УИД 55RS0033-01-2022-000720-52
Дело № 2а-463/2022 года.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2022 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе судьи Гартунг Н.И.,
при подготовке и организации судебного процесса, ведении протокола помощником судьи Обходской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области к Сатлер В.А. о взыскании обязательного платежа-штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Сатлер В.А. о взыскании обязательного платежа - штрафа в размере 15000 рублей 00 копеек.
Представитель административного истца в судебное заседание не явилась, письменно просила дело рассмотреть в ее отсутствии, исковые требования поддержала в полном объеме. В обоснование заявленных требований истец указала, что Межрайонной Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма-З-НДФЛ) за 2017, 2018, 2019 года представленными Сатлер В.А. в ноябре 2020 года, установлено, что налогоплательщиком неправомерно заявлена сумма социального налогового вычета по страховым и накопительным пенсионным взносам, предусмотренным пп. 4 и пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ. Согласно представленным налоговым декларациям сумма налога подлежащего возврату из бюджета составляет: по налоговой декларации за 2017 год требование - 15 600,00 руб.; -по налоговой декларации за 2018 год требование - 15 600,00 руб.; по налоговой декларации за 2019 год требование - 15 600,00 руб., в связи с чем нарушен п.1 ст. 229 НК РФ. Таким образом, по фактам выявленных нарушений налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п.1 ст. 129.1 НК РФ: по налоговой декларации за 2017 год, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа к уплате 5000,00 руб. (требование № от ДД.ММ.ГГГГ); по налоговой декларации за 2018 год, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа к уплате 5000,00 руб. (требование № от ДД.ММ.ГГГГ); по налоговой декларации за 2019 год, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа к уплате 5000,00 руб. (требование № от ДД.ММ.ГГГГ). На основании положения ст. ст. 69, 70 НК РФ налоговым органом должнику были направлены требования: № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ об оплате штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу) в размере 5000,00 руб.; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ об оплате штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу) в размере 5000,00 руб.; № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сроку оплаты до ДД.ММ.ГГГГ об оплате штрафа за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу) в размере 5000,00 руб.
Данные требования в добровольном порядке ответчиком в срок исполнены не были.
Поскольку задолженность по налоговым обязательствам в полном объеме погашена не была Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области обратилась к мировому судье судебного участка № в Таврическом судебном районе Омской области о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика задолженности. ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей судебного участка № в Таврическом судебном районе Омской области был вынесен судебный приказ 2а-3651/2021, однако, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика с определением суда судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ. Просила взыскать с административного ответчика обязательный платеж: задолженность по штрафу за налоговые правонарушения, установленные главой 16 НК РФ (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу) за 2017 год в размере 5000,00 руб., за 2018 год в размере 5000,00 руб., за 2019 год в размере 5000,00 руб..
Административный ответчик Сатлер В.А. в судебном заседании не участвовала, о дне судебного заседания извещалась надлежащим образом, в письменном отзыве заявленные требования не признал, просил применить срок исковой давности, так как заявлены требования по декларациям за 2017-2019 года.
Изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему:
Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Согласно статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии п. 1 ст.207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами.
В соответствии с п. 3 ст. 228. Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Согласно п. 1 ст. 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В пункте 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ указано, что для доходов налогоплательщиков, облагаемых по ставке 13%, налоговая база может быть уменьшена на сумму, в частности социальных и имущественных налоговых вычетов.
В соответствии с п. 2 ст. 219 Налогового кодекса РФ социальные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
В случае, если после обращения налогоплательщика в установленном порядке к налоговому агенту за получением социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, и социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, налоговый агент удержал налог без учета социальных налоговых вычетов, сумма излишне удержанного после получения письменного заявления налогоплательщика налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, установленном статьей 231 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 219 НК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В судебном заседании установлено, что Сатлер В.А. 23 и ДД.ММ.ГГГГ были поданы налоговые декларации (форма-З-НДФЛ) за 2017, 2018, 2019 года. Что подтверждается распечаткой с личного кабинета налогоплательщика.
Согласно представленным налоговым декларациям сумма налога подлежащего возврату из бюджета составляет:
-по налоговой декларации за 2017 год требование - 15 600,00 руб.;
-по налоговой декларации за 2018 год требование - 15 600,00 руб.;
-по налоговой декларации за 2019 год требование - 15 600,00 руб.
В соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В связи, с чем налоговым органом направлены требования о предоставлении пояснений:
-по налоговой декларации за 2017 год требование № от ДД.ММ.ГГГГ получено ДД.ММ.ГГГГ, срок предоставления не позднее - ДД.ММ.ГГГГ;
-по налоговой декларации за 2018 год требование № от ДД.ММ.ГГГГ получено ДД.ММ.ГГГГ, срок предоставления не позднее - ДД.ММ.ГГГГ;
-по налоговой декларации за 2019 год требование № от ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ, срок предоставления не позднее - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 129.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000,00 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Трехлетний срок давности согласуется с ограничением срока на проведение налоговой проверки, установленным статьи 87 Кодекса, согласно которому налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года, непосредственно предшествующие году проведения проверки, а также со сроком хранения отчетной документации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П отмечено, что течение срока давности привлечения лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений прекращается с момента оформления акта налоговой проверки.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 95-О-О).
В связи с тем, что административным ответчиком налоговые декларации за 2017-2019 года были поданы 23-ДД.ММ.ГГГГ, то трехгодичный срок давности привлечения к налоговой ответственности должен быть исчислен со дня подачи налоговой декларации. В связи с чем доводы ответчика о пропуске срока давности не могут быть приняты судом во внимание.
В соответствии с п.8 ст.45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов.
Таким образом, по фактам выявленных нарушений налоговым органом вынесены решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с п.1 ст. 129.1 НК РФ:
- по налоговой декларации за 2017 год, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа к уплате 5000,00 руб. (требование № от ДД.ММ.ГГГГ);
- по налоговой декларации за 2018 год, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа к уплате 5000,00 руб. (требование № от ДД.ММ.ГГГГ);
- по налоговой декларации за 2019 год, решение № от ДД.ММ.ГГГГ, сумма штрафа к уплате 5000,00 руб. (требование № от ДД.ММ.ГГГГ).Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
На основании п. 9 ст. 101 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его представителю). В случае, если указанное решение невозможно вручить или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, оно направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма. В силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Данные решения не были обжалованы Сатлер В.А. в вышестоящем налоговом органе.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Сатлер В.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 5000,00 рублей, срок уплаты по требованию -ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование ответчик не исполнил.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Сатлер В.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 5000,00 рублей, срок уплаты по требованию -ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование ответчик не исполнил.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом Сатлер В.А. было направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате штрафа в размере 5000,00 рублей, срок уплаты по требованию -ДД.ММ.ГГГГ. Данное требование ответчик не исполнил.
Поскольку задолженность по налоговым обязательствам в полном объеме погашена не была Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Омской области обратилась к мировому судье судебного участка № в Таврическом судебном районе Омской области о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика задолженности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей судебного участка № в Таврическом судебном районе Омской области был вынесен судебный приказ 2а-3651/2021, однако, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика с определением суда судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора и пеней в порядке искового производства может быть предъявлено налоговым органом не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В Таврический районный суд заявление было направлено ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требование законодательства о соблюдении сроков направления иска в суд было соблюдено. Следовательно доводы административного ответчика подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах суд считает, что требования административного истца о взыскании указанной выше задолженности законны и обоснованы, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
В силу требований ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Тем самым государственная пошлина в размере 600 рублей 00 копеек подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 286-290 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Сатлер В.А., <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Омской области (ИНН/КПП: 5507072393/550701001) обязательный платеж: (штрафы за неправомерное несообщение сведений налоговому органу) - КБК 18№ штраф в размере 15000 рублей.
Взыскать с Сатлер В.А., <данные изъяты> г, госпошлину в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении 1 месяца со дня вынесения решения в Омский областной суд с подачей жалобы в Таврический районный суд Омской области.
Судья: Н.И. Гартунг