РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Баяндай ДД.ММ.ГГГГ
Баяндаевский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ербадаева С.В., при секретаре судебного заседания Алсановой Г.Н., с участием представителя административного истца- помощника прокурора Баяндаевского района Замбаловой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению прокурора Баяндаевского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Хогот» о признании незаконным бездействия по разработке программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры, о возложении обязанности по разработке программы,
установил:
Прокурор Баяндаевского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Хогот» по разработке Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры и возложении на администрацию муниципального образования «Хогот» обязанности по разработке и направлению, в срок до 01 июня 2018 года, на утверждение в представительный орган данной программы.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что согласно информации Службы архитектуры Иркутской области по итогам мониторинга разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур Программа комплексного развития систем социальной инфраструктуры муниципальным образованием не разработана. Вместе с тем, бездействие администрации муниципального образования «Хогот» по утверждению названной Программы может повлечь не обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального развития, градостроительного зонирования и планировки территории, что нарушает интересы жителей муниципального образования.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хогот» по разработке программы комплексного развития систем социальной инфраструктур, обязать администрацию названного муниципального образования разработать программу комплексного развития систем социальной инфраструктуры и в срок до 01 июня 2018 года направить ее для утверждения в Думу муниципального образования «Хогот».
В судебном заседании представитель административного истца- помощник прокурора Баяндаевского района Замбалова Т.В. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела без их участия, исковые требования признает.
В силу ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
С учетом того, что явка представителя административного ответчика не была признана судом обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.
Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу п.6.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Понятие программ комплексного развития систем указанных инфраструктур, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ст. 8 Градостроительного комплекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов (ст.26 ч.5.1 Градостроительного кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что Решением Думы муниципального образования «Хогот» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план муниципального образования «Хогот». Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства Программа комплексного развития систем социальной инфраструктуры муниципальным образованием не разработана и не утверждена. Данный факт подтверждается информацией Службы архитектуры Иркутской области, а также объяснением главы муниципального образования ФИО1
Отсутствие данной Программы нарушает права граждан на надлежащее получение ими социальных услуг, необходимого качества через соответствующие системы инфраструктуры, что влечет за собой нарушение прав граждан на здоровье, на благоприятную окружающую среду.
Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве его основного свойства и принципа взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Решая вопрос о судебных расходах, суд исходит из положений п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, согласно которого органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление прокурора Баяндаевского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Хогот» о признании незаконным бездействия по разработке Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры, о возложении обязанности по разработке программы, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Хогот» по разработке Программы комплексного развития систем социальной инфраструктуры.
Обязать администрацию муниципального образования «Хогот» разработать Программу комплексного развития систем социальной инфраструктуры и в срок до 01 июня 2018 года направить ее для утверждения в Думу муниципального образования «Хогот».
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение одного месяца со дня принятия через Баяндаевский районный суд Иркутской области.
Председательствующий