Дело № 2 а – 463/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Солнечный 10.08.2018
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
с участием прокурора Никонова А.С.,
при секретаре Плотниковой Е.В.,
а также с участием представителя административного истца ФИО1,
административного ответчика ФИО2,
представителя заинтересованного лица ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению избирательной комиссий муниципального образования Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к ФИО2 об отмене регистрации кандидата на главу Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
избирательная комиссия муниципального образования Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края (далее ИКМО) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 об отмене регистрации кандидата, мотивируя тем, что 17.07.2018 постановлением № 7 избирательной комиссии муниципального образования Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района ФИО2 зарегистрирован кандидатом на должность главы Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Регистрация кандидата ФИО2 подлежит отмене в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, в связи с нарушением кандидатом п.3 ст. 33 названного Закона.
Избирательной комиссией указанное выше решение о регистрации кандидата ФИО2 принято с нарушением подп. «в2» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Просила суд отменить регистрацию кандидата ФИО2, зарегистрированного постановлением избирательной комиссии муниципального образования Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края от 17.07.2018 № 7 «О регистрации кандидатов на главу Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края».
В судебном заседании представитель административного истца – председатель ИКМО ФИО1 административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административно исковом заявлении, суду пояснила, что 09.09.2018 назначены выборы главы Горненского сельского поселения. 14.07.2018 ФИО2 подал документы о регистрации кандидатом на указанную должность. Документы от ФИО2 принимала ФИО4, которая входит в состав ИКМО. Кода она (ФИО1) изучила пакет документов, представленный ФИО2, то обнаружила, что последним не представлены сведения о размере и об источниках дохода, о принадлежащем ему имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах. Она (ФИО1) заблаговременно, перед заседанием комиссии о регистрации кандидатов, позвонила ФИО2 и сообщила о недостающих документах, на что последний сообщил, что им предоставлена ксерокопия с предвыборного плаката, где указаны все необходимые сведения о его доходах и имуществе, пообещал предоставить недостающие документы. Она полагала, что административный ответчик ответственный человек и предоставит недостающие документы. ФИО2 в нарушение норм Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 был зарегистрирован кандидатом на должность главы Горненского городского поселения решением ИКМО от 17.07.2018 № 7, ему выдано удостоверение о регистрации кандидатом, однако документы административный ответчик так и не представил. В ИКМО от другого кандидата ФИО5 поступило заявление о проверке документов, предоставленных ФИО2 Проверкой установлено, что решение о регистрации кандидата ФИО2 принято незаконно.
Просила признать принятое ИКМО решение от 17.07.2018 № 7 о регистрации кандидата ФИО2 незаконным и отменить регистрацию указанного кандидата.
Административный ответчик ФИО2 с иском не согласился и суду пояснил, что 14.07.2018 он подал члену ИКМО ФИО6 документы для регистрации его кандидатом на должность главы Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района. Согласно действующему законодательству, приобретение статуса кандидата возможно при подаче только заявления, остальные, предусмотренные законом документы, кандидат вправе представить дополнительно.
В 2013 году он (ФИО2) принимал участие в выборах, у него остался предвыборный плакат, на котором указаны сведения о его доходах и имуществе, данные сведения актуальны на сегодняшний день. Председатель ИКМО ФИО1 действительно звонила ему, и говорила о необходимости предоставить сведения о доходах и имуществе в другом формате, он пояснил ей, что его имущественное состояние не изменилось. 18.07.2018 он получил удостоверение кандидата на главу Горненского сельского поселения. Считает, что решение ИКМО принято законно и обоснованно, расценивает предъявление настоящего административного иска как попытку в судебном порядке устранить одного из кандидатов на указанную выше должность.
Просил в удовлетворении административного иска отказать.
Представитель заинтересованного лица – председатель территориальной избирательной комиссии Солнечного муниципального района Хабаровского края ФИО3 с административным иском согласился и суду пояснил, что решение о регистрации кандидата на должность главы Горненского сельского поселения ФИО2 принято избирательной комиссией муниципального образования Горненского сельского поселения незаконно, поскольку указанным кандидатом в нарушение требований действующего законодательства в сфере данных правоотношений не представлены сведения о размере и об источниках дохода, о принадлежащем ему имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, что являлось основанием для отказа в регистрации кандидата. Просил административный иск удовлетворить.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.
Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В судебном заседании установлено, что Советом депутатов Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края 20.06.2018 принято решение № 2 о назначении выборов главы Горненского сельского поселения, дата голосования – 09.09.2018.
Указанные выше сведения опубликованы на официальном сайте Избирательной комиссии Хабаровского края.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Пунктами 2.2 и 3 статьи 33 вышеназванного Закона установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:
а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения;
б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;
в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.
Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные нормы содержатся в части 1, в пунктах 1, 1.2, 2 части 3 статьи 43 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В соответствии с п.1 ст. 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Пункт 24 статьи 38 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень для отказа в регистрации кандидата.
В частности, к основаниям отказа в регистрации кандидата относятся: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подп. «в»); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 3 и 3.2 части 8.1 статьи 50 Избирательного кодекса Хабаровского края.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из пояснений сторон и представленных суду доказательств, 14.07.2018 ФИО2 представил в избирательную комиссию муниципального образования Горненского сельского поселения заявление о согласии баллотироваться на должность главы Горненского сельского поселения, вместе с заявлением представил: копию индивидуального идентификационного номера налогоплательщика, фотографию, копию диплома об образовании, копию трудовой книжки, копию паспорта и автобиографию.
Как пояснил в судебном заседании административный истец ФИО2, в избирательную комиссию им был представлен предвыборный плакат, который был им использован при участии в выборах 2013 года. На этом плакате указаны его биографические данные, а также сведения о размере и источниках дохода, принадлежащем ему на праве собственности имуществе, которые актуальны на сегодняшний день и не изменились. Данный плакат представлен в ИКМО и как автобиография и сведения о размере и об источниках дохода, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение вышеприведенных положений правовых норм, а именно п.3 ст. 33 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, при предоставлении заявления в избирательную комиссию ФИО2 не представил сведения о размере и источниках доходов, об имуществе принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках и ценных бумагах. Указанные документы отсутствовали и на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации кандидата.
В силу подп. «в» и подп. «в2» п. 24 статьи 38 Федерального закона РФ от 12.06.2002 № 67-ФЗ, отсутствие указанных документов являлось безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата ФИО2, следовательно, решение № 7 от 17.07.2018 в части регистрации кандидата ФИО2 на должность главы Горненского сельского поселения принято ИКМО незаконно, подлежит отмене в указанной части.
Доводы административного ответчика ФИО2 о том, что им предоставлен плакат, используемый при участии в выборах 2013 года, в котором указаны сведения о его доходах и имуществе, актуальные на сегодняшний день, суд во внимание не принимает, поскольку данные сведения предоставляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ, о чем указано в п. 3 ст. 33 названного Закона. Данная норма Закона является императивной, следовательно, не допускается предоставление указанных выше сведений ни в какой иной форме, кроме той, которая приведена в Законе.
Учитывая изложенное, принимая во внимание установленные фактические и правовые обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск избирательной комиссии муниципального образования Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края к ФИО2 об отмене регистрации кандидата на главу Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района удовлетворить.
Признать незаконным постановление № 7 от 17.07.2018 избирательной комиссии муниципального образования Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края «О регистрации кандидатов на главу Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края» в части регистрации ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <...>, фактически проживающего по адресу: <...>, кандидатом на главу Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Отменить регистрацию кандидата ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <...>, фактически проживающего по адресу: <...>, на должность на главы Горненского сельского поселения Солнечного муниципального района Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В. Вовченко
Решение в окончательной форме составлено 13.08.2018.