ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4609/18 от 12.09.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-4609/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2018 года

Центральный районный суд города Читы в составе

председательствующего Павловой А.В.,

при секретаре Шваловой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о признании действий незаконными, признании распоряжения недействующим в части,

У с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ Правительством Забайкальского края принято распоряжение -р «О реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Забайкальского края (росту доходов, оптимизации расходов сокращению государственного долга Забайкальского края) на период 2016-2019 годов». Во исполнение указанного распоряжения Правительства Забайкальского края, ДД.ММ.ГГГГ, администрацией городского округа «Город Чита» было принято распоряжение -р «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов администрацией городского округа «Город Чита» на период 2017-2019 годов». ДД.ММ.ГГГГ Правительством Забайкальского края принято Постановление «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Забайкальского края с руководителями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, и мерах ответственности за невыполнение муниципальным районом (городским округом) Забайкальского края указанных соглашений». Согласно данному Постановлению, между Министерством финансов Забайкальского края и администрацией городского округа «Город Чита» 21июля 2017 года заключено Соглашение «О предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края из бюджета Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита». Пунктом 2.1.2 Соглашения установлено требование - не принимать решения, приводящие к увеличению численности работников аппаратов органов местного самоуправления (строка «а» пп. 3 п. 2.1.2 раздела 2). В случае невыполнения муниципальным образованием обязательств, установленных в Соглашении в 2017 году, бюджету городского округа «Город Чита» на 2018 г. осуществляется сокращение объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в размере 20 %. (п. 5 Постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ)

ДД.ММ.ГГГГ Министерством финансов Забайкальского края принято распоряжение «О мерах ответственности за невыполнение органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края соглашений, заключенных Министерством финансов Забайкальского края с руководителями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края». Согласно абзацу 8 пункта 1 указанного распоряжения, к городскому округу «Город Чита» применена мера ответственности за невыполнение обязательств, установленных в Соглашении о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности от ДД.ММ.ГГГГ и снижена на 2018 г. дотация в сумме <данные изъяты> Справкой-уведомлением (об изменении лимитов бюджетных обязательств) от ДД.ММ.ГГГГ и справкой-уведомлением (об изменении бюджетных ассигнований) от ДД.ММ.ГГГГ городскому округу «Город Чита» уменьшены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности по коду 010 902 на <данные изъяты> до <данные изъяты> (от первоначального объема в <данные изъяты>).

В целях разъяснения ситуации по поводу снижения дотации, комитетом по финансам администрации городского округа «Город Чита» ДД.ММ.ГГГГ, в адрес Министерства финансов Забайкальского края был направлен соответствующий запрос. Согласно представленного Министерством финансов Забайкальского края (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) ответа, основанием для сокращения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности явилось нарушение подпункта 3 пункта 2.1.2, а именно, увеличение в 2017 г. численности муниципальных служащих городского округа «город Чита» на 1 штатную единицу.

Администрация городского округа «Город Чита» считает, что вынесенным распоряжением об уменьшении (сокращении) городскому округу дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 г. нарушены имущественные права муниципального образования.

Период действия подписанного сторонами Соглашения, согласно пункту 4.1. был установлен с ДД.ММ.ГГГГ (момента подписания соглашения) по ДД.ММ.ГГГГ

Решение об увеличении 1 штатной единицы в городском округе «Город Чита» было принято до момента подписания Соглашения (ДД.ММ.ГГГГ), на основании которого к городскому округу применены санкции.

Соответствующее решение принято Думой городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении бюджета городского округа «Город Чита» на 2016 год», которое вступило в силу на следующий день после его официального опубликования на официальном сайте Думы городского округа «Город Чита», по адресу: www.gorduma.chita.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, каких-либо решений об увеличении штатной численности муниципальных служащих, в период действия Соглашения не принималось. Как следствие, городской округ «Город Чита» не усматривает нарушения условий Соглашения подписанного с Министерством финансов Забайкальского края. На основании изложенного, снижение городскому округу «Город Чита» в 2018 г. дотации является незаконным, а включение абзаца 8 в пункт 1 Распоряжения Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным.

Просит суд признать действия Министерства финансов Забайкальского края, в части снижения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 года на сумму <данные изъяты>, незаконными. Признать недействующим абзац 8 пункта 1 Распоряжения Министерства Финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах ответственности за невыполнение органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края соглашений, заключенных Министерством финансов Забайкальского края с руководителями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края» со дня его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 требования иска поддержал по изложенным в нем обстоятельствам, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2 иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснил, что снижение дотации было обусловлено не исполнением муниципальным образованием «Город Чита» требований соглашения. Такая мера ответственности так же соответствует положениям Постановления Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, само по себе распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ не влияет на какие-либо права и обязанности администрации, поскольку снижение дотаций уже учтено в Законе Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК, которым внесены изменения в бюджет на период 2019-2020 годы.

Исследовав материалы административного дела, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» руководитель исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) Забайкальского края, являющегося получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, заключает с финансовым органом края соглашение, предусматривающее условия предоставления дотации, которые включают меры, направленные на снижение уровня дотационности муниципального района (городского округа) Забайкальского края и рост доходов консолидированного бюджета Забайкальского края, а также на оздоровление муниципальных финансов муниципального района (городского округа) Забайкальского края.

Условия, при которых муниципальным районом (городским округом) Забайкальского края заключается соглашение об условиях предоставления дотации, условия предоставления и использования дотации, обязательства муниципального района (городского округа) Забайкальского края и меры ответственности за невыполнение муниципальным районом (городским округом) Забайкальского края указанных обязательств устанавливаются Правительством Забайкальского края.

В соответствии с указанными нормами принято Постановление Правительства Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Забайкальского края с руководителями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, и мерах ответственности за невыполнение муниципальным районом (городским округом) Забайкальского края указанных соглашений».

Вышеуказанным Постановлением утвержден Перечень подлежащих включению в соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района (городского округа) забайкальского края обязательств муниципального района (городского округа) Забайкальского края, являющегося получателем указанной дотации.

Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ Правительством Забайкальского края принято распоряжение -р «О реализации плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Забайкальского края (росту доходов, оптимизации расходов сокращению государственного долга Забайкальского края) на период 2016-2019 годов». Во исполнение указанного Распоряжения Правительства Забайкальского края, ДД.ММ.ГГГГ, администрацией городского округа «Город Чита» было принято распоряжение -р «Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов администрацией городского округа «Город Чита» на период 2017-2019 годов».

ДД.ММ.ГГГГ Правительством Забайкальского края принято Постановление «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Забайкальского края с руководителями исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, являющихся получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, и мерах ответственности за невыполнение муниципальным районом (городским округом) Забайкальского края указанных соглашений».

Согласно данному Постановлению, между Министерством финансов Забайкальского края и администрацией городского округа «Город Чита» ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение «О предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края из бюджета Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита».

Пунктом 2.1.2 Соглашения установлена обязанность получателя дотации утвердить до ДД.ММ.ГГГГ план мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов на период 2017-2019 годы, включающий в том числе мероприятие по оптимизации расходов, при котором не подлежат принятию решения, приводящие к увеличению численности работников аппаратов органов местного самоуправления (строка «а» пп. 3 п. 2.1.2 раздела 2).

Согласно подпункту 3 пункта 2 Перечня в Соглашение о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края из бюджета Забайкальского края бюджету городского округа «Город Чита» (далее - Соглашение о предоставлении дотации г. Чита) включены обязательства по осуществлению мер, направленных на бюджетную консолидацию, предусматривающие утверждение до ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления городского округа плана мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов (росту доходов, оптимизации расходов и сокращению муниципального долга) на период 2017 - 2019 годов, включающего мероприятия по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, включая пенсионное обеспечение муниципальных должностей и муниципальных служащих, а также оптимизации численности работников бюджетной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих.

План мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов городского округа «Город Чита» на период 2017 - 2019 годов, утвержденный распоряжением Администрации городского округа «Город Чита» от ДД.ММ.ГГГГ-р, мероприятий по оптимизации расходов на содержание бюджетной сети и расходов на муниципальное управление, включая пенсионное обеспечение муниципальных должностей и муниципальных служащих, а также оптимизации численности работников бюджетной сферы, в том числе установление запрета на увеличение численности муниципальных служащих не содержит. Соответствующих изменений в План мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов городского округа «Город Чита» на период 2017 — 2019 годов после подписания соглашения о предоставлении дотации не вносилось.

Таким образом, Администрацией городского округа «Город Чита» мер по исполнению подпункта 2 пункта 2.1.2 Соглашения о предоставлении дотации г. Чита не предпринято. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ пункт не исполнен.

В соответствии с пунктом 3.1 указанного Соглашения за неисполнение обязательств пункта 2.1.2 объем дотации подлежит сокращению на 20 процентов путем внесения изменений в распределение указанных дотации, утвержденное законом о бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Бюджетного кодекса РФ, частью 3 статьи 5 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-ЗЗК «О бюджетном процессе в Забайкальском крае» Министерством финансов Забайкальского края как финансовым органом края, осуществляющим непосредственное составление проекта бюджета края, подготовлен проект закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусматривающий сокращение на 20 процентов объема дотаций ряду муниципальных образований, в том числе г. Чита. Указанный проект закона одобрен Правительством Забайкальского края и принят Законодательным Собранием Забайкальского края.

Таким образом, Министерство финансов Забайкальского края снижение дотации городскому округу «Город Чита» не осуществляло, следовательно, его действия не могут быть признаны незаконными. При этом, действия, связанные с подготовкой соответствующего проекта закона о снижении дотации городскому округу «Город Чита» произведены в соответствии с действующим законодательством.

Так же, суд соглашается с доводом ответчика о том, что признание недействующим абзаца восьмого пункта 1 распоряжения Министерства финансов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, не повлечет правовых последствий, поскольку распоряжение фактически исполнено - подготовлен проект закона Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О бюджете Забайкальского края на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», который принят в установленном порядке.

В силу изложенного выше, оснований для удовлетворения требований не имеется, и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в требованиях Администрации городского округа «Город Чита» к Министерству финансов Забайкальского края о признании действий незаконными, признании распоряжения недействующим в части, отказать

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2018 года.

Судья: Павлова А.В.