Дело № 2а-586/2022 (2а-4669/2021)
44RS0001-01-2021-009372-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2022 года <...>
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Ветровой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дружневым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам и санкциям,
у с т а н о в и л:
УФНС России по Костромской области обратилось в Свердловский районный суд г.Костромы с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженность в общей сумме 848 413.05 руб., в т.ч.: транспортный налог в размере 846 016.00 руб.; пени по транспортному налогу в размере 2 397.05 руб. В своем заявлении указывают, что На налоговом учёте в УФНС России по Костромской области (далее -Административный истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика ФИО1, ИНН №, дата рождения: <дата>, место рождения -<адрес>а, <адрес>. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ (ст. 362 НК РФ). Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Налогоплательщику ФИО1 на праве собственности принадлежат следующие транспортные средства: Суда морские и внутреннего плавания, г.н. №, Буксир-толкач (Теплоход), г.н. №, Суда пассажирские морские и речные самоходные (Теплоход), г.н. №, Несамоходные (буксируемые) суда (Бункерная баржа), г.н. №, Буксир-толкач "Речной-82", г.н. B08-2367, буксир-толкач (теплоход), г.н. №, Буксир-толкач (теплоход), г.н.№, Несамоходная баржа-площадка "Баржа-308", г.н. №, Бункерная баржа "2551", г.н. №, Бункерная баржа "2557", г.н. №, Бункерная баржа "2565", №, Баржа-площадка "Баржа-577", г.н. №, Баржа-площадка "Баржа-588", г.н. №, понтон "ПП-17", г.н. №, Баржа. №, Буксир-толкач, г.н. №, Стоечное, кессон-док, г.н. №, Несамоходные (буксируемые) суда, г.н. №, Теплоходы, г.н. №, Другие водные транспортные средства (Понтон), г.н. №, Суда морские и внутреннего плавания, г.н.№. Согласно представленным сведениям, налоговым органом произведен расчет транспортного налога за 2019 год - 1 005 200.00 руб., который налогоплательщике установленный законодательством срок не уплачен. Расчет транспортного налога производится по следующей формуле: Налоговая база * доля в праве собственности * налоговая ставка (руб.) количество месяцев пользования объектом = сумма налога. Транспортный налог за 2019 год: Теплоходы, г.н. №: 300.00x1x100x12/12=30 000.00 руб.; -Баржа-площадка, г.н. №: 558.00x1x100x12/12=55 800.00 руб.; -Кессон-док, г.н. №: 1.00x1x1000.00x12/12=1000.00 руб.; Баржа, г.н. №: 565.00x1x100.00x12/12=56 500.00 руб.; Буксир-толкач, г.н. №: 720.00x1x100.00x1212=72 000.00 руб.; Бункерная баржа, г.н. №: 1566.00x1x100.00x12/12=156 600.00 руб.; Бункерная баржа, г.н. №: 1566.00x1x100.00x12/12=156 600.00 руб.; Бункерная баржа, г.н. №: 1566.00x1x100.00x12/12=156 600.00 руб. Буксир-толкач (теплоход), г.н.№: 300.00x1x100.00x12/12=30 000.00 руб. Буксир-толкач, г.н. №: 450.00x1x100.00x12/12= 45000.00 руб.; Бункерная баржа, г.н. №: 604.00x1x100.00x12/12=60400.00 руб.; Понтон, г.н. №: 1.00x1x1000.00x12/12=1000.00руб.; Теплоход, г.н. №: 150.00x1x100x12/12=15000.00 руб.; Баржа-площадка, г.н. №: 565.00x1x100.00x12/12= 56500.00 руб.; Баржа, №: 565.00x1x100.00x12/12=56 500.00 руб.; -Баржа-площадка, №: 537.00x1x100.00x12/12=53 700.00 руб. Суда морские и внутреннего плавания, г.н.№: 1x100x9/12=750.00 руб.: 175924, Суда морские и внутреннего плавания, г.н. №: 1.00x1000.00x12/12=1000.00 руб.; а всего 1 005 200.00 руб. С учетом частичного погашения недоимки по транспортному налогу <дата> в сумме 159 184.00 руб., остаток суммы недоимки по транспортному налогу составил - 846 016.00 руб. Расчет налога произведен согласно налоговому уведомлению № от <дата>, которое направлено через личный кабинет и включен в требование № от <дата>. За несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 г., руководствуясь ст. 75 НК РФ, налогоплательщику были начислены пени в размере 2397.05 руб. В соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового Кодекса РФ, в адрес административного ответчика направлено требование об уплате налога, пени № от <дата> (по сроку уплаты до <дата>). Несмотря на истечение срока исполнения требования, сумма задолженности административным ответчиком до настоящего времени налогоплательщиком не уплачена. Всего к уплате по налогу: транспортный налог - 846016.00 руб., пени - 2397.05 руб. Таким образом, ФИО1 признается плательщиком транспортного налога и обязана уплатить задолженность в сумме 848413.05 руб. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Сроки, установленные п. 2 ст. 48 НК РФ для обращения в суд на взыскание задолженности по требованию от <дата>№ (по сроку уплаты до <дата>) истекли <дата>. Ранее Налоговый орган обращался за взысканием указанной задолженности 4 МССУ № Свердловского судебного района г. Костромы с заявлениями о выдаче судебного приказа. В связи с тем, что поступило заявление от ФИО1 об отмене судебного приказа, мировой суд отказал в принятии заявлений о выдаче судебных приказов, о чем было вынесено соответствующее определение от <дата>. Пропуск срока на взыскание обусловлен тем, что ИФНС по Нижегородском) району <адрес> в установленные законом сроки не обратилась за взысканием указанной задолженности в мировой суд. В связи с изложены, одновременно с подачей административного искового заявления, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обращение в суд с данным иском.
Административный истец УФНС России по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Административный ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Направила в адрес суда письменный отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражала, так же указывает, что налоговым органом не представлены в материалы дела доказательства получения требования, уведомления налогоплательщиком. Налоговым органом не представлены доказательства соблюдения процедуры взыскания налоговых обязательств, в частности не представлены доказательства направления налогового уведомления и требования об уплате налогов, поскольку направление уведомления и требования через личный кабинет налогоплательщика такими доказательствами не являются, ввиду отсутствия доказательств доступа административного ответчика к личному кабинету налогоплательщика. Также налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием в качестве причины пропуска не обращение ИФНС по <адрес> в установленные сроки к мировому судье. Карточка расчетов с бюджетом по налогоплательщику - ФИО1 перешла в УФНС России по Костромской области <дата>. Ответчик ФИО1 считает, что довод налогового органа о пропуске срока является несостоятельным, так данная причина не является уважительной в виду того, что территориальные налоговые органы входят в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, и внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Также у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности. Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций: Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления В установленный срок. К уважительным причинам пропуска срока как считает Ответчик относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя (налогового органа); находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка. Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании относительно удовлетворения административного искового заявления возражала, поддержала доводы представленного письменного отзыва.
Исследовав материалы административного дела, материалы дела по заявлению о выдаче судебного приказа МССУ № Свердловского судебного района г. Костромы №а-123/2021, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом
При этом, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса РФ).
На основании пункта 2 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса РФ).
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы). Налоговым периодом признается календарный год. Налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. ст. 357 - 361 НК РФ).
В соответствии с Законом Костромской области «О транспортном налоге» от 28.11.2002 №80-ЗКО уплата транспортного налога производилась ежегодно не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом на основании налоговых уведомлений. Неуплата налога в установленные сроки влечет за собой начисление пени в соответствии с действующим законодательством. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в размерах, указанных в ст. 3 данного Закона.
Федеральным законом от 23.11.2015 № 320-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ в части сроков уплаты имущественных налогов. Так, с 01.01.2016 налог на имущество физических лиц, а также земельный и транспортный налоги подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как следует из материалов дела, за ФИО1 были зарегистрированы следующие транспортные средства: Суда морские и внутреннего плавания, г.н. №, Буксир-толкач (Теплоход), г.н. №, Суда пассажирские морские и речные самоходные (Теплоход), г.н. №, Несамоходные (буксируемые) суда (Бункерная баржа), г.н. №, Буксир-толкач "Речной-82", г.н. №, буксир-толкач (теплоход), г.н. №, Буксир-толкач (теплоход), г.н.№, Несамоходная баржа-площадка "Баржа-308", г.н. №, Бункерная баржа "2551", г.н. №, Бункерная баржа "2557", г.н. №, Бункерная баржа "2565", №, Баржа-площадка "Баржа-577", г.н. №, Баржа-площадка "Баржа-588", г.н. №, понтон "ПП-17", г.н. №, Баржа. №, Буксир-толкач, г.н. №, Стоечное, кессон-док, г.н. №, Несамоходные (буксируемые) суда, г.н. №, Теплоходы, г.н. №, Другие водные транспортные средства (Понтон), г.н. №, Суда морские и внутреннего плавания, г.н.№.
На указанные объекты налогообложения был начислен транспортный налог за 2019 год в размере 1009192,00 рублей, что подтверждается налоговым уведомлением № от <дата>, которое было направлено в адрес ответчика в порядке ст.ст. 52, 362 НК РФ для оплаты.
По причине неуплаты транспортного налога, согласно направленному в адрес налогоплательщика налоговому уведомлению от <дата>, ФИО1 направлено требование № по состоянию на <дата> о необходимости уплаты транспортного налога в размере 846016 рублей, пени в размере 2397,05 рублей в срок до <дата>
В установленный срок ФИО1 требование не исполнила.
Не соглашаясь с предъявленными административными исковыми требованиями, административный ответчик заявил о пропуске административным истцом срока на предъявления данного административного искового заявления.
По существу данного ходатайства административного ответчика суд полагает следующее.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно положениям абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Истцом было реализовано право на взыскание задолженности по налогам с ответчика в порядке приказного производства, что подтверждается материалами административного дела 9а-123/2021 мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г. Кострома.
<дата> Управление ФНС России по Костромской области обратилось к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и по пени за неуплаченный транспортный налог.
Определением мирового судьи судебного участка № Свердловского судебного района г.Костромы от <дата> по делу №а-123/2021 в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с поступлением возражений должника.
В связи с указанным обстоятельством Управление ФНС России по Костромской области обратилось с административным иском о взыскании задолженности по обязательным налоговым платежам с ФИО1, который поступил в Свердловский районный суд г. Костромы <дата>.
Таким образом, доводы стороны административного ответчика о несоблюдении Управлением требований установленного порядка обращения в суд с данным административным исковым заявлением и сроков взыскания задолженности, установленные пунктом 3 статьи 48 НК РФ и частью 2 статьи 286 КАС РФ, являются обоснованными. Административное исковое заявление истцом было представлено в суд после истечения шестимесячного срока на обращение в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289. Ч. 1 ст. 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как определено в ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Согласно абз.4 п.2 ст.48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В силу ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец не отрицает факта пропуска указанного срока, установленного для обращения в суд, указав, что срок был пропущен в связи с тем, что ИФНС по <адрес> в установленные законом сроки не обратилась за взысканием указанной задолженности.
Данные обстоятельства, на которые ссылается административный истец, суд находит неуважительными, поскольку о наличии задолженности административному истцу было известно, что подтверждается действиями налоговой инспекции по направлению требований об уплате задолженности. Доказательств, подтверждающих доводы представителя так же не представлено, кроме того, сама причина, на которую ссылается представитель административного истца не может объективно свидетельствовать об отсутствии возможности у УФНС России по Костромской области своевременно обратиться с заявленными требованиями.
Поскольку установленный законом срок обращения в суд о взыскания задолженности пропущен, и суд не находит оснований для его восстановления, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований УФНС России по Костромской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налоговым платежам и санкциям отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня его принятия суда в окончательной форме.
Судья: С.В. Ветрова
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 21.01.2022 года.