Дело № 2а-462/2021
11RS0009-01-2021-000986-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Княжпогостского районного суда Республики Коми Закидальский Д.Е.,
рассмотрев 28 июля 2021 года в г. Емве Республики Коми в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Княжпогостского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по сетевому адресу: https://yandex.ru/video/preview/?text=петли+на+лису+своими+руками+видео&path=wizard&parent-reqid=1624966257616338-10409391608756940684-balancer-knoss-search-yp-sas-29-BAL-106&wiz_type=vital&filmId=12711772150943393874&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DrAdd8i7pTG8.
В обоснование административного иска указано, что в результате мониторинга интернет-ресурсов сети «Интернет» по указанному адресу выявлены материалы, противоречащие действующему законодательству об охране окружающей среды, информация по указанному адресу содержит сведения о способе изготовления и подробную инструкцию об осуществлении охоты запрещенным орудием, использование которого влечет уголовную ответственность. Наличие данной информации и ее доступность неограниченному кругу лиц, противоречит требованиям действующего законодательства.
С учетом представленных уточнений прокурор Княжпогостского района просит признать информацию, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на видеохостинге YouTube по URL - адресу: https://www.youtube.com/watch?v=rAdd8i7pTG8. Также прокурором заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
Управлением Роскомнадзора по Республики Коми направлен отзыв на административный иск прокурора с учетом уточненных требований, где указав, что требования поддерживают, просят рассмотреть дело без участия представителя Управления. Против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не возражают.
Административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства на основании пункта 1 части 1 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Суд, исследовав материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством (пункт 1). Запрещено распространение, в том числе, иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (пункт 6).
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения, в том числе, также материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости (статья 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»).
В соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации.
Отношения в области охоты регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 209-ФЗ правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается на ряде принципов, среди которых: обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия; использование охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными; определение объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов; платность пользования охотничьими ресурсами.
Пунктом 61 приказа Минприроды России от 24.07.2020 № 477 «Об утверждении Правил охоты» предусмотрено, что отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными.
Согласно пункту 62.24 указанного приказа при осуществлении охоты запрещается применение петель для добычи копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, за исключением случаев отлова волка, шакала, зайца беляка, белой и тундряной куропаток, рябчика, глухаря.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при рассмотрении уголовных дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона № 209-ФЗ под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.
Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.
Статьей 258 Уголовного кодекса РФ за незаконную охоту установлена уголовная ответственность.
Лица, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, могут быть привлечены к уголовной ответственности в качестве пособников по части 5 статьи 33 - статьи 258 УК РФ.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения (статья 7.11 КоАП РФ); за нарушение правил охоты и другие виды пользования объектами животного мира (статья 8.37 КоАП РФ).
Таким образом, действующим законодательством установлен запрет и необходимость ограничения доступа к информации о способе изготовления запрещенного орудия добычи объектов животного мира.
Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта: https://www.youtube.com/watch?v=rAdd8i7pTG8 выявлена информация, содержащая сведения о способе изготовления и подробная инструкция об осуществлении охоты запрещенным орудием, использование которого влечет уголовную ответственность, владельца сайта установить не представилось возможным.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует.
Эта информация размещена и на момент рассмотрения настоящего дела.
В силу статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» (часть 1). В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2). Основанием для включения в реестр указанных сведений является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5).
На основании изложенного и учитывая, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: https://www.youtube.com/watch?v=rAdd8i7pTG8, доступ к которому имеет неограниченный круг лиц, размещена информация, содержащая сведения о способе изготовления и подробная инструкция об осуществлении охоты запрещенным орудием, то есть информация, которая может способствовать совершению противоправных деяний, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность, суд в силу вышеуказанных требований закона приходит к выводу, что данная информация подлежит признанию запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5, 291, 293-294 КАС, судья
решил:
административный иск прокурора Княжпогостского района Республики Коми удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на видеохостинге YouTube по URL - адресу: https://www.youtube.com/watch?v=rAdd8i7pTG8, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Коми для включения указанной страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (Санкт – Петербург) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья Д.Е. Закидальский