2а-463/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего – судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания – Токаревой Е.В., с участием представителя административного истца Медведева В.В., представителя Единой жилищной комиссии Центрального регионального центра МЧС России Гуркина Р.В., в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего ФГБУ «Жуковский АСЦ МЧС России» подполковника Давыдова Валерия Витальевича об оспаривании действий Единой жилищной комиссии Центрального регионального центра МЧС России (далее – жилищная комиссия), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в служебном жилом помещении,
установил:
Давыдов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года в части отказа во включении его и членов его семьи в список на предоставление служебных жилых помещений;
- обязать жилищную комиссию повторно рассмотреть его рапорт о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении служебного жилья.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на заявленных требованиях, считая их законными и обоснованными, указав, что по месту прохождения его доверителем военной службы, он и члены его семьи каких-либо жилых помещений не имеют. Жилое помещение по адресу <адрес> было приобретено Давыдовым и членами его семьи на средства <данные изъяты> В дальнейшем, в связи с расторжением брака, в ДД.ММ.ГГГГ году, административным истцом <данные изъяты> доли указанной квартиры была подарена его сыну от первого брака, а с момента дарения доли квартиры прошло более 5-ти лет.
Представитель ответчика в судебном заседании требования административного искового заявления Давыдова не признал, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в оспариваемом решении.
Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из выписки из приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ года № № Давыдов назначен на должность начальника штаба – заместителя начальника Жуковского авиационно-спасательного центра МЧС России.
Согласно справке за подписью начальника группы кадров ФГБУ «Жуковский авиационно-спасательный центр МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ года № № Давыдов проходит военную службу по контракту в ФГБУ «Жуковский АСЦ МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время. Его состав семьи: жена (ФИО2.), дочь (ФИО1 и сын (ФИО3.)
ДД.ММ.ГГГГ года Давыдов обратился в адрес жилищной комиссии с заявлением, в котором просил предоставить ему служебное жилое помещение по месту прохождения военной службы <адрес>).
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года № № (п.1.2.1) усматривается, что на повестке дня рассматривался рапорт Давыдова о признании его и членов его семьи (жена, дочь, сын) нуждающимся в получении служебных жилых помещений. В рамках рассмотрения его заявления установлено, что в период прохождения военной службы в ДД.ММ.ГГГГ году, при увольнении с военной службы, административному истцу был предоставлен государственный жилищный сертификат. В дальнейшем, он был реализован путем приобретения квартиры по адресу: <адрес>. <данные изъяты> доли в праве на указанное жилое помещение принадлежало Давыдову до ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме этого, до ДД.ММ.ГГГГ года Давыдову на праве собственности принадлежал жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м.
Учитывая, что Давыдов за счет средств федерального бюджета был обеспечен жилым помещением по месту прохождения военной службы (г. <адрес>
Действительно, согласно корешку <данные изъяты> – свидетельства о выделении субсидии на приобретение жилья № № Давыдову на состав семьи из 3-х человек (он, жена – ФИО6., сын ФИО4 предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилья на территории <адрес>
Согласно свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Давыдов, ФИО7 и ФИО8 являются собственниками жилого помещения (по <данные изъяты> доли) по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ года брак между Давыдовым и ФИО9 расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Давыдовым и ФИО10., действующей за своего несовершеннолетнего сына Давыдова А.В., усматривается, что административный истец безвозмездно передает (дарит) <данные изъяты>. принадлежащую ему на праве общей долевой собственности <данные изъяты> доли жилого помещения по адресу: <адрес>
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ года № № утвержден «Порядок учета военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в спасательных воинских формированиях МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений (социальных выплат)» (далее – Порядок).
Так, в соответствии с названным Порядком учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, отказ в принятии на указанный учет и снятие с учета осуществляется жилищной комиссией (далее - комиссия), создаваемой:
В полномочия жилищной комиссии входит, в том числе, разрешение вопроса о предоставлении служебного жилого помещения.
Пунктом 20 Порядка установлено, что военнослужащим и членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. При этом военнослужащим - гражданам, имеющим трех и более детей, служебные жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке.
Для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают в установленном порядке через структурное подразделение территориального органа и образовательной организации МЧС России, на которое возложены функции по ведению делопроизводства, комплект документов, согласно установленному перечню (п. 22).
Решение о принятии на учет нуждающихся в получении служебного жилого помещения или об отказе в принятии на учет принимается комиссией по результатам рассмотрения рапорта о предоставлении служебного жилого помещения и иных представленных документов не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и оформляется протоколом заседания комиссии.
В соответствии со ст. 93 и ч. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как установлено в судебном заседании, административному истцу в связи с увольнением с военной службы (приказ МЧС от ДД.ММ.ГГГГ года) по организационно-штатным мероприятиям на состав семьи из 3-х человек был предоставлен <данные изъяты>, который реализован путем приобретения жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> (по последнему месту военной службы) и принадлежало Давыдову и бывшим членам его семьи (по <данные изъяты> доли). В дальнейшем, в августе ДД.ММ.ГГГГ года Давыдов вновь поступил на военную службу в МЧС России и в настоящее время проходит ее в <данные изъяты>», которое дислоцируется в <адрес>, <адрес>. При этом <данные изъяты> доли жилого помещения по вышеуказанному адресу, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ года было безвозмездно передано Давыдовым сыну от первого брака – ФИО11
Частью 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Поскольку Давыдову в г. Жуковском Московской области (по месту прохождения военной службы) за счет средств федерального бюджета было предоставлено жилое помещение, долей которого он распорядился в 2012 году, подарив ее сыну от первого брака, в настоящее время административный истец продолжает проходить военную службу в Московской области г. Жуковском, то суд приходит к выводу о законности действий жилищной комиссии, связанных отказом в признании Давыдова и членов его семьи нуждающимися в служебном жилье по месту прохождения военной службы.
Отсутствие у административного истца, на момент обращения с заявлением в жилищную комиссию, каких-либо жилых помещений по месту прохождения военной службы, не может влиять на выводы суда, поскольку государством исполнено обязательство по обеспечению Давыдова жилым помещением по месту прохождения военной службы (при увольнении с военной службы в 2005 году), которое совпадает с местом его службы в настоящее время, а право пользования квартирой им утрачено ввиду собственных добровольных действий.
Исходя из того, что право Давыдова и бывших членов его семьи на жилое помещение по месту прохождения военной службы было реализовано за счет Министерства обороны, то положение ст. 53 Жилищного кодекса РФ к указанным правоотношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, применению не подлежит.
Довод представителя административного истца о том, что в оспариваемом решении содержатся ссылки на нормативные акты, которые не подлежат применению в рамках рассмотрения вопроса о признании Давыдова нуждающимся в служебном жилье, судом признается несостоятельным и каким-либо образом не влияет на существо принятого решения.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ военный суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Давыдова Валерия Витальевича о признании решения Единой жилищной комиссии Центрального регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ года, оформленного протоколом № № в части, касающегося его и членов его семьи, незаконным; возложении обязанности по повторному рассмотрению его рапорта о принятии его и членов его семьи на учет нуждающихся в получении служебных жилых помещений, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подписи