Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Началово Астраханской области 06 мая 2019 г.
Приволжский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего - судьи Колчиной Н.А.,
при ведении протокола секретарем Абдрахимовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о собственности и жилищно-коммунальном хозяйстве в деятельности администрации МО «Осыпной Бугор», в результате которой установлены факты нарушений законодательства в части принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей по адресу: <...> в связи с чем просит признать бездействие администрации МО «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области незаконным, обязать администрацию МО «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области в течении 60 дней с момента вступления решения в законную силу провести постановку водопроводных сетей по ул.Лермонтова с.Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области, в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество на учет в качестве бесхозного недвижимого имущества.
Административный истец – прокурор Суслов В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, указав, что земельный участок, на котором располагается водопровод, не поставлен на кадастровый учет, иные характеристики объекта недвижимости, в том числе их протяженность, помимо улицы указать не смог.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области ФИО1, действующая на основании доверенности № 10 от 10 января 2019 г., в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представив возражения.
В указанных возражениях отмечено, что в соответствии с п. 2 ст. 130 ГК Российской Федерации регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе, в силу п. 1 ст. 131 ГК Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации. Со ссылкой на ст. 130 ГК Российской Федерации, ст.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что к недвижимости относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Обращено внимание на то, что в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 16 июня 2017 г. № Д23и-3550, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на сооружение без правоустанавливающего документа на земельный участок не может быть осуществлена.
Учитывая, что при строительстве водопроводных сетей холодного водоснабжения, расположенных по ул. Лермонтова с. Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области, не соблюдены необходимые условия, перечисленные выше, что подтверждаются письмами: Комитета по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район», отдела архитектуры и градостроительства администрации МО «Приволжский район», администрации МО «Приволжский район», Агентства по делам архивов Астраханской области, Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, ГБУ АО «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ), кадастровый инженер не может установить характеристики объекта, позволяющие отнести водопроводные сети к объекту недвижимости.
Утверждается, чтобы сооружение было признано объектом недвижимости, необходимо соблюдение ряда условий, в числе которых наличие земельного участка, предоставленного в установленном порядке, разрешенное использование которого допускает строительство на нем данного объекта; получение разрешения на строительство; соблюдение строительных норм и правил; получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Исходя из изложенного, администрация МО «Село Осыпной Бугор» считает, что спорные водопроводные сети холодного водоснабжения не имеют конструктивных элементов, обеспечивающих его неразрывную связь с землей, не обладают признаками объекта недвижимости, выполняют обслуживающую функцию по отношению к жилым домам и не являются отдельным объектом гражданского оборота, а следовательно, не могут быть отнесены к недвижимому имуществу, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения судом на ответчика - провести постановку водопроводных сетей по ул.Лермонтова с.Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области, в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество на учет в качестве бесхозного недвижимого имущества.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.4 ст.218 КАС Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931 - принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из п. 43 порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. № 943:
в записи кадастра недвижимости о земельном участке, здании, сооружении, помещении указываются следующие сведения о части объекта недвижимости: 1) учетный номер части объекта недвижимости; 2) дата внесения в ЕГРН сведений о части объекта недвижимости; 3) описание местоположения границы части объекта недвижимости в объеме сведений, предусмотренных межевым планом, техническим планом; 4) наименование основной характеристики части объекта недвижимости и ее величина с указанием погрешности вычисления: площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра - в отношении части земельного участка; площадь в квадратных метрах с округлением до 0,1 квадратного метра - в отношении части здания, помещения или сооружения (если основной характеристикой сооружения является площадь или площадь застройки); протяженность в метрах с округлением до 1 метра, объем в кубических метрах с округлением до 1 кубического метра - в отношении части сооружения (если основной характеристикой сооружения является протяженность, объем соответственно); 5) содержание ограничения в использовании или ограничения права на объект недвижимости или обременения объекта недвижимости путем указания: реестрового номера границ зон с особыми условиями использования территорий (учетного номера подзоны), публичного сервитута, территорий объектов культурного наследия, если образование части объекта недвижимости связано с установлением таких зон, территорий или публичного сервитута; номера регистрации ограничения права или обременения объекта недвижимости и дата его государственной регистрации, если ограничение подлежит государственной регистрации.
Исковые требования обоснованы тем, что собственник сетей холодного водоснабжения по адресу – ул. Лермонтова с. Осыпной Бугор Приволжского района не определен, а администрацией МО «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области не приняты меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта.
Возражая против удовлетворения искового заявления представитель администрации муниципального образования указала на то, что определить местонахождение указанных прокурором объектов и исполнить решение суда невозможно, поскольку в исковом заявлении не указано, где именно находятся технические объекты, какова их техническая характеристика, что делает невозможным идентификацию объектов и исполнение решения суда.
Согласно ст. 62 КАС Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Так, в судебном заседании установлено, что глава администрации МО «Село Осыпной Бугор» обратился в ГБУ АО «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)» о выполнении кадастровых работ по подготовке технического плана и постановки на кадастровый учет сетей холодного водоснабжения по ул. Лермонтова с. Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области.
28 января 2019 г. заключен договор подряда № 1-25448 на оказание услуг, по условиям которого (п. 3.1.1) заказчик обязан в течение трех рабочих дней с даты заключения настоящего договора предоставить подрядчику техническую документацию необходимую для выполнения работ по настоящему договору: правоустанавливающую документацию, сведения о земельном участке, на котором расположен объект из государственного кадастра недвижимости, иные документы необходимые подрядчику для выполнения работ.
Однако в связи с непредоставлением указанных документов, содержащих характеристики объекта, исполнение договора подряда в срок не представилось возможным.
Вместе с тем, о проделанной работе администрации по установлению данных фактов свидетельствует переписка с соответствующими ведомствами.
Так, в информационном письме ГБУ АО «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)» отражено, что во исполнении п. 4.4. договора, в связи с возникновением обстоятельств делающих дальнейшее продолжение работ невозможным, выполнение работ по договору приостановлены, сроки выполнения работ продлены, по мере предоставления- заказчиком технических и правоустанавливающих документом на объект учета, выполнение работ по договору подряда № 1-25448 от 28 января 2019 г. будет возобновлено.
В Комитете по управлению муниципальным имуществом МО «Приволжский район» Астраханской области технический паспорт, проектная документация, разрешение на ввод в эксплуатацию на объект – сеть холодного водоснабжения, расположенная по адресу: <...> отсутствуют (письмо от 21.12.2018 № 8781), сети холодного водоснабжения в реестре муниципального имущества МО «Приволжский район» Астраханской области не значатся (письмо от 05.12.2018 № 8467).
По данным ГКУ АО «Государственный архив Астраханской области» сведения о собственнике, проектно-сметной документации, документы о разрешении строительства, о вводе в эксплуатацию, в том числе акт ввода в эксплуатацию, технический паспорт на сети холодного водоснабжения, расположенные по ул. Лермонтова с. Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области, не имеются (письмо от 04.12.2018 № 21961/01-20).
В Агентстве по управлению государственным имуществом Астраханской области – объект недвижимого имущества – сети холодного водоснабжения, расположенные по ул. Лермонтова с. Осыпной Бугор Приволжского района Астраханской области, в реестре государственного имущества Астраханской области не числится (письмо от 17.12.2018 № Н-2-5881/1).
Так как принятие на учет имущества в качестве бесхозяйного осуществляется в отношении объектов недвижимого имущества, то юридически значимыми обстоятельствами при решении вопроса о возможности понуждения ответчика к постановке спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных являются характеристики и описание объектов, их протяженность, свидетельствующих о том, что они являются объектами недвижимого имущества, прочно связаны с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно п.5 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения.
Объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Частью 5 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Исходя из содержания указанных норм бесхозяйным объектом централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения, описание характеристик которого и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование индивидуально-определенной вещи, с характеристиками, позволяющими определить его в качестве объекта недвижимого имущества.
Обращаясь с указанным административным исковым заявлением, истец не указал в соответствии с требованиями указанных федеральных законов вид и наименование объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, их протяженность и иные характеристики. В связи с чем невозможно идентифицировать спорные объекты в качестве объектов недвижимого имущества. Установить данные обстоятельства в судебном заседании также не представилось возможным.
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности водоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного водоснабжения на территории муниципальных образований, однако закон ставит принятие мер по организации обеспечения водоснабжения потребителей в случае неисполнения водоснабжающими организациями или сетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В материалах дела отсутствуют доказательства, которые свидетельствовали бы об уклонении эксплуатирующих организаций по исполнению обязанностей по обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг.
В силу ст. 6 КАС Российской Федерации одним из принципов административного судопроизводства является непосредственность судебного разбирательства, при этом решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).
Вместе с тем, в судебном заседании, напротив, установлено, что отсутствует описание объектов качестве недвижимого имущества в соответствии с требованиями указанных норм, устанавливающих требование идентификации инженерного сооружения как объекта недвижимого имущества для постановки на учет в качестве бесхозяйных, указанные объекты индивидуально не определены, что сделает невозможным исполнение решения суда, поскольку без указанных признаков объекты не подлежат идентификации в натуре.
Сведения, которые позволяют идентифицировать эти объекты и определить его месторасположение по отношению к другим инженерным сооружениям по указанным адресам, о том, что они присоединены к водопроводным сетям МУП г. Астрахани «Астрводоканал», а также сведения для принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного, содержащие описание инженерного сооружения, его наименование и назначение, место его расположения и протяженность, указание на прочную связь с землей, свидетельствующие о невозможности их перемещения без несоразмерного ущерба их назначению, в исковом заявлении не указаны, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на администрацию муниципального образования «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области обязанности постановки на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-177, 180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Село Осыпной Бугор» Приволжского района Астраханской области о признании бездействия незаконным – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 8 мая 2019 г.
Председательствующий Н.А. Колчина