ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-465/20 от 29.12.2020 Борисовского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2а-465/2020

31RS003-01-2020-000661-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Борисовка 29 декабря 2020 года

Борисовский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Стародубова В.Ю.,

при секретаре Несвитайло О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Борисовского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа», администрации муниципального района «Борисовский район» Белгородской области о возложении обязанности обеспечить исполнение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Борисовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором сослался на то, что прокуратурой Борисовского района в ходе надзора за соблюдением законодательства установлено нарушение прав учащихся в сфере безопасности дорожного движения.

В собственности МБОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» имеется автобус, которым в образовательном учреждении осуществляется подвоз детей.

Вместе с тем, в нарушение п. 2.5 методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, места сбора, посадки и высадки детей не оборудованы указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки-высадки детей.

Прокурор просит возложить на ответчиков обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства и оборудовать в соответствии с требованиями законодательства места сбора, посадки и высадки детей (учащихся) указателями с условным обозначением автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надписью «Школьный маршрут», с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Фактически прокурором оспаривается бездействие органа местного самоуправления и образовательного учреждения, выражающееся в невыполнении требований нормативно-правового акта по оборудованию мест сбора, посадки и высадки детей (учащихся) соответствующими указателями (знаками), поэтому дело рассматривается в порядке Кодекса административного судопроизводства.

Административный истец, представители административных ответчиков и третьего лица Управления образования администрации муниципального района «Борисовский район» Белгородской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами.

В связи с этим прокурор имеет полномочия на предъявление настоящего административного иска.

Как следует из материалов дела, в собственности МБОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» находится автобус ПАЗ, используемый для подвоза детей на занятия (л.д.8).

Приказом образовательного учреждения от 03 августа 2020 г. открыты автобусные маршруты школьных перевозок учащихся (л.д.28-29), утверждены: паспорт дорожной безопасности образовательного учреждения, схема маршрутов школьных перевозок, график подвоза учащихся (л.д.21-27).

Из содержания ч.6 ст.28 и п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следует прямая и непосредственная обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения и обеспечивать безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. 2 и 15 ч.3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательной организации во время образовательного процесса.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляется транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона как одна из мер социальной поддержки и стимулирования.

Из ч. 1 ст. 40 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует, что транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Согласно ч. 2 ст. 40 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Письмом Министерства образования и науки России от 29.07.2014 № 08-988 направлены Методические рекомендации об организации перевозок обучающихся в образовательные организации (далее - Методические рекомендации), которые определяют основные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций автобусным транспортом, находящимся на законных основаниях (в собственности, лизинге, аренде), образовательных организаций и использующимся для собственных нужд.

В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с абз.5 ст.2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В целях реализации указанных положений закона Минобрнауки России совместно с Минтрансом России и МВД России разработаны методические рекомендации "Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» (Письмо Минобрнауки России от 29.07.2014 N 08-988 "О направлении методических рекомендаций"), согласно п. 2.5 которых остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей. На указателях размещаются условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Из сообщения начальника ОГИБДД ОМВД России по Борисовскому району от 16 ноября 2020 г. усматривается, что в местах посадки и высадки детей и пассажиров, указанных в паспорте дорожной безопасности образовательного учреждения МБОУ «Хотмыжская СОШ», указатели, определяющие место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, соответствующие нормативным требованиям, отсутствуют (л.д. 9-11).

Отсутствие таких знаков создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и нарушает их права на безопасное образование.

Частями 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации не относятся к вопросам местного значения сельского поселения и решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

С учетом изложенного на ответчиков возложена обязанность по оборудованию остановочных пунктов маршрутов автобусных перевозок детей указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, которую они не выполнили, то есть проявили бездействие.

Поэтому требования прокурора Борисовского района суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Борисовского района удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального района «Борисовский район» Белгородской области и МБОУ «Хотмыжская средняя общеобразовательная школа» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу выделить денежные средства, на которые оборудовать остановочные пункты маршрутов автобусных перевозок детей указателями, в соответствии с требованиями пункта 2.5 Методических рекомендаций об организации перевозок обучающихся в образовательные организации, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) детей, с размещением на них условного обозначения автобуса и опознавательного знака "Перевозка детей", надписью "Школьный маршрут" с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Борисовский районный суд Белгородской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 13 января 2021 г.

Судья В.Ю. Стародубов