ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4624/2023 от 24.11.2023 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2023 года город Омск

Судья Центрального районного суд г. Омска Покричук О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени,

установил:

Межрайонная ИФНС России по Омской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ и с п. 1 ст. 23 НК РФ, обязан уплачивать законно установленные налоги.

В связи с исчислением налогов, в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления: от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнение обязанности по уплате транспортного налога, в адрес должника направлены требования в порядке ст. 69, 70, 75 НК РФ. Согласно сведениям единого налогового счета на ДД.ММ.ГГГГ за налогоплательщиком числится отрицательное сальдо в размере 3180,27 рублей, из которых сумма в размере 2260,08 рублей задолженности, включенная в следующие требования: требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ; требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ; требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ; требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ; требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением обязанности по оплате задолженности, налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1

Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления, установленного п. 2 ст. 48 НК РФ, административный истец просит взыскать с ФИО1 ИНН налог и пеню в общем размере 2 260,08 рублей, в том числе: налог на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в общем размере 224 рублей, пеня в размере 7,81 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в общем размере 1 991,85 рублей, пеня в размере 36,42 рублей, а всего на общую сумму 2 260,08 рублей.

Определением суда к участию в деле привлечена в качестве заинтересованного лица ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска.

В судебное заседание, лица, участвующие в деле, не явились. Административный истец Межрайонная ИФНС России по Омской области, административный ответчик ФИО1, заинтересованное лицо ИФНС России по Центральному административному округу г. Омска о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. В исковом заявлении изложено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Положения ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , состоит на налоговом учете в ИФНС России по ЦАО г. Омска, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: омский район, с. <адрес><адрес> доли в праве собственности на квартиру с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В связи с исчислением налогов за 2017 год в отношении указанных объектов налогообложения, налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 611 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 97 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 611 рублей и пени в размере 10,04 рублей. При этом указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 624,24 рубля, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 611 рублей, которая подлежит уплате.

Кроме того, в связи с исчислением налогов за 2018 год в отношении указанных объектов налогообложения, налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 611 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 107 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате земельного налога административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 611 рублей и пени в размере 8,34 рублей. При этом указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 1 293,78 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 1 222 рубля, которая подлежит уплате.

Также, налоговым органом в связи с неисполнением административным ответчиком налоговой обязанности по уплате налога на имущество физических лиц сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 107 рублей и пени в размере 4,36 рублей. При этом указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 114,10 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 107 рублей, которая подлежит уплате.

В связи с исчислением налогов за 2019 год в отношении указанных объектов налогообложения, налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога в размере 611 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 117 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате налогов административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 611 рублей и пени в размере 18,04 рублей, по налогу на имущество физических лиц по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 117 рублей и пени в сумме 3,45 рубля. При этом указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 2 260,01 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 2 057 рублей, которая подлежит уплате.

В связи с исчислением налогов за 2020 год в отношении указанных объектов налогообложения, налоговым органом сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ земельного налога в размере 158 рублей.

В указанный срок налоговая обязанность по уплате налогов административным ответчиком не была исполнена, в связи, с чем сформировано и направлено ДД.ММ.ГГГГ почтой требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ в размере 158,85 рублей. При этом указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 числится общая задолженность в сумме 2 505,96 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 2 215,85 рублей, которая подлежит уплате.

В связи с неисполнением обязанности по уплате задолженности по налогам в установленный в требованиях срок, МИФНС России по Омской области обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, ввиду того что не указан период взыскания налоговой инспекцией, к заявлению приложены налоговые уведомления за 2017-2020 г.г. и требования, доказательств направления которых в адрес должника не представлено. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом повторно предъявлено заявление о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 указанной задолженности. Мировым судьей судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске ДД.ММ.ГГГГ вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, ввиду того что определением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления МИФНС России по Омской области о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 налога на имущество физических лиц, земельного налога, пени на общую сумму 2 260,08 рублей отказано.

ДД.ММ.ГГГГ требование о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени направлено почтой и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч. 4 ст. 391 НК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.Применительно к положениям ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилой дом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В соответствии с положениями ст. 409 НК РФ, направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 3).

Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).

По сведениям филиала ППК «Роскадастр», факт зарегистрированного права собственности подтвержден.

В соответствии с п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

По смыслу ст. 75 НК РФ пеня начисляется в случае оплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным налоговым законодательством сроки либо в случае неоплаты в установленные законом сроки суммы налога.

Представленный административным истцом расчет задолженности, начисленных пеней за указанный период проверен судом и признан арифметически верным, соответствующим обстоятельствам, установленным по делу, положениям п. 3 ст. 75 НК РФ.

Иного расчета, в опровержении представленного налоговым органом, административным ответчиком не представлено.

Согласно представленным сведениям единого налогового счета на ДД.ММ.ГГГГ за налогоплательщиком числится отрицательное сальдо в размере 3 180,27 рублей, из которых сумма 2 260,08 рублей задолженности, включенные в указанные требования.

Применительно к положениям ст.ст. 57, 69, 70, 48 НК РФ процедура и сроки формировании налоговых уведомлений и требований, налоговым органом соблюдена.

Вместе с тем, разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока, суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Применительно к положениям ст. 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, предъявленная сумма налога к моменту предъявления требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не превысила установленной суммы для предъявления требований о ее взыскании в суд, в связи, с чем право на предъявление требований возникло по истечении трех лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Срок для подачи заявления о выдачи судебного приказа истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленной копии заявления о выдачи судебного приказа, оно поступило в судебный участок ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения установленного срока. Определением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске от ДД.ММ.ГГГГ отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении ФИО1, ввиду отсутствия указания периода взыскания, к заявлению приложены налоговые уведомления за 2017-2020г.г. и требования, доказательств направления которых в адрес должника не представлено.

Повторно налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогам и пени ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного срока.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в Омской области отказано МИФНС России по Омской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании недоимки с ФИО1, ввиду того что определением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа.

В то же время административное исковое заявление о взыскании с ФИО1, задолженности по налогу и пени предъявлено ДД.ММ.ГГГГ посредством почтового отправления и поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя почти год с момента первоначального отказа в удовлетворении заявления о выдаче судебного приказа и более десяти месяцев с момента принятия определения мировым судьей по повторно поданному заявлению.

Несмотря на неоднократные разъяснения о представлении доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с административным исковым заявлением, таких доказательств представителями административного истца не представлено. При этом в административном исковом заявлении указано, что доказательств принятия мер по оформлению и направлению ответчику требований о взыскании, а также доказательства уважительности причин пропуска срока на обращение с административным исковым заявлением налоговым органом не представляется возможным.

В качестве доказательств представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о выделении к уничтожению объектов хранения, не подлежащих хранению, в соответствии с которым выделены к уничтожению объекты хранения в электронном виде за 2016, 2017 г.г., а также акт от ДД.ММ.ГГГГ, которые не подтверждают соблюдение возложенной на административного истца обязанности по направлению расчета налога. Из данного акта не следует, что уничтожению подлежали реестры об отправке почтовой корреспонденции, в том числе реестр о направлении в адрес административного ответчика. Иных доказательств представлено не было.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога; в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ст. 52 НК РФ).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (определение от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Кроме того, Конституционным Суд Российской Федерации разъяснено, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение от ДД.ММ.ГГГГ-О-О).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (определение от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Из материалов дела следует, что указанная обязанность налоговым органом не соблюдена. Доказательств обратному не представлено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, административные исковые требования Межрайонной ИФНС России по Омской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 224 рублей, пени в размере 7,81 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в общем размере 1 991,85 рублей, пени в размере 36,42 рублей, а всего на общую сумму 2 260,08 рублей, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной ИФНС России по Омской области к ФИО1, ИНН о взыскании задолженности по налогу на имущество с физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 224 рублей, пени в размере 7,81 рублей, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенном в границах сельских поселений в общем размере 1 991,85 рублей, пени в размере 36,42 рублей, а всего на общую сумму 2 260,08 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья ФИО3

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ