очередь, если это был бы паспорт гражданина РФ, то никаких дефисов в его реквизитах не должно быть, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Так, в частности, пунктом 12 названной статьи 37 установлено требование, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения (в возрасте 18 лет -дополнительно число и месяц), адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
На основании изложенного, указание серии паспорта с дефисом, по мнению суда не может влиять на искажение информации в подписи, также суд не находит оснований в нарушении заполнения сведений по улице, дому, квартире.
Законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, с необходимыми приложениями одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата.
Соответствующими положениями инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, утвержденной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предусмотрено, что кандидат представляет первый финансовый отчет на бумажном носителе, сведения в котором составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 5 дней. К первому финансовому отчету прилагается банковская справка об остатках средств на счете.
Приложением к этой инструкции предусмотрена форма финансового отчета, в соответствующей графе которой имеется указание на то, что остаток средств фонда указывается на дату сдачи отчета, который заверяется банковской справкой.
Из материалов дела следует, что кандидат Крестьянинов А.В. открыл в банке специальный избирательный счет, необходимый для регистрации в качестве кандидата (л.д.51).
Кроме того, административный ответчик представил выданную банком справку, в которой отражены актуальные сведения о размере денежных средств и назначение платежа (л.д.75).
Достоверность сведений, указанных кандидатом никем не оспаривалась.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии основания в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 177, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В административном исковом заявлении Алешечкина ФИО11 к Территориальной избирательной комиссии г. Фрязино о признании незаконным и отмене решения ТИК г. Фрязино Московской области от 10 августа 2020 года № о регистрации Крестьянинова ФИО12 кандидатом в депутаты совета депутатов г.о. Фрязино по избирательному округу №
- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пяти дней в Московский областной суд через Щелковский городской суд.
Судья О.Д. Колесникова