ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4660/20 от 15.02.2021 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2а-692/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь 15 февраля 2021 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Сомовой И.В.,

с участием в качестве секретаря помощника судьи Василенко Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к прокуратуре Гагаринского района г. Севастополя, прокуратуре города Севастополя о признании незаконным ответа на обращение,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Гагаринский районный суд г. Севастополя с административным иском к прокуратуре Гагаринского района г. Севастополя, указав, что 16.11.2020 обратился к ответчику с заявлением о привлечении к административной ответственности ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» по ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности, а также привлечении к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ должностного лица управляющей компании, осуществлявшего прием граждан без средства индивидуальной защиты органов дыхания. Указанное заявление административным ответчиком должно было быть перенаправлено соответствующим компетентным органам в течение 7 дней. Административным ответчиком направлен заявителю ответ по результатам проверки, которая не входит в компетенцию прокуратуры, и с нарушением указанного срока, что позволяет должностным лицам ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» избежать привлечения к административной ответственности. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

Признать ответ прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя от 08.12.2020 № 1656-19 незаконным.

Признать нарушение ответчиком Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федерального закона от 17.01.1992 № 22020-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 975-р.

Обязать ответчика направить письменное обращение заявителя от 16.11.2020 соответствующим компетентным органам или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которого входит решение вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

К участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечена прокуратура города Севастополя.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на соблюдение прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя требований закона при рассмотрении обращения ФИО1

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что 16.11.2020 ФИО1 направлено в прокуратуру Гагаринского района г. Севастополя обращение, в котором он указал, что при обращении в ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» 16.11.2020 около 10 часов сотрудники управляющей компании, осуществлявшие прием граждан, не использовали средства индивидуальной защиты органов дыхания. В этой связи просил привлечь юридическое лицо и должных лиц ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. К обращению приложен фотоснимок.

Обращение ФИО1 поступило в прокуратуру Гагаринского района г. Севастополя 18.11.2020, зарегистрировано под входящим номером ВО-2030-20.

08.12.2020 заместителем прокурора Гагаринского района г. Севастополя ФИО1 дан ответ, в котором сообщено, что основания для возбуждения дела об административном правонарушении отсутствуют, поскольку не представляется достоверно определить дату осуществления фотографии, сотрудник управляющей компании, изображенная на фото, отрицает, что фотография сделана 16.11.2020. Вместе с тем проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» не в полной мере организованы мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции, в помещениях отсутствуют рециркуляторы для обеззараживания воздуха. Указанные нарушения отражены в представлении прокуратуры района в адрес директора ГУПС «УК «Стрелецкая бухта».

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа …., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 10 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Указом Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 № 14-УГ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения введен с 22:00 17.03.2020 на территории города Севастополя режим повышенной готовности и установлены меры по противодействию распространения на территории города Севастополя новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан, обязаны организовывать мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции и использованию сотрудниками средств индивидуальной защиты органов дыхания.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя в соответствии с предоставленными ему полномочиями и в пределах компетенции проведена проверка по обращению ФИО3 от 16.11.2020.

По результатам проверки в адрес директора ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений по организации мероприятий по усилению режима текущей дезинфекции. Заявителю в установленный законом срок дан мотивированный ответ о результатах рассмотрения обращения и принятых мерах прокурорского реагирования.

Суд находит необоснованными доводы административного истца о том, что прокурор обязан был направить его обращение в орган, уполномоченный составить протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении юридического лица и работников ГУПС «УК «Стрелецкая бухта».

Согласно частям 2, 4 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки.

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с частью 3 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при рассмотрении поступивших обращений граждан и осуществлении прокурорского надзора прокурор самостоятельно определяет объем и пределы прокурорской проверки, руководствуясь исключительно требованиями законов, принимает те или иные меры прокурорского реагирования в соответствии с предоставленными ему законом полномочиями. В силу статьи 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вмешательство в осуществление прокурорского надзора недопустимо.

Прокурор возбуждает производство об административном правонарушении в случае, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения и при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события и состава административного правонарушения, и соблюдении иных условий, предусмотренных КоАП РФ (статьи 28.1, 28.2).

Пунктом 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 18 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ (в редакции от 01.04.2020) право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, наделены должностные лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Перечень должностных лиц указанных органов, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6.4 статьи 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных пунктом 18 части 5 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень указанных органов и их должностных лиц утверждается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Указом Губернатора города Севастополя от 02.04.2020 № 24-УГ утвержден перечень должностных лиц органов исполнительной власти города Севастополя, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ, на период действия режима повышенной готовности, введенного Указом Губернатора города Севастополя от 17.03.2020 № 14-УГ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.

Согласно статье 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 8.32.2, частью 2 статьи 8.49, статьями 12.35, 13.14, 13.19.1, статьей 13.19.3 (за исключением административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), статьями 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, частью 6 статьи 14.28, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьей 19.6.1, статьей 19.8.1 (в части административных правонарушений, совершенных должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов), статьями 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.3.1, 20.3.2, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.

При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

По результатам проверки заявления ФИО1 прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя не установлено достаточных данных, позволяющих возбудить производство об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.6.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица и работников ГУПС «УК «Стрелецкая бухта», о чем сообщено заявителю с указанием мотивов такого решения.

Оснований не согласиться с указанным решением суд не находит.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных норм следует, что при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и нарушение или оспаривание прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц, создание препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконного возложения каких-либо обязанностей.

По делу не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что оспариваемым административным истцом ответом прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя на его обращение от 16.11.2020 нарушены права и законные интересы ФИО1, а возложение на административного ответчика обязанности направить его обращение компетентным органам для решения вопроса о привлечении к административной ответственности ГУПС «УК «Стрелецкая бухта» повлечет восстановление нарушенных прав истца.

Суд учитывает в данном случае также то, что по обращению ФИО1 прокурором приняты меры прокурорского реагирования, направлено представление ГУПС «УК «Стрелецкая бухта». Помимо того, меры по устранению нарушений по использованию сотрудниками управляющей компании средств индивидуальной защиты органов дыхания приняты Департаментом городского хозяйства города Севастополя при рассмотрении аналогичного обращения ФИО1

При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что обжалуемым административным истцом ответом прокуратуры Гагаринского района г. Севастополя нарушены права, свободы и законных интересов заявителя, не имеется. В этой связи суд не находит оснований для удовлетворения административного иска ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к прокуратуре Гагаринского района г. Севастополя, прокуратуре города Севастополя о признании незаконным ответа от 08.12.2020 на его обращение отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 26.02.2021.