ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-462/19 от 10.07.2019 Долинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-462/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2019 года г. Долинск

Долинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи М.П. Повраковой, при секретаре судебного заседания Н.М. Шаповаловой

с участием: помощника Долинского городского прокурора А.В. Чернышевой,

представителя администрации муниципального образования городской округ «Долинский» Е.В. Амелиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Долинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» о признании незаконным бездействия в части не организации и необеспечения проведения мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги, возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Долинский городской прокурор обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» о признании незаконным бездействия в части не организации и необеспечения проведения мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги, возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги.

Требования прокурора мотивированы тем, что Долинской городской прокуратурой во исполнение поручения прокуратуры области проведена проверка по обращению ФИО4 по вопросу правомерности предоставления земельного участка с кадастровым номером в <адрес> в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акта российской Федерации». Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Долинский» на основании договора безвозмездного пользования в рамках реализации названного закона сроком на 5 лет гражданину предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> между улицами <адрес>. Осмотром спорного земельного участка установлено, что вдоль границы участка со стороны улицы <адрес> имеется автомобильная дорога, которая в реестре муниципальной собственности не значится, на кадастровый учет не поставлена, оценка технического состояния и паспортизация дороги не проводилась. В настоящее время дорога не находится в ведении какого – либо органа или учреждения, в связи с чем обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи. Непринятие данной автодороги в муниципальную собственность МО ГО «Долинский» может повлечь нарушения прав жителей <адрес> на обеспечение безопасности дорожного движения. Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации МО ГО «Долинский» в части не организации и необеспечения проведения мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги, возложить на администрацию МО ГО «Долинский» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить проведение мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги.

В судебном заседании помощник Долинского городского прокурора А.В. Чернышева заявленные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Представитель администрации муниципального образования городской округ «Долинский» Амелина А.В. в судебном заседании полностью не согласилась с иском прокурора, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Долинский» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги <адрес> в <адрес> со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и исследовав совокупность доказательств, суд приходит к следующим выводам.

Статьи 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов. Тогда как пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 7 августа 2009 года N 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно статьям 5, 6, 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.

К вопросам местного значения городского округа согласно ст. 7 "Устава муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации" относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 43 "Устава муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области Российской Федерации" администрация городского округа, осуществляя исполнительно-распорядительные функции, направленные на решение вопросов местного значения городского округа и исполнение федерального и регионального законодательства, Устава городского округа, нормативных правовых актов Собрания городского округа, главы городского округа, самостоятельно решает вопросы управления и наделена в числе прочих полномочиями по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок классификации автомобильных дорог (их участков) в Российской Федерации (далее - автомобильная дорога) и их отнесения к категориям автомобильных дорог в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств определяется постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" (вместе с "Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог").

Согласно п. 5 Правил, отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению. Отнесение автомобильной дороги необщего пользования соответственно федерального, регионального или межмуниципального и местного значения к категории автомобильной дороги может осуществляться в соответствии с иными показателями, установленными соответственно федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится автомобильная дорога, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления (п. 6 Правил).

В соответствии с п. 3 и п. 4 Приказа Минтранса РФ от 27.08.2009 N 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год.

Пунктом 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования.

Согласно Приказу Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по их содержанию (раздел IV п. 9 пп. 4).

Согласно пп. 4 пункта 9 раздела IV классификации работ по содержанию автомобильных дорог, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Из Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" (утв. Минавтодором РСФСР) следует, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее срока службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.

Как установлено судом, по обращению ФИО4 Долинской городской прокуратурой проведена проверка по вопросу правомерности предоставления земельного участка с кадастровым номером в <адрес> в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акта российской Федерации».

Проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Долинский» по договору безвозмездного пользования -ДВГ в рамках реализации названного закона сроком на 5 лет ФИО7 предоставлен земельный участок с кадастровым номером , расположенный в <адрес> между улицами <адрес>.

В результате осмотра названного земельного участка установлено, что вдоль границы участка со стороны улицы <адрес> имеется автомобильная дорога, которая в реестре муниципальной собственности не значится, на кадастровый учет не поставлена, оценка технического состояния и паспортизация дороги не проводилась. Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования улично – дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ, сообщением администрации МО ГО «Долинский» от ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению комитета по управлению муниципальной собственностью МО ГО «Долинский» автодорога – <адрес> в <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности МО ГО «Долинский» не значится.

По данным Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области объект недвижимости – автомобильная дорога, расположенная в <адрес>, в реестре объектов государственной собственности Сахалинской области не значится, к областному уровню собственности не относится.

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок, автомобильная дорога – <адрес> в <адрес> на кадастровом учете не состоит.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ «Долинский», утвержденных решением собрания МО ГО "Долинский" от ДД.ММ.ГГГГ, карты градостроительного зонирования, в <адрес> имеется улица <адрес>, на которой расположены жилые дома.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 22684) объектами учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости.

В силу п. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 255 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, рассматриваемый участок находится в границах муниципального образования городской округ Долинский» и используется неограниченным кругом лиц, следовательно, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения. В настоящее время автомобильная дорога – улица <адрес> в <адрес> не находится в ведении какого – либо органа или учреждения, в связи с чем обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи. Судом установлено, и подтверждается ответчиком, что паспортизация, оценка технического состояния автомобильной дороги <адрес> в <адрес> и определение категории указанной автомобильной дороги не проводились.

Поскольку спорная дорога, как установлено судом, обладает всеми признаками бесхозяйной недвижимой вещи, а бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, то именно ответчик как уполномоченный исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления был обязан своевременно выявить бесхозяйное имущество и принять меры по оформлению муниципальной собственности на указанное имущество, чего последним не сделано.

Не обращение ответчика в Управление Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии автомобильной дороги на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При установленных обстоятельствах, когда указанный прокурором объект инфраструктуры классифицируется как автодорога общего пользования, на основании положений Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", бездействие администрации МО ГО «Долинский», в части не организации и не обеспечения проведения мероприятий по принятию в муниципальную собственность МО ГО «Долинский» спорной автомобильной дороги влечет нарушение требований действующего законодательства и безусловно нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Долинского района на безопасность дорожного движения по ней. Заявленные требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке, в течение которого ответчик обязан организовать и обеспечить проведение мероприятий по принятию в муниципальную собственность МО ГО «Долинской автомобильной дороги, постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории с учетом заслуживающих внимание обстоятельств, в том числе объема предстоящих работ, суд полагает, что предложенный прокурором двух месячный срок, является не достаточным, и обязывает ответчика устранить нарушения в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Суд обращает внимание и на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО ГО «Долинский» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги <адрес> в <адрес> со сроком выполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Долинского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ «Долинский» о признании незаконным бездействия в части не организации и необеспечения проведения мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги, возложении обязанности организовать и обеспечить проведение мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги удовлетворить.

Признать незаконным бездействие в части не организации и необеспечения проведения мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги.

Возложить на администрацию муниципального образования городской округ «Долинский» обязанность организовать и обеспечить проведение мероприятий по принятию в муниципальную собственность муниципального образования городской округ «Долинский», включению в реестр автомобильных дорог местного значения общего пользования муниципального образования городской округ «Долинский», постановки на государственный кадастровый учет, по оценке технического состояния, паспортизации и присвоении категории в отношении автомобильной дороги в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами участвующими в деле в Сахалинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Долинский городской суд Сахалинской области.

Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 июля 2019 года.

Судья М.П. Повракова