Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2020 года
66RS0004-01-2020-001104-33
Дело № 2а-4632/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2020 года г. Екатеринбург
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Романычевой О.В.
с участием старшего помощника прокурора города Екатеринбурга Стольниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95» к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение № схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных по <адрес>
УСТАНОВИЛ:
ООО «Беркут-96» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение № схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес>
В обоснование административного иска указано, что ООО «Беркут-95» осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продовольственных товаров и печатной продукции через нестационарные торговые объекты: павильон «Фрукты-овощи», киоск «Пресса», расположенных <адрес> Приложением № оспариваемого постановления № от 19 декабря 2018 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района г. Екатеринбурга.
Место размещения нестационарных торговых объектов административного истца в схему включено не было, что влечет незаконность размещения объекта на территории, лишает административного истца возможности законно осуществлять предпринимательскую деятельность, соответственно нарушая его права.
Издание оспариваемого постановления № от 19 декабря 2018 года противоречит ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ, поскольку утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП.
На основании изложенного административный истец просит признать недействующим постановление Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение № схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес> обязать Администрацию города Екатеринбурга принять новый нормативно-правовой акт в оспариваемой части.
В судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержал, по изложенным в нем предмету и основаниям, на удовлетворении требований настаивал.
Представитель административного ответчика Администрации города Екатеринбурга, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в ранее представленном при рассмотрении дела письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ленинского района города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, из отзыва следует, что требования административного истца полагает необоснованными.
С учетом положений ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке с принятием решения.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив оспариваемые постановления на соответствие нормативно-правовым актам, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска необоснованными, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 8,9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом № 381-ФЗ.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов урегулированы ст. 10 Закона № 381-ФЗ, согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 16 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены указанным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 № 8/1 Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области.
На основании ст. 48 Устава нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", решением Екатеринбургской городской Думы отнесено к компетенции Администрации города Екатеринбурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам местного значения и вопросам, отнесенным к компетенции Администрации города Екатеринбурга принимаются в форме постановления.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной сети субъекта Российской Федерации.
Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП.
На основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 17 марта 2011 года № 992 органом уполномоченным на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов является Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга.
Целями разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов Порядком отнесены: удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению и:ваний безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.
Согласно пункту 21 Порядка, разработка схемы размещения включает в себя следующие основные этапы: принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о работке схемы размещения; сбор предложений о размещении мест нестационарной торговли и торговых объектов местного значения от населения и субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, при необходимости возможно проведение общественных слушаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке; согласование с федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти Свердловской области, являющимся уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, которое осуществляется в соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»; разработка проекта схемы размещения; утверждение схемы размещения; опубликование схемы размещения.
Судом установлено подтверждается материалами дела, что ООО «Беркут-95» осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продовольственных товаров и печатной продукции через нестационарные торговые объекты: павильон «Фрукты-овощи», киоск «Пресса», расположенных <адрес>
Оспариваемым постановлением Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Постановление оспорено в части не включения в Приложение № схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес>
Из представленных административным ответчиком доказательств следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, сходящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 17.03.2011 № 992 «Об определении уполномоченного органа на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.03.2015 № 639 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции «Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.04.2018 |№ 887 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», статьями 35, 37, 53 Устава муниципального образования «город Екатеринбург».
Постановление Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года в установленном порядке опубликовано в газете «Вечерний Екатеринбург» 21 декабря 2018 года. Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления с соблюдением правил его принятия.
Порядок принятия оспариваемого постановления и компетенция лица, его принявшего, административным истцом не оспариваются. Нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления судом не установлено.
Разрешая доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В соответствии с пунктом 26 Порядка № 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются: 1) наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка; 2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.
В пункте 16 Порядка № 295-ПП установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов.
Основанием для невключения нестационарного торгового объекта административного истца в схему, утвержденную оспариваемым постановлением послужило расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу.
Как следует из представленных доказательств, между ООО «Беркут-95» и Администрацией Ленинского района г. Екатеринбурга 20 января 2010 года заключен договор аренды № земельного участка расположенного на пересечении улиц <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, под размещение торгового павильона.
Указанный договор аренды расторгнут в одностороннем порядке, путем направления уведомления № от 13 февраля 2019 года.
В силу п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда договор заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом сторону - за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца.
Для отказа от договора аренды в порядке статьи 610 Гражданского кодекса РФ необходимо волеизъявление только одной стороны договора. При этом в данном случае не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июля 2011 года № 3318/11, лицо, состоящее в договорных отношениях с другим лицом, не может предполагать о прекращении этих отношений по правилам п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации до тех пор, пока оно не будет проинформировано об одностороннем отказе контрагента от исполнения сделки, а потому договорные отношения считаются прекращенными с момента доставки соответствующего уведомления. Уведомление о расторжении договора аренды административным истцом не оспорено, доказательств иных обстоятельств материалы дела не содержат.
Из доводов представителя ответчика и представленных в материалы дела доказательств следует, что плата за размещение нестационарных торговых объектов, начиная с 2019 года не начисляется.
Согласно инвентаризационной описи Администрации Ленинского района города Екатеринбурга, утвержденной Приказом Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 21 марта 2018 года № 36/41/6519-05, по <адрес> расположены два нестационарных торговых объекта, принадлежащие заявителю, нестационарные торговые объекты расположены на земельном участке третьих лиц, в границах земельного участка с растровым номером №
По данным государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером №6 площадью <данные изъяты> кв. м., на котором расположен многоквартирный дом, проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет. Сведения внесены 09 апреля 2013 года.
В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).
В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, участок с кадастровым номером 66:41:0402012:6 находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном многоквартирном доме.
Поскольку нестационарные торговые объекты фактически частично размещены на земельном участке многоквартирного дома, невключение мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона №381-ФЗ. Орган местного самоуправления вправе включать в схему размещения нестационарных торговых объектов только те объекты, которые размещены или подлежат размещению на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При наличии указанных обстоятельств у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения в схему спорных торговых объектов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95» к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга № от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение № схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Т.В. Макарова