ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-461/2021 от 16.07.2021 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июля 2021 года рп Одоев Тульской области

Одоевский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Деркача В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Миляевой Е.Н.,

с участием административного истца – исполняющего обязанности прокурора Одоевского района Тульской области Шемберевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-461/2021 по административному исковому заявлению прокурора Одоевского района Тульской области к администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района о признании бездействия незаконным,

установил:

прокурор Одоевского района Тульской области обратился в суд в порядке ст. 39 КАС РФ, выступая в интересах неопределенного круга лиц, с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района о признании бездействия административного ответчика по непринятию муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу незаконным, и возложить на него обязанность принять указанный акт в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что в результате проверки, проведенной прокуратурой района, было установлено, что в администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района в нарушение ч. 4 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ не принят муниципальный нормативно-правовой акт устанавливающий состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу.

Просит суд, с учетом уточнений, признать бездействие административного ответчика по непринятию муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу незаконным.

В судебном заседании административный истец – исполняющая обязанности прокурора Одоевского района Тульской области Шемберева О.А., исковые требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений и просила их удовлетворить, поскольку издание муниципального нормативно-правового акта не делает бездействие административного ответчика до его издания законным. На рассмотрении других требований не настаивает в связи с добровольным их удовлетворением административным ответчиком.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Северо-Одоевская Одоевского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, представил суду заявление, в котором указал, что требования указанные в административном исковом заявлении исполнены в полной мере – администрацией принято постановление № 34 от 7 июля 2021 года «Об утверждении порядка ведения муниципальной долговой книги муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района». Причин неявки суду не сообщил.

С учетом мнения административного истца, судом определено о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного ответчика.

Выслушав исполняющего обязанности прокурора Одоевского района Тульской области Шембереву О.А., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно ст. 2 данного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

На основании ч.ч. 1 - 3 ст. 52 указанного Закона, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.

В силу положений п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения сельского поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований, не допускается.

Согласно п. 2 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ ведение муниципальной долговой книги осуществляется финансовым органом муниципального образования.

Информация о долговых обязательствах вносится указанными органами в муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

В соответствии с п. 4 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ в муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципального образования по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения (прекращения по иным основаниям) полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также иная информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу устанавливаются местной администрацией. В муниципальной долговой книге муниципального образования в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению муниципальных долговых обязательств.

Информация о долговых обязательствах муниципального образования, отраженных в муниципальной долговой книге, подлежит передаче в финансовый орган соответствующего субъекта Российской Федерации. Состав информации, порядок и сроки ее передачи устанавливаются финансовым органом соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 121 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно подп. 1 п 3 ст. 6 Устава муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района (далее - Устав) к вопросам местного значения муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района.

Таким образом, учитывая положения Устава и нормы Бюджетного кодекса РФ, на администрацию муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района возложена обязанность по принятию нормативных правовых актов в сфере бюджетных правоотношений.

Материалами административного дела установлено, что по результатам проведенной в администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района прокуратурой района проверки исполнения бюджетного законодательства, выявлены нарушения, связанные с неполнотой правового регулирования вопросов в сфере бюджетных правоотношений, в частности установлено отсутствии нормативного правового акта регулирующего состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу.

Правовая неурегулированность бюджетных правоотношений влечет нарушение конституционных прав и законных интересов граждан, в том числе, социально незащищенных категорий населения, а также субъектов предпринимательской деятельности.

Вышеуказанные нарушения бюджетного законодательства обозначены в представлении прокурора района от 8 апреля 2021 года № 7-03-2021/93, по результатам рассмотрения которого было привлечено к дисциплинарной ответственности ответственное должностное лицо, а также был разработан проект нормативно-правого акта, который направлен на юридическую экспертизу.

7 июля 2021 года главой администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района издано постановление № 34 «Об утверждении порядка ведения муниципальной долговой книги муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района», которое было опубликовано и вступило в законную силу.

Доказательств, того, что до 7 июля 2021 года администрацией муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района, был разработан и издан нормативно-правовой акт, регулирующий ведение муниципальной долговой книги, суду не представлено, равно как и не представлено доказательств уважительности причин его неиздания до этого момента.

Таким образом, в течение длительного времени администрацией муниципального образования Северо-Одоевское Одоевского района нормативно-правовая база в части разработки и утверждения нормативного правового регулирования бюджетных правоотношений не была приведена в соответствие с действующим законодательством.

Учитывая, что не приведение нормативной правовой базы в соответствие с действующим законодательством длительное время означает произвольную организацию работы органов местного самоуправления в инвестиционной сфере, а также при исполнении бюджетного законодательства, суд находит исковые требования административного истца, с учетом их уточнений, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Одоевского района Тульской области к администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевский район о признании бездействия незаконным, удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования Северо-Одоевское Одоевский район по неразработке муниципального нормативно-правового акта, устанавливающего состав информации, порядок и срок ее внесения в муниципальную долговую книгу незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский районный суд Тульской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22 июля 2021 года.

Председательствующий В.В.Деркач