РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Гусев 15 августа 2023 года
Гусевский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Ярмышко-Лыгановой Т.Н.
при помощнике судьи Ивановой Т.В.,
с участием представителя административного истца Усмановой Ю.А., представителя административного ответчика Глущенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области к Гусевскому хуторскому казачьему обществу Хутор «Гусевский» о ликвидации казачьего общества,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области обратилось с административным иском к Гусевскому хуторскому казачьему обществу Хутор «Гусевский», указав, что 28 мая 2009 года казачье общество внесено в единый реестр юридических лиц под основным государственных регистрационным номером 1093900001150. В соответствии с требованием ст. 2 Федерального закона от 02 августа 2019 года № 281-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона «О государственной службе российского казачества» в части определения порядка согласования и утверждения уставов и атаманов казачьих обществ», уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего закона, подлежат приведению в соответствии с нормами Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (вступил в законную силу 13 августа 2019 года). До настоящего времени устав казачьего общества не согласован с атаманом Окружного казачьего общества «Балтийский отдельный казачий округ – Балтийский казачий союз Калининградской области» и не утвержден главой Гусевского городского округа Калининградской области. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» казачье общество подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ, однако казачье общество заявление в Управление на внесение в реестр казачьих обществ в Российской Федерации не подавало. В адрес казачьего общества направлялись информационные сообщения (11 марта 2021 года и 20 марта 2023 года), которые возвратились отправителю. Непредставление казачьим обществом в установленные сроки необходимых сведения на основании ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дает право уполномоченному органу обратиться в суд с заявлением о ликвидации данной организации. Просит Гусевское хуторское казачье общество Хутор «Гусевский» (ОГРН 1093900001150) ликвидировать.
Представитель административного истца по доверенности Усманова Ю.А. поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Глущенко А.А. в судебном заседании не возражал против ликвидации казачьего общества, пояснил, перед судебным заседание был сход казачьего общества, где его участники не возражали против ликвидации общества, поскольку длительное время фактически общество не осуществляет какую-либо деятельность, со стороны государственных органов и органов местного самоуправления отсутствует интерес к их обществу. Не оспаривал, что не подавал на согласование и утверждение устав казачьего общества.
Заинтересованные лица – представители Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области, администрации МО «Гусевский городской округ», Окружного казачьего общества «Балтийский отдельный казачий округ – Балтийский казачий Союз Калининградской области» (далее – ОКО «БОКО-БКС») в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представители администрации МО «Гусевский городской округ», ОКО «БОКО-БКС» просили рассмотреть дело в их отсутствие, против ликвидации казачьего общества не возражали.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса административные дела о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Согласно п. 4 ст. 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
В настоящее время деятельность казачьих обществ регулируется Федеральным законом от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и Указом Президента РФ от 15 июня 1992 года № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».
Правом на обращение в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации наделено Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации (подп. 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03 марта 2014 года № 26).
Судом установлено, что 28 мая 2009 года в ЕГРЮЛ взнесены сведения о регистрации юридического лица – Гусевское хуторское казачье общество Хутор «Гусевский» (ОГРН 1093900001150, ИНН 3902009230) (л.д. 19).
Атаманом Гусевского хуторского казачьего общества Хутор «Гусевский» является Глущенко А.А., что подтверждается Уставом казачьего общества (в редакции 03 ноября 2007 года) и протоколом круга (л.д. 9-18).
Федеральным законом от 02.08.2019 № 281-ФЗ внесены изменения в ст. 2 и 5 Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».
Уставы казачьих обществ, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» (в редакции настоящего Федерального закона) в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 13 августа 2019 года до 13 августа 2021 года).
Так, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» предусмотрено, что порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определяются Президентом Российской Федерации.
Согласно п. 3.2 Указа Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» уставы хуторских, станичных, городских казачьих обществ, создаваемых (действующих) на территориях городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, согласовываются с атаманом районного (юртового) либо окружного (отдельского) казачьего общества (если районное (юртовое) либо окружное (отдельское) казачье общество осуществляет деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на которой создаются (действуют) названные казачьи общества) и утверждаются главами городских, сельских поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.
Таким образом, устав Гусевского хуторского казачьего общества Хутор «Гусевский» должен был быть согласован с атаманом Окружного казачьего общества «Балтийский отдельный казачий округ – Балтийский казачий Союз Калининградской области» и утвержден главой МО «Гусевский городской округ» до 13 августа 2021 года.
Дважды (11 марта 2021 года, 20 марта 2023 года) Управлением Министерство юстиции Российской Федерации по Калининградской области в адрес хуторского казачьего общества направлялись информационные письма о необходимости согласовать устав Гусевское хуторское казачье общество Хутор «Гусевский» с атаманом окружного казачьего общества и утвердить его главой муниципального района, которые оставлены обществом без внимания (л.д. 21-26).
Согласно сообщению и.о. главы администрации МО «Гусевский городской округ» с 2019 года отсутствуют сведения об обращениях Гусевского хуторского казачьего общества Хутор «Гусевский» об утверждении устава. Согласно сообщению атамана ОКО «БОКО-БКС» по вопросу согласования устава представители Гусевского хуторского казачьего общества Хутор «Гусевский» не обращались.
Факт того, что с 2019 года устав казачьего общества не был согласован с надлежащими лицами и не был утверждён главой МО «Гусевский городской округ» атаман Глущенко А.А. в судебном заседании не оспаривал, до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Из разъяснений, данных в п. 1 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», следует, что нарушение некоммерческими организациями и иными общественными объединениями Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов может повлечь применение мер публично-правовой ответственности в виде ликвидации объединения граждан по заявлению уполномоченного органа или должностного лица в порядке административного судопроизводства.
При указанных обстоятельствах, поскольку Гусевским хуторским казачьим обществом Хутор «Гусевский» не исполнялись требования Федерального закона от 05 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» в части согласования и утверждения устава до 13 августа 2021 года, требования не исполнены до настоящего времени, существует необходимость применения такой меры публично-правовой ответственности, как ликвидация казачьего общества и исключение его из единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Калининградской области к Гусевскому хуторскому казачьему обществу Хутор «Гусевский» о ликвидации казачьего общества удовлетворить.
Ликвидировать Гусевское хуторское казачье общество Хутор «Гусевский» (ОГРН 1093900001150).
Решение суда о ликвидации Гусевского хуторского казачьего общества Хутор «Гусевский» (ОГРН 1093900001150) является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гусевский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 25 августа 2023 года.
Председательствующий Т.Н. Ярмышко-Лыганова
№ 2а-460/2023
39RS0008-01-2023-000699-13