ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4638/19 от 05.03.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2а-633/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 марта 2020 г. г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Грачевой Н.Ю.,

при секретаре Караульновой О.В.,

с участием представителя административного истца МИФНС России №1 по Псковской области - Самохваловой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области к Бодрову А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №1 по Псковской области обратилась в суд с административным иском к Бодрову А.Н., в котором просила взыскать с административного ответчика задолженность по уплате страховых взносов за 2018 год в общей сумме 32 753,18 руб.

Требование обосновано тем, что административный ответчик осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего и на основании ст.419 Налогового кодекса РФ является плательщиком страховых взносов. Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в 2018 году административный ответчик не исполнил.

Представитель административного истца МИФНС России №1 по Псковской области Самохвалова Н.Г. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик Бодров А.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия. В судебных заседаниях 11.02.2020 и 26.02.2020 полагал заявленные требования необоснованными, поскольку ст.419 Налогового кодекса РФ признана неконституционной, он является индивидуальным предпринимателем, что следует из уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан ОГРНИП, соответственно, разрешение данного спора не подсудно суду общей юрисдикции. Также полагал, что размер страховых взносов должен быть рассчитан за период, начиная с 29.03.2018, когда в налоговый орган поступили сведения о том, что он является арбитражным управляющим.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено при данной явке.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

С принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 423-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 1 января 2017 г. изменился действовавший порядок администрирования и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды, на Федеральную налоговую службу России возложены функции по администрированию страховых взносов. С этой же даты отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулирует глава 24 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса РФ арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов, виды, размер и порядок исчисления и уплаты которых определены в статьях 430 и 432 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, в силу п.4.1 которой уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об арбитражных управляющих, оценщиках, занимающихся частной практикой, - членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.

Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Из материалов дела следует и установлено судом, что согласно уведомлению о постановке на учет физического лица в налоговом органе Бодров А.Н. осуществляет деятельность в качестве арбитражного управляющего с 28.03.2017 (л.д.61).

В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов налоговый орган направил Бодрову А.Н. требование № 27814 по состоянию на 19.11.2018 с предложением оплатить задолженность по пени по уплате страховых взносов в сумме 469,33 руб. в срок до 11.12.2018 (л.д.15-16), а также требование № 5275 по состоянию на 28.01.2019 с предложением в срок до 19.03.2019 оплатить задолженность по страховым взносам в общей сумме 32 385,0 руб. и пени в сумме 150,59 руб. (л.д.19-20).

Требования налогового органа административный ответчик также не исполнил.

Определением мирового судьи судебного участка № 32 г. Пскова от 10.07.2019 отменен судебный приказ от 21.06.2019 о взыскании с Бодрова А.Н. недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 34 387,56 руб.

Таким образом, поскольку административный ответчик Бодров А.Н., осуществляющий деятельность в качестве арбитражного управляющего, являющийся плательщиком страховых взносов, не исполнял обязанность по уплате страховых взносов в фиксированной сумме на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2018 год, требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что он является индивидуальным предпринимателем, о неверном периоде расчета страховых взносов и признании неконституционной ст. 419 Налогового кодекса РФ суд во внимание не принимает.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Бодров И.Н. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 30.10.2013 (л.д.51-56).

То обстоятельство, что в уведомлении о постановке на учет физического лица в налоговом органе, которое представлено административным ответчиком, указан ОГРНИП, не свидетельствует само по себе о наличии у административного ответчика статуса индивидуального предпринимателя (л.д.38).

В судебном заседании представитель административного истца пояснил, что указание в уведомлении о постановке на учет физического лица в налоговом органе, которое выдано административному ответчику, связано с несовершенством программного обеспечения. В настоящее время недоработки программы устранены, представила уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе в отношении Бодрова А.Н., где отсутствует указание ОГРНИП.

Таким образом, разрешение настоящего спора подсудно суду общей юрисдикции.

Административный ответчик постановлен на учет в налоговом органе с 28.03.2017 на основании сведений о членах саморегулируемой организации арбитражных управляющих, представленных уполномоченным федеральным органом - Росреестром. Тот факт, что указанные сведения направлены в налоговый орган 29.03.2018, т.е. с нарушением срока, установленного п.4.1 ст.85 Налогового кодекса РФ, не освобождает административного ответчика от обязанности оплачивать страховые взносы с момента получения статуса арбитражного управляющего и внесения в реестр. В судебном заседании административный ответчик Бодров А.Н. не отрицал получение статуса арбитражного управляющего в 2017 году, а также уплату страховых взносов за 2017 год.

Признание Постановлением Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 № 5-П подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации несоответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не освобождает административного ответчика, являющегося военным пенсионером от обязанности оплачивать страховые взносы.

Согласно ч.1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом при рассмотрении административного иска, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

МИФНС России №1 по Псковской области в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче административного искового заявления.

Административный ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины. В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 НК РФ размер государственной пошлины составляет 1 182,60 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области к Бодрову А.Н. о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворить.

Взыскать с Бодрова А.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 26 545 руб., пеня в сумме 307,81 руб.

Взыскать с Бодрова А.Н. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 5840 руб., пеня в сумме 60,37 руб. на расчетный счет №40101810400001010002 ГРКЦ ГУ Банка России по Псковской области г. Псков, БИК 045805001, получатель ИНН 6027022228 КПП 602701001 УФК МФ РФ по Псковской обл. (Межрайонная ИФНС России № 1 по Псковской области, г. Псков).

Взыскать с Бодрова А.Н. в доход бюджета муниципального образования г. Псков государственную пошлину в сумме 1 182,60 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись Н.Ю. Грачева

Решение в окончательной форме изготовлено 10.03.2020.