ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-463/2023 от 30.05.2023 Избербашского городского суда (Республика Дагестан)

Административное дело

УИД: 05RS0-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> «30» мая 2023 года

Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исаева И.М.,

при секретаре судебного заседания Магомедовой З.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по РД (далее по тексту МРИ ФНС РФ по РД) к Гугаеву Магомедали Магомедовичу о взыскании задолженности по налогам,

установил:

МРИ ФНС РФ по РД в лице начальника инспекции Каидов З.Г. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указала следующее.

В соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ, а также ст. 57 Конституции РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Обязанность по уплате налога или сбора распространяется на всех налогоплательщиков и возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со статьями 83,85 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ, Кодекс) Гугаев М.М., ИНН 243500067539 (далее – административный ответчик, налогоплательщик) поставлен на налоговый учет 20.05.2020г. в Межрайонную ИФНС по <адрес> (далее-административный истец, инспекция, налоговой орган, МРИ ФНС России по РД) в качестве адвоката.

Налогообложение адвокатов осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к само занятому населению (индивидуальным предпринимателям (ИИ), нотариусам и др. частнопрактикующим специалистам). Адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Частнопрактикующие адвокаты самостоятельно производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов, полученных от осуществляемой ими деятельности, в порядке, установленном статьями 227, 225 Кодекса. Налоговая ставка в отношении доходов от профессиональной адвокатской деятельности составляет 13% (и. 1 ст. 224 НК РФ). Согласно ст. 210 Кодекса налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Согласно ст. 419 Кодекса плательщиками страховых взносов признаются следующие лица (являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования): индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

Плательщики, указанные в п. 2 п. 1 ст. 419 Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности (ст.430 Кодекса) в том числе для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц (т.е. адвокатов с избранной формой адвокатского образования - адвокатский кабинет), - в соответствии со ст. 210 Кодекса.

Плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, (п. 1 статьи 430 НК РФ)

Согласно п.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ.

В соответствии с пп. 1 п. 3.4 ст. 23 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым кодексом РФ страховые взносы.

В соответствии со ст.45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнять обязанности по уплате налога в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Правила, предусмотренные статьей 45 НК РФ, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Исходя из выше изложенного адвокаты с избранной формой адвокатского образования - адвокаты, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. В связи с чем, на Гугаева М.М. начислены страховые взносы за 2021 год, на общую сумму 40874 рублей, в том числе: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 32448 руб. за 2021 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8426 руб. за 2021 год.

Согласно п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости, регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течении 10 дней со дня соответствующей регистрации, а так же ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

В соответствии со ст. 387, ст. 399 НК РФ, Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового Кодекса РФ и признании утратившим силу Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" и ст. 356 НК РФ, Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ "О транспортном налоге" лица, на которых зарегистрировано имущество (недвижимое имущество и земельных участков) и транспортные средства признаются плательщиками налогов.

Согласно статьям 363, 397, 409 НК РФ налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно представленным в Межрайонную ИФНС России по <адрес> регистрирующими органами сведениям Гугаев М.М., ИНН 243500067539 является владельцем имущества, земли и транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения: квартиры, адрес: РД, <адрес>, кадастровый , площадь 44,9 кв.м., дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль, г.р.з. Н343НХ05, Хундай Sonata, 2009 года выпуска, дата регистрации права 14.01.2014г.; автомобиль, г.р.з. К575ЕН05, Тойота Веста, 1995 года выпуска, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиль, г.р.з. Р611УР05, Тойота, 2012 года выпуска, дата регистрации права. Расчет налога прилагается.

В соответствии с п.6 ст.69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю или физическому лицу лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании п.2 ст. 11.2 НК РФ, налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме документы, используемые налоговыми органами при легализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Гугаевым М.М. налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени.

Налоговым органом в отношении Гугаева М.М. выставлены требования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.

В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банках, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч.1 ст. 48 НК РФ).

Межрайонной ИФНС России по <адрес> направлено в мировой суд судебный участок <адрес> заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Гугаева М.М. имущественных налогов за 2019-2020 годы и страховых взносов за 2021 год, всего на сумму 42428,81 руб. Определением об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ дело а-1669/2022 судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ, отменен судьей, т.к. в установленный ч.3 ст.123.5 КАС РФ срок от должника поступило возражение относительно его исполнения.

Таким образом, отмена судебного приказа, мирового суда судебного участка <адрес> безосновательно нарушает право государства на полное и своевременное поступление в бюджет сумм по имущественным налогам, возлагает на Инспекцию дополнительное бремя и тем самым нарушает принцип равенства всех перед законом.

Взыскание налогового платежа направлено на создание равных условий налогообложения для налогоплательщиков, которые уплатили установленные законом налоги, сборы, и тех, кто уклоняется, тем самым, нарушая принцип равенства всех перед законом и вытекающего из него правила равного и справедливого налогообложения.

Шестимесячный срок подачи административного искового заявления Межрайонной ИФНС России по РД пропущен по причине позднего получения определения об отмене судебного приказа от 25.08.2022г. а-1669/2022 (получен согласно расписке 28.03.2023г.).

Лица, имеющие право на льготы, установленные законодательством, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Документы, подтверждающие право на получение льготы Административный ответчик не представил(а) и по сегодняшний день налоги не уплатил.

На основании вышеизложенного, просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления; взыскать с Гугаева М.М. недоимки по транспортному налогу в размере 571 руб., пеню в размере 2,14 руб. за 2020 год, по транспортному налогу в размере 799 руб., пеню в размере 3 руб. за 2020 год, налогу на имущество в размере 179 руб., пеню в размере 0,67 руб. за 2019-2020 годы; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ), в размере 32448 руб. за 2021 год; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 8426 руб. за 2021 год, на общую сумму 42428,81 рублей.

Административный ответчик Гугаев М.М., не согласившись с административными исковыми требованиями МРИ ФНС по РД, представил возражения на административное исковое заявление из которых следует, что задолженность по налогу на имущество физических лиц, транспортному налогу, а также по страховым взносам на обязательное медицинское страхование административным ответчиком признаются.

В то же время, административный ответчик полагает, что административный икс в части взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, согласно прилагаемой к настоящим возражениям копии приказа прокурора РД от ДД.ММ.ГГГГ-л административный ответчик является получателем пенсии за выслугу лет.

С мая 2017 года административному ответчику присвоен статус адвоката.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 502-ФЗ, разработанный во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, адвокаты, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет и не вступившие добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, подлежат исключению из числа страхователей.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 502-ФЗ вступил в силу с 10.01.2021г.

Административный ответчик, не желая добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, перестал с января 2021 года осуществлять платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

В этой связи, обязанность по уплате страховых взносов у административного ответчика прекратилась в силу закона, вне зависимости от того, известно ли об их особом статусе налоговой службе или нет.

Административный истец МРИ ФНС РФ по РД, будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, в лице начальника Каидова З.Г. при подаче административного искового заявления просила рассмотреть дело без участия представителя МРИ ФНС РФ по РД.

Административный ответчик Гугаев М.М., будучи надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не просил об отложении дела на другой срок или рассмотрении дела в его отсутствие.

Ввиду изложенного, суд, признав явку представителя административного истца МРИ ФНС России по РД и административного ответчика Гугаева М.М. необязательной, в соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Огласив административное исковое заявление, письменные возражения, исследовав материалы административного дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность уплаты законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 35 Конституции Российской Федерации.

Аналогичное требование содержится в ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ.

Пунктом 3 ст.3 НК РФ установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Согласно ч. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Транспортный налог в соответствии со ст. 356 НК РФ устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения являются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (п.1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (п.2).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подп.1 п.1 ст.359 НК РФ).

Согласно п.1 ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя транспортного средства.

Согласно ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

Порядок и срок уплаты транспортного налога для физических лиц установлены ст. 4 Закона Республики Дагестан за от 02.12.2002г. «О транспортном налоге», Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Дагестан "О транспортном налоге", п. 1 ст. 363 НК РФ - не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с п.1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

Объектами налогообложения признаются жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).

Налоговая база по налогу на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ (ст. 402 НК РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст.85 настоящего Кодекса (ст. 408 НК РФ).

Обязанность платить налоги, закрепленная в вышеуказанной ст.57 Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Налоговое законодательство, в подп.1 п.1 ст.23 НК РФ, конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.

По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).

Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе, налога на имущество налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.

В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в указанный налогооблагаемый период времени административный ответчик Гугаев М.М. являлся собственником вышеуказанного недвижимого имущества: квартиры и транспортных средств.

Недоимка по вменяемому виду налога исчислена налоговым органом верно, исходя из налоговой базы, количества месяцев владения в соответствующих налоговых периодах, а также налоговой ставки.

Размер недоимки административным ответчиком Гугаевым М.М. не оспорен, административным истцом рассчитан верно и судом проверен.

Из материалов дела следует, что административным истцом в установленном налоговым законодательством РФ порядке и срок ответчику Гугаеву М.М. были направлены налоговые уведомления о необходимости оплаты имущественных налогов.

Исходя из положений п.п.1, 6, 9 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

В соответствии с ч. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (п.1); индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (п.2).

В соответствии с п. 3.4 ст. 23 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны: уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

Согласно п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в по. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года;

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2021 года, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года.

В силу ч. 2 ст. 431 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или не надлежащие исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога и начисления пени на сумму задолженности по страховым взносам.

В соответствии с п.п.1, 3, 5 ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из материалов дела, административный ответчик Гугаев М.М. имеет статус адвоката, состоит на налоговом учете МРИ ФНС по РД. Соответственно административный ответчик Гугаев М.М. помимо налогов (транспортного налога и налога на имущество), уплачиваемых физическими лицами, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 419 НК РФ, будучи адвокатом, также является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее по тесту ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее по тексту ОМС), и обязан самостоятельно исполнять обязанность по их уплате в соответствии с положением ст. 430 НК РФ.

Из административного искового заявления, приведенного в нем расчета недоимки по имущественным налогам, и документов, приложенных к административному исковому заявлению, следует, что МРИ ФНС РФ по РД к взысканию с Гугаева М.М. предъявлены недоимка по транспортному налогу за 2020 год, налогу на имущество за 2019-2020 годы и задолженность по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2021 год.

В связи с неоплатой административным ответчиком Гугаевым М.М. в установленный законом срок имущественных налогов и страховых взносов на ОПС и ОМС, МРИ ФНС по РД начислило Гугаеву М.М. пени на задолженность по транспортному налогу и налогу на имущество, и направило Гугаеву М.М. Требования об уплате налогов и страховых взносов.

Согласно п.4 ст.75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Проверив расчет недоимки по имущественным налогам с учетом размера недоимки, периода просрочки, и действующей в тот период ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, суд признает указанные расчеты обоснованными и арифметически правильными, произведенными с учетом размера недоимки, периода просрочки, и действующей в тот период ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Требования МРИ ФНС России административным ответчиком Гугаевым М.М. в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения в июле 2022г. к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа в установленный ч.2 ст.48 НК РФ срок, который был вынесен 18.07.2022г. и отменен в связи с поступившими возражениями должника 25.08.2022г.

Согласно ч.3 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

На основании штампа Избербашского городского суда РД и входящего номера от 18.04.2023г. судом установлено, что настоящее административное исковое заявление МРИ ФНС России по РД поступило в Избербашский городской суд РД 18.04.2023г.

Как изложено выше, определение об отмене судебного приказа вынесено 25.08.2022г., соответственно, срок обращения в суд с административным иском истекал 25.02.2023г.

Между тем, при подаче административного иска административным истцом также заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи административного искового заявления.

Из представленной в материалах дела расписки судом усматривается, что определение об отмене судебного приказа от 25.08.2022г. по делу а-1669/2022г. получено административным истцом лишь 28.03.2023г.

В силу ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу ч.7 ст.219 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Из анализа приведенных норм и вышеуказанных фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин пропуска срока, и соответственно, об удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

Доказательства своевременной оплаты предъявленных ко взысканию сумм страховых взносов и имущественного налога, контррасчет задолженности по налогам, административным ответчиком Гугаевым М.М. суду не представлены.

Вместе с тем, доводы возражений на административное исковое заявление о том, что административный ответчик Гугаев М.М., как адвокат из числа бывших работников органов прокуратуры получает военную пенсию за выслугу лет, в связи с чем, не является плательщиком страховых взносов, суд признает заслуживающими внимания исходя из следующего.

Постановлением от 28.01.2020г. -П Конституционный Суд Российской Федерации признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона N 4468-1, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральным законом от 30.12.2020г. № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В силу ч.2 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, адвокаты (за исключением адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со ст.29 настоящего Федерального закона), арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Федеральным законом от 30.12.2020г. № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном Постановлении, были определены особенности уплаты страховых взносов адвокатами, являющимися получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения в соответствии со ст.29 настоящего Федерального закона.

Изменения, внесенные в закон, позволяющие плательщику страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поименованному выше, самостоятельно определять возможность оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в заявительном порядке подлежат применению с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020г. № 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, административный ответчик Гугаев М.М., как адвокат, получающий пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом , не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с момента вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020г. №502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть с 10.01.2021г., в связи с чем, требования административного истца МРИ ФНС по РД о взыскании с Гугаева М.М. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 руб. за 2021 год, удовлетворению не подлежат.

Согласно п.1 ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 БК РФ.

В соответствии с п.2 ст.61.1 и п.2 ст.61.2 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

При таких обстоятельствах, взысканию с административного ответчика Гугаева М.М., в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ, также подлежит государственная пошлина в местный бюджет ГО «<адрес>» в сумме 400 руб., от уплаты которой МРИ ФНС РФ по <адрес> освобождена в соответствии с налоговым законодательством РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к Гугаеву Магомедали Магомедовичу о взыскании задолженности по налогам, удовлетворить частично.

Восстановить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> срок подачи административного искового заявления к Гугаеву Магомедали Магомедовичу о взыскании задолженности по налогам.

Взыскать с Гугаева Магомедали Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, ИНН 243500067539, проживающего по адресу: РД, <адрес>, имеющего паспорт серии 8208 , выданный 20.03.2009г. ТП УФМС России по РД в <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по РД, расположенной по адресу: РД, <адрес>, недоимки по транспортному налогу в размере 571 руб., пеню в размере 2,14 руб. за 2020 год, по транспортному налогу в размере 799 руб., пеню в размере 3 руб. за 2020 год, налогу на имущество в размере 179 руб., пеню в размере 0,67 руб. за 2019-2020 годы, страховые взносы на ОМС в размере 8426 руб. за 2021 год, на общую сумму 9980 (девять тысяч девятьсот восемьдесят) руб. 81 (восемьдесят одна) коп.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Взыскать с Гугаева Магомедали Магомедовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, ИНН 243500067539, проживающего по адресу: РД, <адрес>, имеющего паспорт серии 8208 , выданный 20.03.2009г. ТП УФМС России по РД в <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета ГО «<адрес>» в сумме 400 (четыреста) руб., с зачислением на следующие банковские реквизиты: получатель УФК по <адрес> (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом); КПП - 770801001, ИНН налогового органа - 7727406020, ОКТМО – 82715000, номер счета получателя платежа – 40, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ ТУЛА БАНКА РОССИИ /УФК по <адрес>, БИК 017003983, КБК 18, наименование платежа - государственная пошлина, казначейский счет – 03.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда через Избербашский городской суд РД.

Судья И.М. Исаев

мотивированное решение

составлено 05.06.2023г.