ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-466/19 от 13.01.2019 Междуреченского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-466/19

(УИД 42RS0013-01-2019-000405-06)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Междуреченский городской суд Кемеровской области в составе

председательствующего:

судьи Эглит И.В.,

при секретаре Рац Я.В.,

с участием прокурора Барейша В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске

12 марта 2019 года

административное дело по административному иску прокурора г. Междуреченска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Междуреченского городского округа о признании недействующим Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п,

установил:

Прокурор г. Междуреченска в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Междуреченского городского округа о признании недействующим Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Междуреченска на основании указания прокуратуры Кемеровской области от 03 декабря 2018 года № 7/1-27-2018 в декабре 2018 года проведен мониторинг действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Междуреченский городской округ», регулирующих порядок предоставления субсидий на финансирование недополученных доходов, возникших в результате применения государственных регулируемых цен на твердое топливо (уголь).

Установлено, что постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом (далее - Порядок), который опубликован в газете «Контакт» № 21 от 23 марта 2017 года.

Порядок устанавливает цель, условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение планируемых затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение планируемых затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом.

Субсидия предоставляется из бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» в целях финансового обеспечения планируемых затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и в целях финансового обеспечения планируемых затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом.

Финансовое обеспечение планируемых затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, определяется как разница между стоимостью твердого топлива, рассчитанной по отпускным ценам, и стоимостью того же объема твердого топлива, рассчитанной по розничным ценам, установленным Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (пункты 1.1, 1.2 Порядка).

Порядок, регулирующий указанные правоотношения, противоречит действующему законодательству Российской Федерации по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 154, частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги, в том числе включает в себя плату за поставки твердого топлива при наличии печного отопления. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» определено, что государственное регулирование цен (тарифов) на топливо твердое, топливо печное бытовое, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.2 Положения Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее - РЭК КО), утвержденного постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 06 сентября 2013 года № 37, данный орган является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы) на территории Кемеровской области. Иные органы на территории Кемеровской области полномочиями по установлению тарифов на твердое топливо не наделены.

Постановлением РЭК КО от 03 июня 2016 года № 69 установлены розничные цены на уголь, реализуемый гражданам, в размере 859 руб. за тонну угля рядовых марок, 1 348 руб. за тонну сортового угля.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» сформулирована правовая позиция, согласно которой финансирование из средств местных бюджетов расходных обязательств, возникших в результате принятия решений органами государственной власти, не допускается (пункт 4.3 постановления).

Возложение на органы местного самоуправления обязанности исполнять финансовые обязательства, возникающие из решений, принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, нарушает не только установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), но и конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, в том числе в управлении муниципальной собственностью, формировании и исполнении местного бюджета, а также конституционное право граждан на осуществление местного самоуправления, и тем самым противоречит части 1 статьи 130, части 1 статьи 133 Конституции Российской Федерации.

В случае передачи органам местного самоуправления данных полномочий на них возлагается и сопутствующая обязанность компенсировать теплоснабжающим организациям межтарифную разницу. Эта обязанность может быть возложена на органы местного самоуправления и в качестве самостоятельного государственного полномочия с соблюдением установленного федеральным законодательством порядка, как указано в статье 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», путем принятия закона субъекта Российской Федерации, который должен отвечать установленным данной статьей требованиям и вводиться в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, при условии, что в нем предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

Закон Кемеровской области о передаче полномочий органам местного самоуправления муниципального образования «Междуреченский городской округа» по компенсированию теплоснабжающим организациям межтарифной разницы до настоящего времени не принят.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обязанность возмещать потери ресурсоснабжающих организаций в виде межтарифной разницы, образовавшейся вследствие установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифа на коммунальный ресурс для населения на уровне, ниже экономически обоснованного, может быть возложена на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом № 131-ФЗ, с предоставлением необходимых для их реализации, включая компенсацию межтарифной разницы, финансовых и материальных средств.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2013 года № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» указано, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Из системного толкования положений части 1 статьи 2, статей 14, 15, 16, 18, 52, 53 Федерального закона № 131-Ф3, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что при формировании местного бюджета органы местного самоуправления должны исходить, прежде всего, из необходимости решения вопросов местного значения. Расходные обязательства по иным вопросам допускаются только в том случае, если эти вопросы в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Исходя из части 5 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ, правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлениях от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 29 марта 2011 года № 2-П, представительный орган местного самоуправления может принимать решение о реализации права на участие в осуществлении государственных полномочий, не переданных органу местного самоуправления в установленном порядке, только в случае наличия предусмотренной федеральными законами возможности осуществления таких расходов.

Административный истец считает, что исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации публично-правовым образованием, обязанным возмещать убытки, возникающие в связи с применением государственных регулируемых цен на твердое топливо для населения (в пределах норматива), является Кемеровская область, принявшая соответствующее тарифное решение.

Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено несение органами местного самоуправления расходов на осуществление полномочий по возмещению затрат (убытков), возникших у хозяйствующих субъектов в связи с применением государственных регулируемых цен, установленных уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а не органом местного самоуправления.

20 декабря 2018 года прокуратурой г. Междуреченска главе Междуреченского городского округа принесен протест на вышеуказанный Порядок, который незаконно отклонен, согласно ответу главы Междуреченского городского округа от 25 декабря 2018 года № 01-03/544.

В соответствии с соглашением от 18 января 2018 года о предоставлении субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом в 2018 году, заключенным на основании Порядка между МКУ «Управление развития жилищно-коммунального комплекса» - главным распорядителем и МУП «Гортопсбыт» - получателем, представленными МКУ «УР ЖКК» документами из бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» на вышеуказанные цели в 2018 году перечислено 12 716 653 руб. 69 коп.

Между тем, дефицит местного бюджета на 2018 год составил 257 841 000 руб. или 10 % от объема доходов местного бюджета на 2018 год (подпункт 1.1 пункта 1 решения Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 24 декабря 2018 года № 27 «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 27 декабря 2017 года № 322 «О бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»).

Согласно реестру многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, утвержденному главой Междуреченского городского округа, по состоянию на 15 января 2019 года на территории Междуреченского городского округа признано аварийными и подлежащими сносу 119 жилых домов (63 - многоквартирных дома, 56 - одноквартирных дома), в которых проживают 420 жильцов.

В соответствии с информацией начальника правового управления администрации Междуреченского городского округа от 29 января 2019 года № 53-ю в бюджете муниципального образования «Междуреченский городской округ» на 2019 год средства на финансирование переселения граждан из указанных жилых домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, не предусмотрены.

Вместе с тем согласно пункту 1 статья 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

По состоянию на 29 января 2019 года администрацией Междуреченского городского округа не исполнено 83 решения Междуреченского городского суда о предоставлении жилья детям-сиротам в связи с отсутствием необходимых бюджетных средств по информации начальника правового управления администрации Междуреченского городского округа от 29 января 2019 года № 53-ю.

Административный истец полагает, что действующим Порядком, предусматривающим несение органами местного самоуправления муниципального образования «Междуреченский городской округ» расходов на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, нарушены права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, проживающих в жилых домах, расположенных на территории Междуреченского городского округа, признанных аварийными и подлежащими сносу, детей-сирот, которым администрацией Междуреченского городского округа не предоставлено предусмотренное законом жилье.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления обязаны соблюдать законы.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Административный истец – прокурор г. Междуреченска в интересах определенного круга лиц просит признать Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п, недействующим с момента вступления в силу решения суда.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора г. Междуреченска Барейша В.А. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Междуреченского городского округа Владимирова Н.С., действующая на основании доверенности от 04 декабря 2018 года (л.д. 70), заявленные административные исковые требования не признала в полном объеме, предоставив суду письменный отзыв, в котором просит прекратить производство по делу, так как рассмотрение данного административного искового заявления относится к компетенции арбитражного суда.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ. Прокурор имеет право на обращение с административным иском о признании не действующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых, в частности, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 2 статьи 1, пункт 3 статьи 22, статьи 23 и 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", статья 39, часть 3 статьи 208 КАС РФ).

Суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для прекращения производства по делу и считает доводы представителя административного ответчика о том, что данный спор относится к компетенции арбитражного суда, ошибочными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ч. 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

В данном случае прокурор обратился в суд об оспаривании Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа 20 марта 2017 года № 647-п.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

В данном случае постановление, которым утвержден оспариваемый Порядок, подлежал опубликованию в средствах массовой информации в газете «Контакт». Доводы представителя административного ответчика о том, что обжалуемый Порядок рассчитан на определенный круг лиц, а именно юридических лиц, является несостоятельным, поскольку Порядок не содержит указаний относительно какого-либо перечня организаций.

Таким образом, постановление администрации Междуреченского городского округа 20 марта 2017 года № 647-п, которым утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных организацией обеспечения населения топливом, отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку издан в установленном порядке органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий в сфере нормативно-правового регулирования, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них условия и порядок предоставления субсидий, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Также постановление прошло порядок официального опубликования в средстве массовой информации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование может быть оспорено по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Оспариваемый Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, таковым не является.

В силу положений подпунктов 1, 3 статьи 27, статьи 29, части 1 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления подведомственно суду общей юрисдикции.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит обжалованию в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суде общей юрисдикции.

Согласно пункту 1, подпункту 3 пункта 2 и подпункту 2 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Согласно пункту 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с частью 2 статьи 18 этого же Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

На территории Междуреченского городского округа Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, определен постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п.

Пунктом 1.2 Порядка определено, что субсидия предоставляется из бюджета муниципального образования «Междуреченский городской округ» (далее – местный бюджет) в целях финансового обеспечения планируемых затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и в целях финансового обеспечения планируемых затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом.

Финансовое обеспечение планируемых затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, определяется как разница между стоимостью твердого топлива, рассчитанной по отпускным ценам, и стоимостью того же объема твердого топлива, рассчитанной по розничным ценам, установленным Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – разница в цене).

Данным Порядком определены: условия и порядок предоставления субсидии (раздел 2), требования к отчетности и учету субсидии (раздел 3), требования к осуществлению контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии и ответственность за их нарушение (раздел 4).

Пунктом 2.5 Порядка установлен порядок расчета размера субсидии: размер субсидии на финансовое обеспечение планируемых затрат, связанных обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, рассчитывается по формуле: (О (руб.) – Р (руб.)) х (Н (т) х К (дм)) = С (руб.), где: С – размер субсидии; О – отпускная цена на топливо – цена поставщика топлива; Р – розничная цена на топливо, установленная Региональной энергетической комиссией Кемеровской области; Н – норматив потребления на 1 домостроение, установленный Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области; К – количество домостроений.

Прокурор, как административный истец, ссылаясь на то, что Порядок противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит суд признать данный Порядок недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. При этом, прокурор не оспаривает соблюдение порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия администрации Междуреченского городского округа на принятие данного нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Порядок не противоречит требованиям действующего законодательства.

Так, в соответствии с пп. «г» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» в муниципальных правовых актах местной администрации должны быть указаны категории отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий.

Пункт 1.4 Порядка определяет, что субсидия предоставляется юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации обеспечения населения твердым топливом на территории Междуреченского городского округа.

Пункт 2.6 Порядка устанавливает требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения: у получателя субсидии должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, сроки исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации; у получателя субсидии должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации субсидий, бюджетных инвестиций и иная просроченная задолженность перед соответствующим бюджетом бюджетной системы Российской Федерации; получатели субсидии не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства и не должны иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности; получатели субсидии не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатели субсидии не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, указанные в пункте 1.2.

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок определения объема и предоставления субсидий из местного бюджета устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.

Согласно статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения входит установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями; регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.

Подпунктом «г» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» определено, что муниципальные правовые акты местной администрации должны содержать порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии).

Подпунктом «б» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» определено, что муниципальные правовые акты местной администрации должны содержать требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение, в том числе меры ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий: порядок и сроки возврата субсидий в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом: в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем как получателем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного (муниципального) финансового контроля.

Оспариваемый Порядка определяет порядок действий, предпринимаемый главным распорядителем и (или) органом муниципального финансового контроля в случае нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, соответственно требование об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий не противоречит указанной норме и соответствует ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Порядок не противоречат требованиям действующего законодательства.

Также, следует отметить, что Порядок принят административным ответчиком в целях финансового обеспечения планируемых затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и в целях финансового обеспечения планируемых затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом.

Субсидирование предусмотрено местным бюджетом с целью решения социальной проблемы, а именно - уменьшение затрат населения г. Междуреченска на приобретение топлива. Покупателями угля являлись жители муниципального образования «Междуреченский городской округ», в связи с чем администрацией Междуреченского городского округа принят Порядок, с установлением определенных условий, при соблюдении которых возможно субсидирование юридических лиц в целях возмещения затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа.

Муниципальное образование «Междуреченский городской округ» в лице администрации Междуреченского городского округа взяло на себя обязательство по предоставлению субсидий с целью поддержки населения муниципального образования и угольных предприятий города.

Суд приходит к выводу о том, что Порядок предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, утвержденный постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п, федеральному законодательству не противоречит, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц также не нарушает.

Руководствуясь статьями 175 – 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска прокурору г. Междуреченска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Междуреченского городского округа о признании недействующим Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на финансовое обеспечение затрат, связанных с обеспечением топливом населения Междуреченского городского округа, в связи с применением государственных регулируемых цен, не обеспечивающих возмещение издержек, и на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией обеспечения населения топливом, утвержденного постановлением администрации Междуреченского городского округа от 20 марта 2017 года № 647-п, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции - в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: (Подпись)

Резолютивная часть решения провозглашена 12 марта 2019 года.

Мотивированное решение в полном объеме изготовлено 17 марта 2019 года.

Судья (Подпись) И.В. Эглит

Подлинный документ подшит в деле № 2а-466/19 Междуреченского городского суда Кемеровской области