ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4643/20 от 20.11.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-4643/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лиманской В.А.,

при секретаре Марченко А.Г.,

20 ноября 2020 года в городе Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в лице Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (Отделение Волгоград) к Кредитному потребительскому кооперативу «СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА», <...> о ликвидации некоммерческой организации,-

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, просил ликвидировать кредитный потребительский кооператив «Сберегательная касса»; возложить обязанность по осуществлению ликвидации на его учредителей; установить учредителям кооператива срок шесть месяцев для осуществления связанных с ликвидацией действий.

В обоснование административного иска указал, что кооператив с "."..г. исключен из членов саморегулируемой организации. "."..г. являлось крайним днем, когда кооператив был обязан вступить в СРО, однако, в нарушение ч. 1 ст. 35 ФЗ №190-ФЗ, в члены СРО не вступил, а следовательно, не вправе привлекать денежные средства членов кооператива и принимать новых членов, в связи с чем подлежит ликвидации.

В судебном заседании представитель административного истца Пархоменко О.А. доводы административного иска поддержал, относительно возражений административного ответчика указал на их не состоятельность, на удовлетворении административного иска настаивал.

Представитель административного ответчика КПК «Сберкасса», являющийся также заинтересованным лицом руководителем ликвидационной комиссии Шапоров В.Н. в судебном заседании административный иск не признал, мотивируя тем, что кооперативом было принято самостоятельное решение о ликвидации, однако до настоящего времени не завершена необходимая работа, дела кооператива не приведены в состояние, позволяющее ликвидировать кооператив. Просил учесть, что деятельность по выдаче займов кооперативом не ведется, принимаются меры ко взысканию просроченных обязательств членов кооператива. Не отрицал, что на момент регистрации кооператива в ЕГРЮЛ были внесены достоверные записи о составе учредителей кооператива, но настаивал на том, что часть из них вышли из состава пайщиков, а потому не могут нести ответственность в качестве учредителей. Просил в удовлетворении административного иска отказать.

Административный ответчик Тарынин Н.М. поддержал вышеизложенную позицию представителя Шапорова В.Н., пояснив, что учредителем кооператива не является.

Административный ответчик Короткая Н.И. в судебном заседании своей позиции однозначно не определила, пояснив, что затрудняется в формировании позиции и полагается на усмотрение суда.

Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, учредителями кредитного потребительского кооператива «Сберегательная касса» - являются физические лица: <...> что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на "."..г..

Согласно копии Устава, кооператив является добровольным объединением физических и юридических лиц, созданным для целей удовлетворения финансовых потребностей членов кооператива (пайщиков) на основе членства по территориальному признаку. Деятельностью кооператива является предоставление потребительских кредитов.

В соответствии со ст. 76.1 и ст. 76.5 ФЗ №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями, в том числе за кредитными потребительскими кооперативами, и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В силу положений ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 5 ФЗ №190-ФЗ «О кредитной кооперации», регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

Банк России осуществляет функции, в том числе, по контролю и надзору за соблюдением кредитными кооперативами требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России с учетом особенностей, установленных статьей 35 настоящего Федерального закона.

Часть 1 статьи 35 ФЗ №190-ФЗ установлено, что кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, вступают в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России, в течение девяноста дней, следующих за днем наступления одного из следующих событий:

1) получение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы, при отсутствии до указанного дня саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (для кредитных кооперативов, созданных на день получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

2) прекращение своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы);

3) создание кредитного кооператива (при наличии саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы).

В рамках осуществления контроля за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований ч. 1 ст. 35 ФЗ №190-ФЗ «О кредитной кооперации», Южным главным управлением Банка России проведены контрольные мероприятия, установлено, что 1 мая 2020 года кооператив исключен из членов саморегулируемой организации, что подтверждается ответом членов Союза СРО «Губернское кредитное содружество».

Из приведенного письма следует, что в рамках плановой проверки членов СРО, в деятельности кооператива были неоднократно выявлены нарушения требований Указания Банка России от 14 июля 2014 №3322-У «О порядке формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам», Указания Банка России №3916-У от 28 декабря 2015 «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов», Указания Банка России №4083-У от 25 июля 2016 «О формах, сроках и прядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива», иных Указаний, а также действующего законодательства в сфере кредитной кооперации, Правил и Стандартов СРО. Указанная совокупность нарушений повлекла исключение кооператива из членов СРО.

В свою очередь, положениями ч. 3 ст. 35 ФЗ №190-ФЗ, на саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, возложены контрольные функции за соблюдением кредитными кооперативами, являющимися членами этой саморегулируемой организации, требований настоящего Федерального закона и (или) принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

По данным Выписки из ЕГРЮЛ, внесена запись о принятии кооперативом решения о ликвидации.

Кооператив "."..г. обратился в адрес Союза саморегулируемой организации «Губернское кредитное содружество» с заявлением о повторном вступлении кооператива в СРО, на что письмом от "."..г. был уведомлен о несоответствии кооператива условиям членства в связи с выданным предписанием №... о запрете на осуществление привлечения денежных средств, прием новых членов и выдачу займов, а также в связи с внесением "."..г. записи в ЕГРЮЛ о принятии юридическим лицом решения о ликвидации.

Следовательно, следует считать установленным то обстоятельство, что на момент рассмотрения настоящего административного дела кооператив не являлся членом какой-либо из саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Тем самым, в связи с исключением кооператива из членов СРО, а также ввиду невозможности в силу закона его вступления в СРО, предусмотренный действующим законодательством контроль за соблюдением кооперативом требований законодательства о кредитной кооперации в настоящее время фактически не осуществляется.

В обоснование доводов своих возражений представитель административного ответчика Шапоров В.Н. ссылается на утрату учредителями <...> указанного статуса в связи с выходом из состава членов (пайщиков) кооператива, прикладывая при этом выписки из протоколов соответствующих заседаний правления кооператива.

Аналогичные доводы заявлены административным ответчиком Тарыниным Н.М.

Указанные доводы возражений суд находит не состоятельными, поскольку сведения об учредителях кооператива внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, и, как указано выше, привлеченные к участию в настоящем административном деле в качестве административных ответчиков учредители кооператива, значатся таковыми и на момент рассмотрения настоящего дела.

Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об административных ответчиках, как об учредителях кооператива, никем из административных ответчиков не оспорено.

При этом, в силу п. «д» ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе, сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Таким образом, заявленные Банком России требования обоснованно предъявлены к указанным в административном иске административным ответчикам.

Судом установлено, что кооперативом не исполнена обязанность по вступлению в саморегулируемую организацию в срок, установленный пунктом 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации, что является основанием для ликвидации Кооператива.

Общие основания для ликвидации юридических лиц установлены статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, согласно подпункту 2 пункта 3 названной статьи юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 части 3 статьи 5 Закона о кредитной кооперации в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случаях нарушения установленного Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» членство финансовой организации в саморегулируемой организации, вид которой соответствует виду деятельности, осуществляемому такой финансовой организацией, является обязательным в случае наличия саморегулируемой организации соответствующего вида.

Наличие саморегулируемых организаций (приобретение соответствующего статуса), объединяющих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность кредитных потребительских кооперативов, предусмотрено подпунктом 13 части 1 статьи 3 названного закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 35 Закона о кредитной кооперации кредитным кооперативам, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, предписано вступить в саморегулируемую организацию в сфере финансового рынка, объединяющую кредитные кооперативы, в течение девяноста дней, следующих за днем прекращения своего членства в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей кредитные кооперативы.

Как установлено судом, требование закона о вступлении в саморегулируемую организацию кооперативом не исполнено ни в срок, указанный в приведенной норме закона, ни на день рассмотрения дела судом.

Кроме того, решение о прекращении членства в СРО принято общим собранием членов кооператива в связи с добровольной ликвидацией, о чем в возражениях указывается представителем административного ответчика Шапоровым В.Н.

В этой связи, принимая во внимание ответ СРО «ГКС» от "."..г., возникает ситуация, при которой кооператив, безусловно, осуществляет свою деятельность в нарушение требований Федерального закона «О кредитной кооперации».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о ликвидации кооператива, осуществляющего деятельность при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации. Оснований для принятия иного решения при установленных по делу фактических обстоятельствах у суда не имеется.

В силу статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации со дня внесения сведений о ней в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (часть 6).

Решение о внесении сведений о некоммерческой организации в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка принимается Банком России (часть 7).

Статус саморегулируемой организации может быть прекращен Банком России по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 27 настоящего Федерального закона. Принятие Банком России решения о прекращении статуса саморегулируемой организации влечет за собой исключение сведений о ней из единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка (часть 12).

Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» некоммерческая организация утрачивает статус саморегулируемой организации со дня исключения сведений о ней из единого реестра саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка.

Членство финансовой организации в саморегулируемой организации прекращается в случае прекращения статуса саморегулируемой организации со дня прекращения статуса саморегулируемой организации (пункт 6 части 1, пункт 6 части 2 статьи 11 названного закона).

Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Судом не установлено объективных, не зависящих от кооператива обстоятельств, препятствовавших своевременному исполнению обязанности вступить в саморегулируемую организацию. Обстоятельства, на которые ссылается представитель кооператива, а именно намерение осуществить добровольную ликвидацию, но с учетом времени необходимого для взыскания образовавшихся задолженностей у членов кооператива, являются избранным вариантом поведения кооператива, которое, в том числе с учетом принятого кооперативом решения о прекращении членства в СРО, повлекло нарушение требований закона. Допущенное нарушение требований закона до принятия судебного решения не устранено.

При установленных по делу обстоятельствах, заявленные Банком России требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,-

Решил:

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив «СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» (ИНН №... ОГРН №... адрес (место нахождения) юридического лица: <адрес> дата регистрации юридического лица "."..г..

Возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей кредитного потребительского кооператива «СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» <...> установив срок для осуществления связанных с ликвидацией действий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья<...>

<...>

<...>