Дело № 2а-4676/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2017 года г. Иркутск
Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глебовой Е.П.,
при секретаре Демьяновой К.Э.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – адвоката Пензиной Е.О., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иркутске административное дело № 2а –4676/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконными и отмене решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области об отказе в регистрации права собственности на объекты недвижимости, о возложении обязанности зарегистрировать право собственности на объекты недвижимости,
установил:
в обоснование административного искового заявления с учетом дополнительных пояснений указано, что Дата ФИО1 были представлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области документы для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: 3-х этажный жилой дом, кадастровый №, общая площадь ........ кв.м., адрес: Адрес; 3-х этажный жилой дом, кадастровый №, общая площадь ........ кв.м., адрес: Адрес. Дата административным истцом было получено уведомление № от Дата об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №; Дата получено уведомление № об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №. Из текста уведомлений следует, что причиной отказа послужило отсутствие в отношении жилых домов государственной экологической экспертизы проектной документации. Учитывая ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в отношении жилых домов административным истцом проектная документация не подготавливалась, так как данные объекты недвижимости относятся к объектам индивидуального жилищного строительства с количеством этажей не более трех. Кроме того, в соответствии с п.п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства). В подтверждение своей правовой позиции административный истец Дата передал в Росреестр письмо Росприроднадзора по Адрес№ от Дата, согласно которому в отношении индивидуальных жилых домов проектная документация необязательна. Применение административным ответчиком в отношении жилых домов положений постановления Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» в действующей редакции является необоснованным. Фактически жилые дома были возведены в Дата году, что подтверждается кадастровыми паспортами. Следовательно, в отношении спорных объектов недвижимости необходимо применять постановление Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643 в редакции, действовавшей в Дата году. Данная редакция документа не содержала запрета на возведение жилых домов.
Административный истец просит суд признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый № от Дата; признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый № от Дата; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области зарегистрировать право собственности истца на объекты недвижимости: жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый №, жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый №; взысть с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере ........ рублей.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Пензина Е.О. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, доводы, изложенные в дополнениях к административному исковому заявлению, из которых следует, что административный ответчик в обоснование своей позиции по делу ссылается на ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»: «на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов». Как видно из диспозиции названной нормы, экологическая экспертиза проводится в отношении проектной документации хозяйственных объектов. Жилые дома, принадлежащие ФИО1, к хозяйственным объектам не относятся. Положения (п. 7.1. ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 49 ГрК РФ), обязывающие проводить экологическую экспертизу проектной документации объектов, расположенных на Байкальской природной территории, было внесено в ФЗ «Об экологической экспертизе», ГрК РФ лишь Дата. На момент внесения данных изменений жилые дома уже были возведены. Земельный участок с кадастровым №, на котором расположены спорные объекты недвижимости, относится к землям населенных пунктов, а не к землям особо охраняемых территорий. Возведение на данном участке земли жилых зданий соответствует целевому назначению участка и отвечает целям развития р.Адрес и не запрещено перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. №. Кроме того, административный ответчик ссылается на введение в отношении земельного участка с кадастровым № ограничения прав, касающихся нахождения данного участка в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосе озера Байкал на основании Приказа «Об установлении границ прибрежной защитной полосы озера Байкал на территории Иркутской области и Республики Бурятия» № 251 от 18.12.2015 года, распоряжения «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» от 05.03.2015 года № 368-р. Ограничения в отношении земельного участка были введены в Дата году, при этом из кадастровых паспортов на жилые дома видно, что они были возведены в Дата году, т.е., до введения соответствующих ограничений. Согласно доводам административного ответчика, ФИО1 обязан был получить разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию возводимых жилых домов. Данное утверждение является ошибочным. ФИО1 были поданы все документы, необходимые для регистрации права собственности на жилые дома. В момент подачи документов и по сегодняшний день земельный участок принадлежит административному истцу. В ходе рассмотрения данных документов административным ответчиком не запрашивались какие-либо пояснения или дополнительные документы, касающиеся земельного участка, его границ. В самих уведомлениях об отказе в государственной регистрации права собственности данное основание отказа в регистрации права собственности не указано. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от Дата содержит координаты земельного участка площадью 1834 кв. м., подлежащего выделу из земельного участка с кадастровым №, с помощью которых можно установить, что спорные объекты недвижимости не попадают на истребованный по суду участок земли. Как видно из текста апелляционного определения, фактически на истребованном земельном участке площадью ........ кв. м. с Дата года находится могила ФИО3, а также возведенная на месте захоронения часовня. Другими словами, на этом участке отсутствуют возведенные в 2012 году жилые дома. Представитель просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области ФИО2 в судебном заседании требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, из которого следует, что Дата в ГАУ «Адрес многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился А., действующий от имени ФИО1, с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом, с кадастровым №, расположенный по адресу: Адрес. ДатаА., действующий от имени ФИО1, обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Адрес. На момент подачи документов на государственную регистрацию действовал Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон № 122-ФЗ). Заявитель обратился на государственную регистрацию в так называемом «упрощенном порядке», предусмотренном ст. 25.3 Закона № 122- ФЗ, Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (далее - Закон N93-ФЗ), представив в качестве документа, устанавливающего права на объект индивидуального жилищного строительства правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором указанные жилые дома расположены. При проведении правовой экспертизы представленных документов было установлено, что заявленные к регистрации объекты возведены на земельном участке с кадастровым номером №, принадлежащем ФИО1 на праве собственности, который по сведениям государственного кадастра недвижимости расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал. В соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее - Закон № 94-ФЗ) озеро Байкал является объектом всемирного природного наследия. При этом, согласно ст. 2 Закона № 94-ФЗ Байкальская природная территория состоит в том числе, из водоохранной зоны, особо охраняемых природных территорий, прилегающих к озеру Байкал. На основании указанных норм в соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р «Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал» установлены границы соответствующих зон. При этом граница водоохранной зоны озера Байкал совпадает с границей центральной экологической зоны Байкальской природной территории (далее - ЦЭЗ БПТ), утвержденной распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р. Таким образом, вышеуказанные объекты находятся в границах ЦЭЗ БПТ. Согласно ст. 6 Закона № 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ» (далее - Постановление № 643), в частности запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Учитывая, что вышеназванные нормы не содержат исключений для строительства индивидуальных жилых домов, объектов социально-бытового назначения, строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ возможно при наличии соблюдения норм природоохранного законодательства, в частности, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. Поскольку индивидуальные жилые дома, права на которые были заявлены к регистрации, были возведены в Дата году, согласно сведениям, представленным заявителем, то есть, после Дата года (относятся к «новым» по смыслу Закона № 94-ФЗ), требования Закона №94-ФЗ в полной мере распространяются на отношения, возникшие при строительстве указанных жилых домов. Управлением был направлен запрос в Управление Росприроднадзора по Адрес, а также в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области (на предмет необходимости заключения государственной экологической экспертизы проектной документации и его выдачи). Кроме того, для принятия обоснованного решения о государственной регистрации необходимо было установить, относится ли объект, право на который заявлено к регистрации, к категории объектов, права на которые могут быть зарегистрированы в упрощенном порядке, предусмотренном ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ, в связи с чем соответствующие запросы были направлены также в Службу государственного строительного надзора Адрес, администрацию Адрес муниципального образования, кадастровому инженеру, изготовившему технические планы на указанные жилые дома, а также в Адрес филиал ФГУП «Ростехинвентаризация». Дата государственная регистрация права собственности на жилой дом с кадастровым номером № была приостановлена. Дата государственная регистрация права на оба вышеуказанных жилых дома была приостановлена в соответствии с п.4 ст. 19 Закона № 122- ФЗ на основании поступившего в адрес Управления определения судьи Адрес районного суда АдресБ. от Дата до снятия ареста (запрета). Дата Управлением было зарегистрировано снятие вышеуказанных арестов (запретов) в отношении обоих жилых домов на основании определения судьи Иркутского районного суда Адрес от Дата. Дата государственная регистрация права собственности на жилой дом с кадастровым номером № была приостановлена в связи с не поступлением ответов на запросы сроком на три месяца. По аналогичному основанию государственная регистрация права собственности на жилой дом с кадастровым номером №, была приостановлена Дата. Учитывая, что представленные заявителем документы, полученные ответы на запросы Управления не устранили препятствия к государственной регистрации права, в соответствии с абз.13 п.1 ст.20 Закона № 122-ФЗ, п. 10 ч.1 ст.26, ст.27 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого дома с кадастровым номером №Дата был вынесен отказ в государственной регистрации, о чем заявителю направлено уведомление. В отношении жилого дома с кадастровым номером №Дата представитель ФИО1 обратился с заявлением о приостановлении государственной регистрации, в связи с чем Дата государственная регистрация права собственности на указанный жилой дом была приостановлена сроком на 6 месяцев. Дата представителем ФИО1 было подано заявление о возобновлении государственной регистрации. Учитывая, что представленные заявителем документы, полученные ответы на запросы Управления не устранили препятствия к государственной регистрации, в государственной регистрации права собственности на жилой дом с кадастровым номером № было отказано. О чем заявителю было сообщено. Учитывая требования ст. 25.3 Закона №122-ФЗ документом, устанавливающим права на объект индивидуального жилищного строительства, является правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором указанные жилые дома расположены. Согласно сведениям ЕГРН, указанные жилые дома расположены на земельном участке с кад. №. Дата в Управление поступило апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Адрес областного суда от Дата, в соответствии с которым по требованию администрации Адрес муниципального образования земельный участок площадью ........ кв.м., входящий в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу Адрес, был истребован из незаконного владения ФИО1 в определенных координатах. ФИО1 обязан передать земельный участок в указанных координатах по акту приема- передачи Адресному муниципальному образованию. Кроме того, отменяя определение о наложении арестов на спорные жилые дома в рамках рассмотрения вышеуказанного дела, которым ФИО1 было запрещено в том числе, осуществлять государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым №, суд указал, что указанные обеспечительные меры снимаются в целях исполнения апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Адрес областного суда. Однако, указанное определение до сих пор не исполнено по причине отсутствия заявления заинтересованного лица, представленного в установленном порядке с приложением необходимых для регистрации документов. В связи с неисполнением указанного решения заинтересованными лицами Управление не имеет возможности достоверно установить, расположены ли жилые дома, права на которые заявлены к регистрации, в координатах истребованного земельного участка. Удовлетворение заявленных в настоящем процессе требований об обязании государственной регистрации права собственности на жилые дома, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №, может повлечь нарушение прав и законных интересов Адрес муниципального образования, в пользу которого истребована часть указанного земельного участка. Оспариваемые решения являются законными.
Представитель заинтересованного лица администрации Адрес не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного производства Российской Федерации гражданин (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела установлено, что ФИО1 принадлежат: жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Адрес, 2012 года постройки; жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Адрес, Дата года постройки.
Жилые дома расположены на земельном участке по адресу: Адрес, кадастровый №.
Из кадастрового паспорта земельного участка, кадастровый №, от Дата следует, что в отношении данного земельного участка в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об отнесении земельного участка к особой зоне, как земельного участка, расположенного в зоне с особыми условиями использования территории, а также являющейся частью водоохранной зоны озера Байкал и частью прибрежной защитной полосы озера Байкал.
Из материалов дела правоустанавливающих документов на жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: Адрес, следует, что Дата представителем административного истца А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области было подано заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом, с кадастровым №, расположенный по адресу: Адрес.
Дата, Дата, Дата Управлением направлены запросы кадастровому инженеру А., в Адрес филиал ФГУП «Ростехинвентаризация», главе Адрес муниципального образования о предоставлении сведений, в Службу государственного строительного надзора по Адрес в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: Адрес, кадастровый №.
Дата в адрес административного ответчика поступил ответ о том, что указанный объект недвижимости является индивидуальным жилым домом.
Из ответа Иркутского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» следует, что в архиве имеется инвентарное дело на объект недвижимости, расположенный по адресу: Адрес. Согласно техническому паспорту от Дата, указанный объект является индивидуальным жилым домом.
В соответствии с ответом администрации Адрес муниципального образования на земельном участке по адресу: Адрес расположены: жилой дом, кадастровый №, количество этажей – 3, общей площадью ........ кв.м.; жилой дом, кадастровый №, количество этажей – 3, общей площадью ........ кв.м. Получение разрешения на ввод данных объектов в эксплуатацию не требуется и не выдавалось.
Государственная регистрация права собственности на жилой дом на основании уведомления от Дата была приостановлена до Дата, в связи с возникшими сомнениями о наличии оснований для государственной регистрации права собственности.
Согласно уведомлению от Дата, государственная регистрация права собственности на жилой дом была приостановлена на основании поступившего в Управление определения Адрес районного суда Адрес от 27Дата.
Государственная регистрация права собственности на жилой дом на основании уведомления от Дата была приостановлена до Дата, в связи с не поступлением ответов на запросы.
Дата Управлением был направлен запрос в Управление Росприроднадзора по Адрес о предоставлении информации о необходимости заключения государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении спорного жилого дома, поскольку жилой дом расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Из письма Управления Росприроднадзора по Адрес от Дата установлено, что в соответствии со ст. 51 ГрК РФ для строительства индивидуальных жилых домов наличие проектной документации является необязательным. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» (далее Перечень) предусмотрен запрет для строительства зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско- рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории (далее - ДЭЗ БПТ), а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Земельные участки, расположенные в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, используемые для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в существующих садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан относятся к землям, ограниченным в обороте, и не подлежат предоставлению в частную собственность в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Для объектов, введённых в эксплуатацию, а также для объектов, в рамках которых освоение земельных участков осуществлено до вступления Перечня в законную силу, какие-либо ограничения при предоставлении земельных участков для эксплуатации существующих зданий, строений, сооружений, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства в существующих садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан, в аренду действующим законодательством не установлены.
Дата в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области представителем административного истца направлено письмо, согласно которому жилые дома расположены на земельном участке с кадастровым номером № (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство), по адресу: Адрес. Письмом главы Листвянского МО от Дата№ подтверждается, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены объекты индивидуального жилищного строительства, что также подтверждается письмом кадастрового инженера от Дата. Для строительства индивидуальных жилых домов наличие проектной документации является необязательным. Также строительство жилых домов завершено в Дата году, а экологическая экспертиза распространяется на объекты предполагаемого строительства (проводится до начала строительства).
Из ответа Управления Росприроднадзора по Адрес на обращение ФИО1 от Дата следует, что для строительства индивидуальных жилых домов наличие проектной документации является необязательным.
Дата административному истцу было отказано в государственной регистрации права собственности за жилой дом с кадастровым номером №. В качестве основания указано, что при проведении правовой экспертизы установлено, что указанный объект возведен на земельном участке с кадастровым №, с местоположением: Адрес, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, который расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Согласно имеющемуся в Управлении ответу на запрос от Росприроднадзора от Дата№ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 года № 643 установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Таким образом, для строительства индивидуальных жилых домов наличие проектной документации не является обязательным, но учитывая, что строительство на земельных участках, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории возможно только в рамках, указанных в Постановлении Правительства Российской федерации от 30.08.2001 № 643, следует обратить внимание на факт отсутствия исключения для индивидуального жилищного строительства. В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в Центральной экологической зоне, возведение на нем зданий и сооружений запрещено без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. В случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе, то это в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 26 Закона о недвижимости, абзацем 13 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации. Иной правоустанавливающий документ на заявленный к регистрации объект на государственную регистрацию не представлен.
Из материалов дела правоустанавливающих документов на жилой дом, кадастровый №, расположенный по адресу: Адрес, следует, что Дата представителем административного истца А. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области было подано заявление о государственной регистрации права собственности на жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Адрес.
Дата государственная регистрация права собственности была приостановлена на основании поступившего в адрес Управления определения Адрес областного суда от Дата, которым наложен запрет на проведение регистрационных действий в отношении жилого дома, до снятия установленного запрета.
Дата государственная регистрация права собственности была приостановлена до Дата в связи с направлением запросов в Службу государственного строительного надзора по Адрес, администрацию Листвянского муниципального образования и не получением ответом.
Дата ФИО1 было отказано в государственной регистрации права собственности за жилой дом с кадастровым № в связи с тем, что при проведении правовой экспертизы представленных документов в порядке ст. ст. 3, 29 Закона установлено, что указанный жилой дом возведен на земельном участке с кадастровым №, с местоположением: Адрес, который расположен в границах водоохранной зоны озера Байкал. Согласно имеющейся в Управлении информации от Росприроднадзора от Дата№ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 года № 643 установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. Для строительства индивидуальных жилых домов наличие проектной документации не является обязательным, но учитывая, что строительство на земельных участках, расположенных в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории возможно только в рамках, указанных в Постановлении Правительства Российской федерации от 30.08.2001 № 643, следует обратить внимание на факт отсутствия исключения для индивидуального жилищного строительства. Принимая во внимание вышеуказанную информацию, проектная документация на строительство нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу в Росприроднадзор по Адрес не представлялась, в связи с чем заключение государственной экологической экспертизы проектной документации не выдавалось. В связи с тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в Центральной экологической зоне, возведение на нем зданий и сооружений запрещено.
Рассматривая требование ФИО1 о признании незаконными решений об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости от Дата и от Дата, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего на момент обращения ФИО1 с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении спорных жилых домов) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого.
В соответствии с абзацем 1 п.2 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу требований абзацем 10 п.1 ст.20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пп. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из преамбулы Федерального закона «Об охране озера Байкал» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона «Об охране озера Байкал» правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1, 2, 7 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «Об охране озера Байкал».
В соответствии с п.п.1, 2 ст.2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.
На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал.
В силу требований п.1 ст.3 Федерального закона «Об охране озера Байкал» Правительство Российской Федерации по представлениям органов государственной власти Республики Бурятия, органов государственной власти Иркутской области, органов государственной власти Забайкальского края утверждает границы Байкальской природной территории и экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны, экологической зоны атмосферного влияния.
Границы водоохранной зоны и границы рыбоохранной зоны озера Байкал утверждаются Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния согласно Приложению.
Распоряжением Правительства РФ от 05.03.2015 № 368-р утверждены границы водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал.
Из анализа вышеуказанных норм права следует, что в территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только оно само, но и его водоохранная зона.
Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Согласно п. 4.1 ст. 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп.7.1 ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В постановлении Правительства Российской федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» указано, что в данной зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек.
Анализируя указанные выше нормы права во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, суд соглашается с выводами административного ответчика о том, что нормы права не содержат исключений для строительства индивидуальных жилых домов, объектов социально-бытового назначения, строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БТП возможно при наличии соблюдения норм природоохранного законодательства, в частности, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.
Жилые дома ФИО1 возведены в Дата году, Федеральный закон № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» вступил в силу 03.05.1999 года, то есть, требования данного закона распространяются на правоотношения, возникшие в отношении указанных истцом объектов недвижимости.
Кроме того, применяя положения п. 1 ст. 25.3, п. 4 ст. 25.3, п. 5 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действовавшего на момент обращения ФИО1 с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении спорных жилых домов) наряду с теми обстоятельствами, что дома возведены в 2012 году, земельный участок отнесен к особой зоне, как земельный участок расположенный в зоне с особыми условиями использования территории, а также являющейся частью водоохранной зоны озера Байкал и частью прибрежной защитной полосы озера Байкал, суд приходит к выводу, что проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов недвижимости, расположенных на Байкальской природной территории, является обязательной превентивной мерой охраны уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории. В связи с этим положения ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» необходимо применять в совокупности с положениями Федерального закона от Дата № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
В связи с изложенным суд не принимает во внимание доводы административного истца о том, что жилой дом к хозяйственным объектам не относится, что норма п.п.1 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ существовала на момент возведения спорных объектов недвижимости; что возведение на данном участке земли жилых зданий соответствует целевому назначению участка и отвечает целям развития Адрес и не запрещено перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 № 643; что разрешение на строительство и проектная документация в данном случае необязательны, следовательно, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Что касается доводов представителя административного истца о том, что положения, обязывающие проводить экологическую экспертизу проектной документации объектов, расположенных на Байкальской природной территории, были внесены лишь Дата Федеральным законом № 181-ФЗ, а на этот момент жилые дома истца уже были возведены; что ограничения в отношении земельного участка истца были введены в Дата году, а дома были возведены в 2012 году, в аспекте принципа действия закона во времени, суд полагает следующее.
В силу пункта 2 ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (в редакции Федеральных законов от 18.12. 2006 года № 232-ФЗ от 18.07.2011 года № 215-ФЗ) на Байкальской природной территории и ранее запрещалось строительство новых хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации таких объектов.
Очевидна цель федерального законодателя, который позволяет суду при анализе и применении указанных выше норм права прийти к выводу о том, что проведение государственной экологической экспертизы проектной документации в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на Байкальской природной территории, является мерой охраны уникальной экологической системы озера Байкал и Байкальской природной территории.
Суд не входит в обсуждение наличия спора между ФИО1 и администрацией Адрес муниципального образования относительно земельного участка с кадастровым номером №, так как наличие данного спора поводом для обжалуемых отказов в регистрации права собственности на объекты недвижимости истца не являлось, что прямо следует из текста данных отказов.
Срок обращения в суд ФИО1 с настоящим административным исковым заявлением не пропущен.
Руководствуясь ст.175 – 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное заявление ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый № от Дата; о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации права собственности на объект недвижимости жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый № от Дата; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес зарегистрировать право собственности истца на объекты недвижимости: жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый №, жилой дом по адресу: Адрес, кадастровый №; о взыскании с административного ответчика расходов по оплате государственной пошлины в размере ........ рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 27 ноября 2017 года.
Судья Е.П. Глебова