ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4663/19 от 16.09.2019 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2а-4663/2019

66RS0003-01-2019-004351-29

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 09 сентября 2019 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Федотовой К.А., с участием представителя административных истцов Озерова А.А., представителей административных ответчиков Ивановой А.А., Ткач О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Иванова Дмитрия Сергеевича и Соколова Александра Юрьевича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» об оспаривании действий по демонтажу рекламных конструкций,

УСТАНОВИЛ:

Иванов Д.С. и Соколов А.Ю. обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указали, что *** Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее – Министерство, МУГИСО) были демонтированы наружные рекламные конструкции (рекламные щиты), принадлежащие административным истцам. Рекламные щиты были размещены на земельном участке по адресу *** кадастровый номер ***, принадлежащим административным истцам на праве общей долевой собственности. В ответе на обращение истцов № *** от *** указано, что демонтаж произведен по причине отсутствия размещения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе». Выдача рекламных конструкций возможна только после оплаты стоимости демонтажа в размере 18120 рублей за каждую конструкцию. Действия МУГИСО административные истцы считают незаконными, поскольку рекламные щиты были размещены на принадлежащем истцам участке на основании выданного разрешения, в котором указаны все данные заявителей. Размещение рекламных конструкций не является самовольным. Конструкции имели все необходимые реквизиты, в том числе и маркировку, с указанием собственников и их телефонов. На основании Федерального закона «О рекламе» демонтаж мог быть осуществлен только после выдачи предписания владельцу рекламной конструкции, а после владельцу земельного участка, на котором рекламная конструкция размещена. Таких предписаний административным истцам не выдавалось. Полагают, что предусмотрен судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию. В суд административный ответчик не обращался. Просят признать незаконными действия административного ответчика, выразившиеся в демонтаже принадлежащих административным истцам на праве общей долевой собственности рекламных конструкций (рекламных щитов), ранее размещенных на земельном участке по адресу: ***, кадастровый номер ***, принадлежащем административным истцам; признать незаконным требование, изложенное в письме исх. № *** от *** по компенсации понесенных расходов в размере 18120 рублей за каждую конструкцию в связи с их незаконным демонтажем; обязать административного ответчика возвратить своими силами и средствами административным истцам незаконно демонтированные рекламные конструкции.

Определением от 16 августа 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» (далее – Фонд имущества).

Административные истцы в судебное заседание не явились. Воспользовались правом вести дело через представителя. Представитель административных истцов Озеров А.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований наставил по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика МУГИСО Иванова А.А., действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление, полагает, что требования административных истцов удовлетворению не подлежат, рекламные конструкции размещены на автомобильной дороге общего пользования в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Конструкции не имели маркировки о рекламораспространителе, МУГИСО не обладало сведениями о лице, являющемся владельцем рекламных конструкций, рекламные конструкции находятся на земельном участке, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, МУГИСО не имело возможности выдать владельцу рекламных конструкций соответствующее предписание о их демонтаже. Распоряжение о демонтаже выдано ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области». На сегодняшний день рекламные конструкции помещены на склад временного хранения рекламных конструкций ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области». Указаний по демонтажу рекламных конструкций на земельном участке с кадастровым номером *** не выдавалось. Просит в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика МУГИСО доводы отзыва поддержала.

Представитель административного ответчика ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» Ткач О.Ю., действующая на основании доверенности, представила возражения на административное исковое заявление, согласно которым Фонд действовал по поручению МУГИСО, к компетенции которого относятся вопросы законности установки и эксплуатации рекламных конструкций, определения круга лиц, которым подлежит направлению предписание о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, в том числе собственников земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, к которым присоединяется рекламная конструкция, вынесение и направление таких предписаний относится к компетенции МУГИСО. Поручения на демонтаж, выданные МУГИСО, являются необходимыми и достаточными для того, чтобы Фонд имущества приступил к организации мероприятий по демонтажу, транспортировке, хранению и уничтожению рекламных конструкций. Информации о собственнике имуществе и земельного участке Фонд имущества не располагает. Рекламные конструкции демонтированы и находятся на складе Фонда имущества. Просит административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель административного ответчика ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» возражения поддержала.

Заслушав представителей административных истцов и административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, что Иванов Д.С. и Соколов А.Ю. являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 14644 кв.м с кадастровым номером ***, расположенного по адресу (местоположение): участок находится примерно в 490 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ***

Постановлением Главы Сысертского городского округа № 341 от 07 июня 2012 года разрешено Соколову А.Ю. и Иванову Д.С. размещение рекламных конструкций в виде рекламных щитов размером 6х3 метра 2 штуки по адресу: село Кашино Сысертского района, земельный участок с кадастровым номером ***.

Постановлением Главы Кашинской сельской администрации № 44 от 24 октября 2012 года присвоены адреса земельным участкам, образованным путем раздела существующего земельного участка площадью 14644 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу (местоположение): участок находится примерно в 490 м по направлению на северо-запад от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ***: земельному участку № 1 площадью 5703 кв.м, свободному от строений, присвоить адрес: ***; земельному участку № 2 площадью 8941 кв.м, свободному от строений, присвоить адрес: ***

*** зарегистрировано право общей долевой собственности административных истцов по 1/2 доле на земельный участок площадью 8941 кв.м, адрес (местоположение) ***, кадастровый номер ***

*** административными истцами Главе Сысертского городского округа подано заявление о продлении разрешения на установку рекламных конструкций на земельном участке с кадастровым номером ***

*** административными истцами Главе Сысертского городского округа подано заявление о выдаче разрешения на установку рекламных конструкций на земельном участке с кадастровым номером ***

*** Фондом имущества Свердловской области проведено обследование рекламных конструкций и мест их установки. Выявлена установка двух рекламных конструкций на автодороге г. Арамиль – д. Андреевка 20 км + 600 м и 20 км + 700 м, в виде щитов размером 3х6 м, без маркировки, в нарушение п. 5.3, 5.10 ГОСТ.

Администрацией Сысертского городского округа письмом от ****** сообщено об отсутствии действующих разрешений на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций в границах автомобильных дорог на территории Сысертского городского округа.

Письмом и.о. директора департамента рекламы МУГИСО в адрес Фонда имущества указано на выдачу предписания от *** о демонтаже рекламных конструкций № *** (рекламная конструкция № ***), № *** (рекламная конструкция № ***), № *** (рекламная конструкция № ***). Фонду имущества необходимо организовать мероприятия по мониторинга исполнения указанных предписаний по истечении 30 дней с даты их выдачи с последующим демонтажем указанных в предписании рекламных конструкций и предоставлением в адрес Министерства актов о демонтаже.

*** ИП Ершовым Р.А. на основании государственного контракта № *** от *** демонтированы рекламные конструкции по адресу: автодорога г. Арамиль – д. Андреевка 20 км + 600 м и + 700 м, о чем составлены акты № ***

*** административными истцами в адрес МУГИСО подано заявление с просьбой выдать 2 рекламных шита, демонтированных подрядчиками Фонда имущества в ***, кадастровый номер ***, установленных на земельном участке, находящимся в черте с. Кашино и долевой собственности истцов, по постановлению главы СГО № *** от ***, разрешение выдано за № *** от ***.

Письмом МУГИСО от ****** рассмотрено обращение Иванова Д.С. и Соколова А.Ю. о выдаче двух демонтированных рекламных конструкций (вида рекламный щит 3х6м), ранее установленных по адресу: ***, кадастровый номер ***. Согласно данному письму указано, что конструкции установлены и эксплуатировались согласно разрешению на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от *** года № *** с истекшим сроком действия в нарушение Федерального закона «О рекламе», на момент обследования были установлены с нарушением п. 5.10 ГОСТ Р 52044-2003. Вместе с тем, Министерством определено, что документы, представленные в обращении, позволяют сделать вывод о принадлежности заявителям рекламных конструкций, принято решение о выдаче рекламных конструкций под условием оплаты расходов, понесенных в связи с демонтажем, в размере 18120 рублей за каждую конструкцию.

*** и *** административными истцами были поданы коллективные требования об устранении допущенных нарушений законодательства. Министерством даны аналогичные ответы.

В соответствии с ч. 1,5 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Согласно ч. 9 и 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии с ч. 21, 21.1 и 21.2 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.

Если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, обязан демонтировать рекламную конструкцию в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение рекламной конструкции осуществляется за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец рекламной конструкции обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета. По требованию органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан возместить необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Законом Свердловской области от 20 июля 2015 года № 85-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районом, расположенных на территории Свердловской области, и органами государственной власти Свердловской области» перераспределены на срок пять лет между органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, и органами государственной власти Свердловской области следующие полномочия в сфере рекламы, осуществляемые в отношении рекламных конструкций, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, в том числе: выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций; демонтаж рекламных конструкций на территориях городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, в случаях, если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, не выполнил обязанность по демонтажу рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, если рекламная конструкция присоединена к объекту муниципального имущества, их хранение и в необходимых случаях уничтожение; обращение к владельцам рекламных конструкций, собственникам и иным законным владельцам недвижимого имущества, к которому были присоединены рекламные конструкции, с требованием о возмещении необходимых расходов, понесенных в связи с демонтажом, хранением и в необходимых случаях уничтожением рекламных конструкций. Указанные полномочия в сфере рекламы органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Свердловской области, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области.

В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном Постановлением Правительства Свердловской области от 26 июля 2012 года № 824-ПП, уполномоченным органом исполнительной власти Свердловской области в сфере рекламы определено Министерство.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Свердловской области от 24 декабря 2015 года № 1162-ПП «О создании ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» Фонд имущества осуществляет мониторинг мест размещения рекламных конструкций, а также демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций.

Таким образом, демонтаж рекламной конструкции, в отношении которой истек срок, на который выдано разрешение на установку, осуществляется Фондом имущества по предписанию Министерства после истечения месяца со дня выдачи предписания о демонтаже владельцу рекламной конструкции, истечения месяца со дня выдачи предписания о демонтаже собственнику или иной законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция (если обязанность по демонтажу рекламной конструкции не исполнена владельцем рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен).

В ответе на обращение о выдаче двух демонтированных рекламных конструкций, ранее установленных по адресу: ***, кадастровый номер ***, от *** Министерство указывает, что данные рекламные конструкции на момент мониторинга и их демонтажа были установлены и эксплуатировались согласно разрешению на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от ******, с истекшим сроком действия.

Данное разрешение от *** выдано Соколову А.Ю. и Иванову Д.С.

То есть Министерство указывает, что на момент мониторинга и демонтажа рекламных конструкций были известны владельцы данных конструкций. Однако предписание о демонтаже им не направлено.

В ответе на обращение от *** Министерство указывает, что согласно выписке из ЕРГН, собственники земельного участка с кадастровым номером *** – физические лица без указания на фактические адреса проживания. Следовательно Министерство имело возможность предпринять меры для установления собственников земельного участка.

Не представлено доказательств, что Министерство предпринимало меры по установлению владельцев рекламных конструкций или владельцев земельного участка, на котором были установлены конструкции. О возможности принять такие меры свидетельствует письмо, направленное в магазин С с просьбой представить в адрес Министерства сведения о лицах (организациях), с которыми заключен договор на размещение рекламного контента на демонтированных рекламных конструкциях. Данное письмо направлено ***, то есть после демонтажа рекламных конструкций и после поступления обращений административных истцов.

Таким образом, действия Министерства, выразившиеся в демонтаже принадлежащих административным истцам рекламных конструкций (рекламных щитов), размещенных на земельном участке по адресу ***, кадастровый номер: ***, являются незаконными. Восстановление нарушенных прав административных истцов возможно путем возврата рекламных конструкций силами административных ответчиков Министерства, направившего предписание о демонтаже в Фонд имущества, и Фонда имущества, на чьем складе находятся рекламные конструкции.

Поскольку действия по демонтажу являются незаконными, требование Министерства об оплате понесенных расходов при демонтаже рекламных конструкций в размере 18120 рублей за каждую конструкцию является также незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования Иванова Дмитрия Сергеевича и Соколова Александра Юрьевича к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО «Фонд имущества Свердловской области» об оспаривании действий по демонтажу рекламных конструкций удовлетворить.

Признать незаконными действия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, выразившиеся в демонтаже принадлежащих административным истцам рекламных конструкций (рекламных щитов), размещенных на земельном участке по адресу ***, кадастровый номер: ***

Признать незаконным требование, изложенное в письме № *** от 14 июня 2019 года, о компенсации понесенных расходов в размере 18120 рублей за каждую конструкцию в связи с их незаконным демонтажем.

Возложить на административных ответчиков обязанность устранить нарушение прав административных истцов путем возврата рекламных конструкций силами административных ответчиков.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Войт