ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4632/20 от 24.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 08 декабря 2020 года

66RS0004-01-2020-001104-33

Дело № 2а-4632/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2020 года г. Екатеринбург

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Романычевой О.В.

с участием старшего помощника прокурора города Екатеринбурга Стольниковой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95» к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных по <адрес>

УСТАНОВИЛ:

ООО «Беркут-96» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес>

В обоснование административного иска указано, что ООО «Беркут-95» осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продовольственных товаров и печатной продукции через нестационарные торговые объекты: павильон «Фрукты-овощи», киоск «Пресса», расположенных <адрес> Приложением оспариваемого постановления от 19 декабря 2018 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Ленинского района г. Екатеринбурга.

Место размещения нестационарных торговых объектов административного истца в схему включено не было, что влечет незаконность размещения объекта на территории, лишает административного истца возможности законно осуществлять предпринимательскую деятельность, соответственно нарушая его права.

Издание оспариваемого постановления от 19 декабря 2018 года противоречит ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ, поскольку утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, внесение изменений в схему не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы, а также Порядку разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП.

На основании изложенного административный истец просит признать недействующим постановление Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес> обязать Администрацию города Екатеринбурга принять новый нормативно-правовой акт в оспариваемой части.

В судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержал, по изложенным в нем предмету и основаниям, на удовлетворении требований настаивал.

Представитель административного ответчика Администрации города Екатеринбурга, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в ранее представленном при рассмотрении дела письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Администрации Ленинского района города Екатеринбурга в судебное заседание не явился, из отзыва следует, что требования административного истца полагает необоснованными.

С учетом положений ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке с принятием решения.

Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив оспариваемые постановления на соответствие нормативно-правовым актам, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска необоснованными, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 8,9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Предметом оспаривания по настоящему делу является постановление Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, осуществления иных полномочий, предусмотренных Законом № 381-ФЗ.

Особенности размещения нестационарных торговых объектов урегулированы ст. 10 Закона № 381-ФЗ, согласно которой размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Перечень вопросов местного значения внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст. 16 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены указанным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Устава муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 30 июня 2005 № 8/1 Администрация города Екатеринбурга является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области.

На основании ст. 48 Устава нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", решением Екатеринбургской городской Думы отнесено к компетенции Администрации города Екатеринбурга, или индивидуальные правовые акты по вопросам местного значения и вопросам, отнесенным к компетенции Администрации города Екатеринбурга принимаются в форме постановления.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой стельности в Российской Федерации» схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной сети субъекта Российской Федерации.

Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2017 года № 295-ПП.

На основании Постановления Администрации города Екатеринбурга от 17 марта 2011 года № 992 органом уполномоченным на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов является Комитет по товарному рынку Администрации города Екатеринбурга.

Целями разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов Порядком отнесены: удовлетворение потребности населения в доступности продовольственных и непродовольственных товаров (услуг) малыми форматами розничной торговли; достижение и последующее соблюдение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Свердловской области площадью нестационарных торговых объектов; соблюдение прав и законных интересов населения по обеспечению и:ваний безопасности при размещении нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Свердловской области; обеспечение единства требований к размещению нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области; соблюдение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих торговую деятельность, при разработке схемы размещения, внесении в нее изменений по инициативе органов местного самоуправления, включая применение компенсационных механизмов; формирование многоформатной торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли.

Согласно пункту 21 Порядка, разработка схемы размещения включает в себя следующие основные этапы: принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о работке схемы размещения; сбор предложений о размещении мест нестационарной торговли и торговых объектов местного значения от населения и субъектов предпринимательской деятельности, иных заинтересованных лиц, при необходимости возможно проведение общественных слушаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке; согласование с федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом государственной власти Свердловской области, являющимся уполномоченным органом по управлению государственным имуществом, включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности, которое осуществляется в соответствии с Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»; разработка проекта схемы размещения; утверждение схемы размещения; опубликование схемы размещения.

Судом установлено подтверждается материалами дела, что ООО «Беркут-95» осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже продовольственных товаров и печатной продукции через нестационарные торговые объекты: павильон «Фрукты-овощи», киоск «Пресса», расположенных <адрес>

Оспариваемым постановлением Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Постановление оспорено в части не включения в Приложение схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес>

Из представленных административным ответчиком доказательств следует, что схема размещения нестационарных торговых объектов разработана в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, сходящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов», Постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2017 № 295-ПП «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 17.03.2011 № 992 «Об определении уполномоченного органа на разработку схем размещения нестационарных торговых объектов», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 12.03.2015 № 639 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции «Разработка схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.04.2018 |№ 887 «О разработке схемы размещения нестационарных объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург», статьями 35, 37, 53 Устава муниципального образования «город Екатеринбург».

Постановление Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года в установленном порядке опубликовано в газете «Вечерний Екатеринбург» 21 декабря 2018 года. Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции органа местного самоуправления с соблюдением правил его принятия.

Порядок принятия оспариваемого постановления и компетенция лица, его принявшего, административным истцом не оспариваются. Нарушений процедуры принятия оспариваемого постановления судом не установлено.

Разрешая доводы административного истца о нарушении оспариваемым постановлением положений ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ, суд приходит к следующим выводам.

В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В соответствии с пунктом 26 Порядка № 295-ПП основаниями для отказа во включении мест размещения нестационарных торговых объектов в Схему размещения по заявлению субъектов предпринимательской деятельности являются: 1) наличие обстоятельств, указанных в п. 16 настоящего Порядка; 2) расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу; 3) расположение места размещения нестационарного торгового объекта, не обеспечивающее безопасность дорожного движения.

В пункте 16 Порядка № 295-ПП установлен запрет на включение мест размещения нестационарных объектов, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации и Свердловской области, а также правовых актов.

Основанием для невключения нестационарного торгового объекта административного истца в схему, утвержденную оспариваемым постановлением послужило расположение места размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, предоставленном в установленном порядке другому лицу.

Как следует из представленных доказательств, между ООО «Беркут-95» и Администрацией Ленинского района г. Екатеринбурга 20 января 2010 года заключен договор аренды земельного участка расположенного на пересечении улиц <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м, под размещение торгового павильона.

Указанный договор аренды расторгнут в одностороннем порядке, путем направления уведомления от 13 февраля 2019 года.

В силу п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда договор заключен на неопределенный срок, каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом сторону - за один месяц, а при аренде недвижимого имущества - за три месяца.

Для отказа от договора аренды в порядке статьи 610 Гражданского кодекса РФ необходимо волеизъявление только одной стороны договора. При этом в данном случае не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июля 2011 года № 3318/11, лицо, состоящее в договорных отношениях с другим лицом, не может предполагать о прекращении этих отношений по правилам п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации до тех пор, пока оно не будет проинформировано об одностороннем отказе контрагента от исполнения сделки, а потому договорные отношения считаются прекращенными с момента доставки соответствующего уведомления. Уведомление о расторжении договора аренды административным истцом не оспорено, доказательств иных обстоятельств материалы дела не содержат.

Из доводов представителя ответчика и представленных в материалы дела доказательств следует, что плата за размещение нестационарных торговых объектов, начиная с 2019 года не начисляется.

Согласно инвентаризационной описи Администрации Ленинского района города Екатеринбурга, утвержденной Приказом Администрации Ленинского района города Екатеринбурга от 21 марта 2018 года № 36/41/6519-05, по <адрес> расположены два нестационарных торговых объекта, принадлежащие заявителю, нестационарные торговые объекты расположены на земельном участке третьих лиц, в границах земельного участка с растровым номером

По данным государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 6 площадью <данные изъяты> кв. м., на котором расположен многоквартирный дом, проведены кадастровые работы и осуществлен государственный кадастровый учет. Сведения внесены 09 апреля 2013 года.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 66 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении его проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (ч. 2 ст. 16 Вводного закона).

В силу чч. 2 и 5 ст. 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Таким образом, участок с кадастровым номером 66:41:0402012:6 находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Поскольку нестационарные торговые объекты фактически частично размещены на земельном участке многоквартирного дома, невключение мест размещения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона №381-ФЗ. Орган местного самоуправления вправе включать в схему размещения нестационарных торговых объектов только те объекты, которые размещены или подлежат размещению на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При наличии указанных обстоятельств у административного ответчика отсутствовали правовые основания для включения в схему спорных торговых объектов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление соответствует требованиям законодательства и не нарушает прав административного истца в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95» к Администрации города Екатеринбурга о признании недействующим постановления Администрации города Екатеринбурга от 19 декабря 2018 года «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в части не включения в Приложение схемы размещения места размещения объектов, принадлежащих общества с ограниченной ответственностью «Беркут-95», расположенных <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова