ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-466/2018 от 06.06.2018 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

дело № 2а-466/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июня 2018 года п.Ванино

Судья Ванинского районного суда Хабаровского края Прилепская Н.А.,

при секретаре Анохиной В.А.,

с участием:

помощника прокурора Кандидатовой К.Н.,

представителя административного ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 13.04.2018 г., выданной сроком до 31.12.2018 г.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» о признании действия и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» незаконным и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ванинского района обратился в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» о признании действия и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» незаконным и понуждении к совершению действий. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ванинского района проведена проверка по обращению ФИО3 о нарушении законодательства о муниципальной службе при принятии на должность заместителя главы администрации ФИО4, в ходе которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в следующем. Установлено, что 08.11.2017 г. на должность заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» принята ФИО4, не состоявшая в резерве муниципальных служащих администрации на 2017 год. При этом, в резерве на замещение должности заместителя главы администрации состоят иные муниципальные служащие. Создание кадрового резерва и его эффективное использование является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы (ч. 4 ст. 32 Федерального закона № 25-ФЗ).При наличии кадрового резерва на замещение должности муниципальной службы заместителя главы администрации, назначение на должность зам. главы п. Ванино ФИО4, не состоящей в резерве, является неправомерным. Выявленный факт нарушает основной принцип муниципальной службы на равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения. В целях устранения выявленных нарушений, 08.12.2017г. заместителем прокурора Ванинского района Коноваловым М.С. было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. 07.02.2018г. указанное представление было получено администрацией городского поселения «Рабочий поселок Ванино». 12.02.2018г. в адрес заместителя прокурора Ванинского района Коновалова М.С. поступил ответ от администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино», в котором в удовлетворении представления прокурора отказано.По существу ответ главы городского поселения сводится к иному толкованию норм Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в ответе сделан вывод о праве работодателя по своему выбору заключать, изменять либо расторгать трудовые договоры с работниками.Вместе с тем, данная позиция не основана на нормах действующего законодательства, противоречит основным принципам муниципальной службы на равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения.В соответствии с требованиями ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.Просит признать действия и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» по трудоустройству ФИО4 на должность заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» незаконными; обязать главу городского поселения «Рабочий поселок Ванино» соблюсти процедуру принятия муниципального служащего на должность муниципальной службы при замещении вакантной должности заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино».

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель административного ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» ФИО1 заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности по административному исковому заявлению прокурора Ванинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» о признании действия и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» незаконными и понуждении к совершению действий.

Определением Ванинского районного суда от 28.05.2018 г. в удовлетворении ходатайства представителя административного ответчика ФИО1 о применении последствий пропуска административным истцом срока обращения в суд отказано.

В судебном заседании представитель процессуального административного истца помощник прокурора Ванинского района Кандидатова К.Н. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» ФИО1 с заявленными требованиями не согласилась в полном объеме, в обоснование своих доводов суду пояснила, что 08.11.2017 на должность заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» была принята ФИО4, с учетом всех квалификационных требований, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 25-ФЗ), при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 Федерального закона № 25-ФЗ в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. В силу ч.1 ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.Также, статьей 33 Федерального закона № 25-ФЗ установлено право (но не обязанность) создания в муниципальном образовании кадрового резерва для замещения вакантных должностей с целью формирования кадрового состава муниципальной службы.Право работодателя (представителя нанимателя) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством, иными федеральными законами, закреплено частью 1 Трудового кодекса Российской Федерации.Таким образом, работодателю представлено право выбора кандидатуры работника, с учетом его профессиональных и деловых качеств. Просит в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу п.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении заявленных требований принимается судом в случае, если суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В обоснование административного иска прокурор Ванинского района ссылается на то, что прокуратурой Ванинского района проведена проверка по обращению ФИО3 о нарушении законодательства о муниципальной службе при принятии на должность заместителя главы администрации ФИО4, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 08.11.2017г. на должность заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» принята ФИО4, не состоявшая в резерве муниципальных служащих администрации на 2017 год. При этом, в резерве на замещение должности заместителя главы администрации состоят иные муниципальные служащие.

08.12.2017 г. заместителем прокурора Ванинского района Коноваловым М.С. было вынесено представление об устранении нарушении законодательства о муниципальной службе.

07.02.2018 г. указанное представление было получено администрацией городского поселения «Рабочий поселок Ванино».

12.02.2018 г. в адрес заместителя прокурора Ванинского района Коновалова М.С. поступил ответ от администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино», в котором в удовлетворении представления прокурора отказано.

08.05.2018 г. прокурор Ванинского района Голубев А.П. обратился в суд с данным административным иском к администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» о признании действия и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» незаконным и понуждении к совершению действий.

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ), одним из основных принципов муниципальной службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Согласно ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ, поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ, при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона № 25-ФЗ, в муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы.

Создание кадрового резерва и его эффективное использование является приоритетным направлением формирования кадрового состава муниципальной службы (ч. 4 ст. 32 Федерального закона № 25-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 15 Положения о проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в городском поселении «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения «Рабочий поселок Ванино» от 25.10.2007 № 49, конкурс на замещение должности муниципальной службы проводится при наличии вакантной должности муниципальной службы и отсутствии резерва муниципальных служащих на замещение соответствующей вакантной должности.

Согласно п. 1.4 Положения о формировании и подготовке кадрового резерва в администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края, утвержденного постановлением администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» от 17.11.2015 № 487 (далее - Положение), формирование кадрового резерва осуществляется в целях своевременного замещения вакантных должностей в администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района муниципальными служащими (гражданами), соответствующими квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, на которые формируется кадровый резерв.

В силу п. 1.7 указанного Положения, кадровый резерв является основным источником для своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы в администрации городского поселения.

В соответствии с п. 4.1 Положения, назначение на должность лиц, включенных в кадровый резерв на замещение конкретной должности, осуществляется в случае образования вакансии по данной должности.

Лица, включенные в кадровый резерв, имеют право подать заявление для участия в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в администрации городского поселения при отсутствии ограничений, предусмотренных законодательством о муниципальной службе (п. 4.2 Положения).

При решении вопроса о назначении на должность по результатам проведения конкурса лица, состоящие в кадровом резерве на замещение данной должности, при прочих равных условиях обладают преимуществом по отношению к другим конкурсантам (п. 4.3 Положения).

Решение о замещении вакантной должности муниципальной службы муниципальным служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, принимается главой администрации городского поселения в соответствии со ст. 33 Федерального закона от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». При наличии нескольких лиц, включенных в кадровый резерв на замещение вакантной должности муниципальной службы, назначение на указанную должность производится по решению главы администрации городского поселения по результатам выполнения муниципальным служащим (гражданином) мероприятий плана индивидуальной подготовки (п. 4.4 Положения).

Таким образом, суд приходит к выводу, что назначение на замещение должности муниципальной службы заместителя главы администрации, ФИО4, не состоящей в резерве, при наличии кадрового резерва на замещение данной должности, является неправомерным.

Выявленный факт нарушает основной принцип муниципальной службы на равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения.

Исходя из вышеизложенного, требования прокурора об обязании,суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Ванинского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» о признании действия и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» незаконным и понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Признать незаконным действие и.о. главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» по трудоустройству ФИО4, не состоявшей в кадровом резерве, на должность заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино».

Обязать главу городского поселения «Рабочий поселок Ванино» соблюсти процедуру принятия муниципального служащего на должность муниципальной службы при замещении вакантной должности заместителя главы администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья

Ванинского районного суда

Хабаровского края Н.А. Прилепская

Мотивированное решение

изготовлено 07.06.2018г.

Копия верна:

Судья Н.А. Прилепская