ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4619/18 от 21.12.2018 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2А-4619/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2018 года г.Уфа

Орджоникидзевский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фахрисламовой Г.З., при секретаре Афанасьевой Ю.Р.,

при участии представителя истца Нусратуллиной Ю.Ф., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Ганеевой Д.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан к Худяковой Г. Д. о взыскании недоимки по налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России по РБ обратилась в суд с иском к Худяковой Г. Д., ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что ответчику начислен налог на имущество физических лиц. В установленный срок налогоплательщиком налог уплачен не был, поэтому ему было направлено требование об уплате задолженности. Однако ответчик требование не исполнил. В связи с несвоевременной уплатой налога ответчику начислены пени. Просят суд с учетом уточнений исковых требований взыскать с ответчика задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 76211 рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан по доверенности Нусратуллина Ю.Ф. в судебном заседании предъявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик Худякова Г.Д. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель административного ответчика по доверенности Ганеева Д.Р. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснила, что ответчик исковые требования признает частично, а именно, в размере <данные изъяты> рублей, в остальной части исковых требований просит отказать.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в соответствии со ст.69 НК РФ является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст.399 НК РФ имущественный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками имущественного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают имущественный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Согласно имеющимся сведениям за Худяковой Г.Д. зарегистрированы следующие объекты: объект незавершенного строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; здания, строения, сооружения с кадастровым номером расположенные по адресу: <адрес>.

По указанному имуществу Худяковой Г.Д. за ДД.ММ.ГГГГ был начислен имущественный налог в сумме <данные изъяты> рубля.

В силу ч.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административным истцом в соответствие со ст. 69 НК РФ направлено требование об уплате налога, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное требование налогоплательщиком не исполнено.

В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога на имущество физических лиц, в отношении Худяковой Г.Д. налоговым органом приняты меры принудительного взыскания в соответствии со ст. 48 НК РФ.

Установлено, что судебным приказом мирового судьи судебного участка по Орджоникидзевскому району г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ с Худяковой Г.Д. в пользу Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан взыскана задолженность по налогу на имущество в размере <данные изъяты> рублей, а также расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Определением мирового судьи судебного участка по Орджоникидзевскому району г.Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании с Худяковой Г.Д. задолженности по налогу на имущество отменен по ее заявлению.

Налоговым органом административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением установленного срока.

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту - Перечень), в который входят, в том числе, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

В текст Перечня к приказу от ДД.ММ.ГГГГ в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на ДД.ММ.ГГГГ, спорное нежилое помещение, с кадастровым номером , расположенное но адресу: <адрес>, не включено.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения у сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 конституции Российской Федерации). Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 19 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

На основании статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливаемым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки и особенности определения налоговой т базы.

В соответствии с п. 3 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст.378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с НК РФ, Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с ДД.ММ.ГГГГ введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также определены налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости объектов налогообложения в следующих размерах: в ДД.ММ.ГГГГ - 1,5 процента, в ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы - 2 процента в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше <данные изъяты> кв.м. и помещений в них, включённых в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса; объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство Республики Башкортостан утвердило Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определило состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимости (Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость»).В силу пункта 2 вышеуказанного постановления Правительства Республики Башкортостан Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительней власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учётом изменений, внесенных постановлениями Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, вступивших соответственно в силу с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, пункт 3.94 является пунктом 3.95. и в соответствии с вновь введенным п.3.94 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан оно не позднее 1 -го числа очередного периода по налогу определяет перечень и вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость направляет перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества; размещает перечень зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений, в них- нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одно из условий, содержащихся в указанном пункте. В частности, к таким условиям относится предназначение для использования или фактическое использование здания в целях делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с названными положениями Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

На основании статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» Правительством Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (далее - Порядок).

В соответствии с п. 2.1 Порядка определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее Порядка) на основании ежегодно представляемого Управлением Росреестра по Республике Башкортостан перечня объектов недвижимого имущества, выгруженного из баз данных Автоматической информационной системы Государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), в соответствии с составом сведений, определенным Федеральной налоговой службой России (далее - реестр недвижимого имущества) Министерством в срок не позднее 1 -го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организации с учетом рассмотрения обращений собственников объектов недвижимости и (или) их уполномоченных представителей (далее - заявители) по вопросам, касающимся определения вида фактического использования объектов формирует Перечень на очередной налоговый период и размещает его на официальном сайте Министерства.

Пунктом 2.2 Порядка предусмотрено, что в Перечень включаются здания, сооружения, строения и помещения в них.

Согласно п.3.3 Порядка Министерство в течение 15 дней со дня поступления обращения обеспечивает проведение обследования объектов в целях определения вида их фактического использования. Обследование осуществляется комиссией в присутствии заявителя. Состав комиссии утверждается приказом Министерства.

В нарушение установленного порядка суду не представлены данные о включении спорного объекта налогообложения в Перечень на налоговый период 2016 год.

В связи с отсутствием спорного нежилого помещения в Перечне к приказу от ДД.ММ.ГГГГ, Ответчик был лишен возможности обратиться в МЗИО РБ с заявлением об исключении данного объекта недвижимости из данного Перечня.

Обосновывая свои требования, Истец ссылается на письмо Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ «О применении положений ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации к помещениям, не вошедшим в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», которым ФНС направило для использования в работе письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ. Из текста данного письма следует, что «если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром иле торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне».

Одновременно сообщается, что данное письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

В соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, которые издаются в форме приказа или ином установление федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 указанных Правил издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.

Кроме того, Письмом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке применения письменных разъяснений Минфина России…» определено, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

Таким образом, письмо Минфина России не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта, - не является официальным документом, принятым (изданным) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции направленным на установление, изменение или отмену правовых норм.

Следовательно, письма финансовых и налоговых органов носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют субъектам налогообложения руководствоваться непосредственно нормами налогового законодательства, даже если эти нормы отличаются трактовки, изложенной Минфином или ФНС России.

При расчете суммы налога на имущество Истец необоснованно применил кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости - <данные изъяты> рублей. Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты> рублей.

В силу п.7 ст. 3 Налогового Кодекса Российской Федерации, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

С учетом вышеизложенного, к спорному объекту должна быть применена ставка налога - 0,5%, а налоговая база - <данные изъяты> рублей, в этом случае, размер налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ на объект налогообложения - нежилое помещение с кадастровым номером , расположенное по адресу: <адрес>, составит <данные изъяты> рублей (из следующего расчета: <данные изъяты>:3098x621:100x0,5).

Доказательств погашения указанной задолженности ответчиком не представлено.

Исходя из изложенного, с учетом приведенных норм права в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд исковые требования налогового органа признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в указанном выше размере.

Учитывая, что административный истец на основании подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика, в соответствии со ст.114 КАС РФ, с учетом размера удовлетворенных требований подлежит взысканию государственная пошлина в размере 762 рубля в доход соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан к Худяковой Г. Д. о взыскании недоимки по налогу удовлетворить частично.

Взыскать с Худяковой Г. Д. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России по Республике Башкортостан задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 19052,86 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований Межрайонной ИФНС России по Республике Башкортостан к Худяковой Г. Д. о взыскании недоимки по налогу отказать.

Взыскать с Худяковой Г. Д. государственную пошлину в доход бюджета городского округа город Уфа в размере 762 рубля.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья Г.З. Фахрисламова