ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4611/19 от 02.10.2019 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-4611/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Йошкар-Ола 2 октября 2019 года

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.О.,

при секретаре судебного заседания Сорокиной Т.В.,

с участием представителя административных истцов Яровикова А.С., представителя административного ответчика Фурзиковой Л.В., представителя заинтересованного лица Нечаева Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному исковому заявлению Соболева Е.С., Плетневой Н.А., Шабалиной Р.И., Пушкарева А.М., Ахмадуллиной Д.Р., Павловой В.Н., Сеневич М.А., Медведевой Г.А., Ворониной Т.В., Матвеевой О.А., Пирогова А.В., Коробова В.А., Рязанова А.С., Горева В.А., Глазыриной В.А., Парфенова С.А., Яковленко А.В., Алексашкина А.В., Липендриной Н.М., Антонова М.В., Лоскутова Д.А., Королевой Г.И., Ромашовой С.В., Гизатуллина А.Р., Барановой Г.Е., Сипко Б.М., Константинова Н.А., Короткова Г.А., Клабуковой Ю.П., Саниной А.Н., Шабалиной С.В., Левантовой С.В., Спиридоновой С.Н. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным и отмене распоряжения от 15 марта 2019 года ,

УСТАНОВИЛ:

Соболев Е.С., Плетнева Н.А., Шабалина Р.И., Пушкарев А.М., Ахмадуллина Д.Р., Павлова В.Н., Сеневич М.А., Медведева Г.А., ВоронинаТ.В., Матвеева О.А., Пирогов А.В., Коробов В.А., Рязанов А.С., Горев В.А., Глазырина В.А., Парфенов С.А., Яковленко А.В., АлексашкинА.В., Липендина Н.М., Антонов М.В., Лоскутов Д.А., КоролеваГ.И., Ромашова С.В., Гизатуллин А.Р., Базанова Г.Е., Сипко Б.М., Константинов Н.А., Коротков Г.А., Клабукова Ю.П., Санина А.Н., ШабалинаС.В., Левантова С.В., Спиридонова С.Н. обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным и отмене распоряжения от 15марта 2019 года об отмене распоряжения от 22 декабря 2017 года .

В обоснование заявленных требований указано, что распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 марта 2019 года отменено распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22декабря 2017 года «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута». Первоначальное решение об установлении ограждающего устройства было выдано с учетом надлежащего согласования, к административным истцам граждане и организации о наличии препятствий в передвижении, созданных установлением шлагбаума, не обращались. Собственники недвижимости не лишены возможности обратиться в суд с исковым заявлением о возложении обязанности предоставить доступ к нежилым помещениям.

Административные истцы, лицо, которому поручено ведение административного дела в интересах группы лиц, Ромашова С.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Яровиков А.С., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Фурзикова Л.В., действующая на основании доверенности, с заявленными административным истцом требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ЗАО«Сетевые решения» Нечаев Д.Е., являющийся директором общества, возражал против удовлетворения заявленных административным истцом требований, пояснил, что ЗАО«Сетевые решения» на праве собственности принадлежит нежилое помещение в многоквартирном доме по адресу: <адрес> установленный шлагбаум перекрывает единственный подъездной путь к офису.

Представитель заинтересованного лица ООО «ВС Групп» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просит в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать.

Заинтересованное лицо Левита М.Р., представитель ООО «ЖЭУК «Благоустройство-1» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по собственному усмотрению право на участие в судебном заседании.

Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст.218, ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (ч.ч.9 и 11 ст.226, ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из представленных материалов, административные истцы являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости.

22 декабря 2017 года комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по результатам рассмотрения заявления Ромашова А.Ю. от 1 декабря 2017 года, действующего на основании протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 21 ноября 2017 года, принято распоряжение , которым разрешено собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый квартал , категория земель - земли населенных пунктов, площадью 5 кв.м, для размещения ограждающего устройства (шлагбаума), на срок эксплуатации объекта.

31 октября 2018 года комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» направил Ромашову А.Ю. письмо от 15 октября 2018 года об обеспечении доступа к помещениям собственников помещений многоквартирного <адрес> в котором просил в срок до 9 ноября 2018года письменно сообщить в комитет о принятом решении по обеспечению доступа. Дополнительно сообщено, что в случае отсутствия доступа собственников к своим помещениям комитет оставляет за собой право отменить распоряжение от 22 декабря 2017 года .

Согласно письму от 15 октября 2018 года в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» поступило обращение от Левита М.Р., являющегося собственником нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> о невозможности доступа к своим помещениям из-за установленного шлагбаума собственниками многоквартирного <адрес> по <адрес>. В связи с чем Ромашову А.Ю., как доверенному лицу собственников многоквартирного дома, предложено обеспечить доступ к помещениям всех собственников помещений (жилых и нежилых) многоквартирного <адрес>

20 ноября 2018 года Ромашовым А.Ю. сообщено в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о наличии в подвале <адрес> помещений, принадлежащих на праве собственности Левиту М.Р., вход в которые расположен отдельно от подъездов с противоположной стороны дома, в связи с чем доступ к помещениям организован Левитом М.Р. самостоятельно и собственниками многоквартирного дома не ограничен.

9 января 2019 года комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в связи с неоднократными обращениями собственников помещений многоквартирных домов по <адрес> об обеспечении доступа к собственным помещениям по причине установленного шлагбаума предложил Ромашову А.Ю. рассмотреть вопрос переноса шлагбаума в соответствии с приложенной схемой. Предложено в срок до 9 февраля 2019 года письменно сообщить в комитет о принятом решении по переносу шлагбаума. Дополнительно сообщено, что в случае отсутствия доступа собственников к своим помещениям комитет оставляет за собой право отменить распоряжение от 22декабря 2017 года .

6 февраля 2019 года Ромашовым А.Ю. сообщено в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о том, что собственники многоквартирного <адрес> не располагают сведениями о каких-либо препятствиях в пользовании установленным рядом с домом шлагбаумом. Решение об установке шлагбаума принято на общем собрании собственников и земельный участок для установки шлагбаума выделен в установленном законом порядке. Сведения о препятствиях в пользовании помещениями, содержащиеся в многочисленных письмах, не имеют документального подтверждения. Никто из собственников помещений многоквартирного дома переносить шлагбаум не желает.

11 февраля 2019 года комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» направил Ромашову А.Ю. письмо, которым пригласил последнего на встречу с гражданами по вопросу установленного шлагбаума во дворе дома <адрес> В письме указано время и место такой встречи.

18 февраля 2019 года Ромашовым А.Ю. сообщено в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о невозможности явки на встречу ввиду занятости на работе, просил рассмотреть возможность переноса встречи и возможность присутствия на встрече вместо него законно выбранных старших дома Коробова В.А. и Михайловой В.В.

Распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15 марта 2019года отменено распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 декабря 2017 года «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута». В связи с отменой распоряжения на собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить земли, расположенные по адресу: <адрес>, кадастровый квартал , площадью 5 кв.м, от ограждающего устройства (шлагбаума).

Основанием принятия оспариваемого решения явилось то, что земельный участок, на котором установлено ограждающее устройство, является территорией общего пользования, за период 2018-2019 годы зафиксированы обращения граждан и юридических лиц о нарушении их прав на свободный доступ к нежилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах «Г» и «В» по <адрес>

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пп.6 п.1 ст.39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года №1300.

В п.18 указанного Перечня предусмотрены ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

Порядок размещения объектов, предусмотренных пп.6 п.1 ст.39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, определен в ст.39.36 названного Кодекса, согласно которой предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года №1300 объекты размещаются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Согласно пп.8 п.3 ст.3 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года №3-З «О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл» Правительство Республики Марий Эл устанавливает порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2017 года №345 утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

В соответствии с п.п.2, 3 названного Положения размещение на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без взимания платы осуществляется для размещения, в том числе ограждающих устройств (ворот, калиток, шлагбаумов, в том числе автоматических, и декоративных ограждений (заборов), размещаемых на дворовых территориях многоквартирных жилых домов.

В силу п.п.4-6 Положения размещение объектов осуществляется при наличии разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Марий Эл или органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Марий Эл, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Разрешение выдается уполномоченным органом на основании заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, подаваемого в уполномоченный орган физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя.

В случае использования земель или земельных участков для размещения объектов, указанных в п.3 настоящего Положения, разрешение выдается в форме распорядительного акта уполномоченного органа в соответствии с п.11 Положения.

Правилами благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года №569-VI, определено, что установка устройств регулирования въезда и (или) выезда на придомовую территорию транспортных средств (далее - ограждающее устройство) осуществляется по решению собственников помещений и собственников машиномест, принятому на общем собрании таких собственников помещений и собственников машиномест в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом или при получении разрешения на использование земель или земельного участка в соответствии с действующим законодательством (п.7.2). В случае если ограждающее устройство устанавливается для регулирования въезда и (или) выезда транспортных средств на придомовые территории двух и более многоквартирных домов, то установка таких устройств осуществляется на основании принятых на общих собраниях решений собственников помещений и собственников машиномест всех таких многоквартирных домов (п.7.3).

Из материалов дела и пояснений лиц участвующих в деле следует, что ограждающее устройство установлено на общей придомовой территории домов «Г» и «В» по <адрес>, при этом соответствующее решение на общем собрании собственников многоквартирного дома не принималось, установленный шлагбаум ограничивает доступ собственников нежилых помещений многоквартирного дома к офисам организации.

Таким образом, с учетом приведенного правового регулирования комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» при принятии распоряжения от 15марта 2019 года об отмене распоряжения от 22 декабря 2017 года «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута» правомерно исходил из того, что при выдаче разрешения на использование земель для размещения ограждающего устройства (шлагбаума) не были учтены интересы всех заинтересованных лиц.

Доводы стороны административного истца об отсутствии доказательств, подтверждающих факт ограничения доступа граждан и юридических лиц к нежилым помещениям, являются несостоятельными, опровергаются представленными в материалы дела письменными обращениями граждан, законных представителей юридических лиц, в том числе пояснениями представителя заинтересованного лица ЗАО«Сетевые решения» НечаеваД.Е., данными в судебном заседании.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15марта 2019 года не противоречит закону, вынесено в пределах его компетенции.

На основании вышеизложенного, анализа приведенных норм права, пояснений участников процесса, представленных письменных доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказаны обстоятельства, поименованные в ч. 9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подтверждающие законность принятого и оспариваемого решения, тогда как административный истец не доказал того, что его права и законные интересы нарушены.

При таких обстоятельствах распоряжение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от 15марта 2019 года № 217 об отмене распоряжения от 22декабря 2017 года «О выдаче разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута» является законным.

Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое распоряжение принято комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 15 марта 2019 года, направлено в адрес представителя собственников многоквартирного жилого дома по <адрес> Ромашову А.Ю., получено последним 30марта 2019 года.

Из карточки приема граждан следует, что собственники квартир многоквартирного дома по <адрес> Коробов В.А. и Михайлова В.В. присутствовали 25марта 2019 года и 8 апреля 2019 года на приемах граждан у председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» по вопросу установки шлагбаума, до которых также доведена информация об отмене распоряжения от 22 декабря 2017 года.

Кроме того, Ромашов А.Ю., осведомленный о наличии заявлений граждан, юридических лиц о невозможности доступа к своим помещениям ввиду установленного шлагбаума и об организации комитетом встречи с гражданами по вопросу установленного шлагбаума, имел реальную возможность получить информацию о результатах разрешения возникшего вопроса относительно установленного шлагбаума.

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением 19 августа 2019 года, то есть по истечении трех месяцев со дня, когда им стало известно об оспариваемом решении. Каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного искового заявления в течение трех месяцев со дня, когда собственникам помещений стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, не приведено, соответствующих доказательств не представлено. В связи с чем правовых оснований для восстановления пропущенного процессуального срока суд не усматривает.

Доводы представителя административных истцов о том, что административным истцам оспариваемое распоряжение не направлялось, Ромашов А.Ю. был выбран собственниками многоквартирного дома только для решения вопроса об установке шлагбаума, на этом его полномочия закончились, не принимаются судом во внимание. Как следует из материалов дела и пояснений участников процесса, Ромашов А.Ю., являющийся супругом Ромашовой С.А. (собственник <адрес>), 1 декабря 2017 года обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» с заявлением о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Последующая переписка по вопросу установленного шлагбаума велась именно с Ромашовым А.Ю., который направлял в комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» ответы по существу поставленных в письмах вопросов, при этом не сообщал, что не является доверенным лицом собственников многоквартирного дома.

В соответствии с ч.8 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление удовлетворению не подлежит в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении коллективного административного искового заявления Соболева Е.С., Плетневой Н.А., Шабалиной Р.И., Пушкарева А.М., Ахмадуллиной Д.Р., Павловой В.Н., Сеневич М.А., Медведевой Г.А., Ворониной Т.В., Матвеевой О.А., Пирогова А.В., Коробова В.А., Рязанова А.С., Горева В.А., Глазыриной В.А., Парфенова С.А., Яковленко А.В., Алексашкина А.В., Липендриной Н.М., Антонова М.В., Лоскутова Д.А., Королевой Г.И., Ромашовой С.В., Гизатуллина А.Р., Барановой Г.Е., Сипко Б.М., Константинова Н.А., Короткова Г.А., Клабуковой Ю.П., Саниной А.Н., Шабалиной С.В., Левантовой С.В., Спиридоновой С.Н. к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании незаконным и отмене распоряжения от 15 марта 2019 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.О. Иванова

Мотивированное решение составлено 4 октября 2019 года.