Дело № 2а-493/2020
УИД 61RS0019-01-2019-006445-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2020 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Власовой О.А.,
при помощнике судьи Харичевой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу,
УСТАНОВИЛ:
МИФНС России № 13 по Ростовской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу. В обоснование исковых требований указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку обладает объектами, подлежащими налогообложению по данному виду налога.
Административным ответчиком не производилась уплата указанного налога, согласно налоговых уведомлений, направляемых административным истцом в адрес налогоплательщика.
В связи с неуплатой налога в срок, на основании ст. 75 НК РФ, административному ответчику была начислена пеня и в его адрес были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафов: № от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 512,00 руб., пени в размере 33,90 руб. в срок до <дата>; № от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 512,00 руб. в срок до <дата>; № от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 512,00 руб. в срок до <дата>; № от <дата> об уплате налогов (сборов) в размере 13 000,00 руб., пени в размере 48,97 руб. в срок до <дата>.
Итого начислено по требованиям 14 618,87 руб.
Итого не уплачено по требованиям 14 536,00 руб.
Определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района Ростовской области от <дата> был отменен судебный приказ №а-3-837/2019 от <дата> о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения.
Административный истец просил суд взыскать с ФИО1 задолженность по транспортному налогу за 2014 - 2017 годы в размере 14 536,00 руб.
В письменных возражениях на административное исковое заявление ФИО1 выразил свое несогласие с требованиями административного истца в части взыскания с него транспортного налога за автомобиль <данные изъяты>. Указал, что он не является собственником данного транспортного средства с 2005 года. Кроме того полагал, что, согласно п. 1 ст. 113 НК РФ, в данном случае истекли три года (срок давности) привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указал, что, в соответствии с п. 3 ст. 363 НК РФ, в уведомлении может быть указана сумма налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Просил суд в удовлетворении исковых требований в части взыскания транспортного налога за автомобиль <данные изъяты> отказать (л.д.43).
В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, с помощью СМС-сообщения, не явился (л.д.91).
В судебное заседание административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, с помощью СМС-сообщения, не явился(л.д.91). О причинах своей неявки суду не сообщил, своего представителя в суд не направил, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, не представил, об отложении разбирательства дела не ходатайствовал. Ранее в судебном заседании <дата> пояснил, что в 2000 году он утилизировал автомобиль <данные изъяты> транспортное средство было снято с регистрационного учета.
В соответствии с требованиями ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные положения содержатся в п.п.1 п.1 ст. 23 НК РФ.
В силу ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В абз. 1 ст. 357 НК РФ указано, что налогоплательщиками транспортного признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ, п. 1 ст. 70 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговый орган направляет требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое, в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ, может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено и следует из материалов дела, что административный ответчик в 2014 - 2017 годах являлся собственником транспортного средства: <данные изъяты> В связи с чем, ФИО1 является плательщиком транспортного налога.
МИФНС России № по <адрес> административному ответчику за 2014 год был начислен транспортный налог и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 512,00 руб. в срок до <дата> (л.д. 10-11).
МИФНС России № по <адрес> административному ответчику за 2015 год был начислен транспортный налог и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 512,00 руб. в срок до <дата> (л.д. 15-16).
МИФНС России № по <адрес> административному ответчику за 2016 год был начислен транспортный налог и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 512,00 руб. в срок до <дата> (л.д.21-22).
МИФНС России № по <адрес> административному ответчику за 2017 год был начислен транспортный налог и в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 13 000,00 руб. в срок до <дата> (л.д.23-24).
В связи с неуплатой налогов в срок, указанный в налоговых уведомлениях, на основании ст. 75 НК РФ, административному ответчику была начислена пеня.
В соответствии со ст. 69 НК РФ, налоговым органом налогоплательщику были направлены требования об уплате налога, сбора, пени и штрафов: № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 512,00 руб., пени в размере 33,90 руб. в срок до <дата> (л.д.12-14); № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 512,00 руб. в срок до <дата> (л.д.17-18); № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 512,00 руб. в срок до <дата> (л.д.19-20); № от <дата> об уплате транспортного налога в размере 13 000,00 руб., пени в размере 48,97 руб. в срок до <дата> (л.д.25-26).
Однако вышеуказанные требования административным ответчиком не исполнены, недоимка по налогу в добровольном порядке не погашена.
В связи с чем, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа
Определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> был выдан судебный приказ №а-3-837/2019 от <дата> о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу в размере 14 536,00 руб., а также в доход местного бюджета государственной пошлины в размере 291,00 руб.
Вышеназванный судебный приказ был отменен определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> от <дата>, в связи с поступившими возражениями административного ответчика относительно его исполнения.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы ст. 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).
На основании абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
Самым ранним требованием, учитываемым налоговой инспекцией при расчете общей суммы налога и пени, является требование № от <дата> об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 512,00 руб., пени в размере 33,90 руб. в срок до <дата>.
Общая сумма транспортного налога и пени, подлежащая взысканию с административного ответчика, превысила 3 000,00 руб. – <дата>, поскольку с этой даты у административного ответчика наступила обязанность по уплате транспортного налога за 2017 год, согласно требованию № от <дата>. То есть, сумма транспортного налога за 2014 - 2017 годы превысила 3000,00 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования № от <дата>.
Таким образом, в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, МИФНС России № по <адрес> должна была обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000,00 руб., то есть в срок до <дата>.
Обратившись к мировому судье судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа, вынесенного <дата>, административный истец установленный п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячный срок не пропустил.
Судебный приказ мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес>№а-3-837/2019 от <дата> о взыскании с административного ответчика недоимки по налогу был отменен определением мирового судьи судебного участка № Новочеркасского судебного района <адрес> от <дата> (л.д.8).
С административным исковым заявлением МИФНС России № по <адрес> обратилась в суд <дата>, то есть в срок, установленный абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что МИФНС России № по <адрес> соблюдены порядок и сроки обращения в суд за принудительным взысканием с налогоплательщика недоимки по транспортному налогу.
Проверив расчет задолженности, представленный административным истцом, суд признает его верным, соответствующим требованиям действующего законодательства.
Кроме этого, административный ответчик доказательств уплаты налога, в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, суду не представил, суммы недоимок не оспорил.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела письменных доказательств уплаты административным ответчиком недоимки по налогу, учитывая, что установленный вышеприведенными нормами законодательства срок для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, а также срок обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, административным истцом не пропущен, исковые требования о взыскании с административного ответчика недоимки по транспортному налогу являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Суд отклоняет доводы административного ответчика об отсутствии у него обязанности по уплате транспортного налога в отношении транспортного средства ВАЗ 2109, государственный регистрационный знак Э4410РО, в связи с тем, что он не владеет указанным автомобилем, который утилизирован и снят с регистрационного учета, как бездоказательные, не соответствующие материалам настоящего административного дела.
По ходатайству административного ответчика, судом был направлен запрос в Управление ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> от <дата> о предоставлении сведений о собственнике транспортного средства <данные изъяты> за ФИО1, <дата> года рождения.
Согласно ответа начальника МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области ФИО2 №/Р/1-5163 от <дата>, а также представленной суду карточки учета транспортного средства, по состоянию на <дата> за ФИО1, <дата> года рождения, с <дата> по настоящее время зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>. Сведениями о снятии с регистрационного учета вышеуказанного транспортного средства МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> не располагает (л.д.82-84).
Кроме того, в соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от <дата>№ «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу для исчисления сумм транспортного налога, руководствуются данными о транспортных средствах, зарегистрированных в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Начисление и уплата транспортного налога прекращаются с месяца, следующего за месяцем снятия его с регистрационного учета. Иных оснований для прекращения взимания указанного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) законодательством о налогах и сборах не установлено.
Следовательно, признание лица налогоплательщиком налога поставлено в прямую зависимость от факта регистрации на него транспортного средства, а не от фактического использования транспортного средства.
В случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения. То есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.
Суд также обращает внимание на то, что, при снятии транспортного средства с учета, в случае его утилизации, в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства. Совершение административным ответчиком указанных действий материалы дела не содержат. Равно как административным ответчиком не представлено суду доказательств наличия обстоятельств, препятствующих его обращению с заявлением о снятии спорного транспортного средства с регистрационного учета.
Доводы административного ответчика о том, что истекли три года (срок давности) привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, подлежат отклонению. Поскольку предметом настоящего спора является взыскание недоимки по транспортному налогу, а не привлечение ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Также вопреки доводам административного ответчика, сумма налогов, подлежащих уплате административным ответчиком, в налоговых уведомлениях исчислены административным истцом отдельно за каждый налоговый период.
Разрешая вопрос о взыскании судебных расходов, суд приходит к следующему.
Административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ, в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями БК РФ, судам необходимо руководствоваться положениями БК РФ как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с чем, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 581,44 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 150, 175-180, 289, 290 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 13 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу – удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2014 - 2017 годы в размере 14 536 рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 581 рубль 44 копейки.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца, со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2020 года.
Судья О.А. Власова