ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4676/2017 от 24.04.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело а-4676/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск-Камчатский 24 апреля 2017 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре ФИО3,

с участием представителя административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО5,

представителя заинтересованного лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об оспаривании решения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в утверждении плана межевания территории, возложении обязанности на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа утвердить план межевания территории. Свои требования мотивировал тем, что является собственником жилого дома и земельного участка площадью 300 кв.м., кадастровый , расположенных по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. В декабре 2015 года он обратился в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в его собственность земельного участка площадью 1 000 кв.м. с местоположением: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> путем перераспределения земельных участков с кадастровым номером 41:01:0010117:8094 площадью 300 кв.м. и примыкающего к нему участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, приложив к заявлению все необходимые документы. В предоставлении указанной территории ему было отказано по причине отсутствия плана проекта межевания территории в границах планировочного подрайона. Решением суда отказ администрации был признан законным. ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился к администрации с заявлением утвердить план межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка». В удовлетворении данного заявления ему было отказано по причине отсутствия финансирования и ряда элементов планировочной структуры в границах отдельных планировочных районов и подрайонов ПКГО, в том числе и заявленного им подрайона в запланированной разработке проектов планировки территорий и проектов межевания территорий в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа на 2014-2017 г.г.». Учитывая, что образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом межевания территории, просил признать незаконным решение администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в утверждении плана межевания территории, возложить обязанность на Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа утвердить план межевания территории.

Административный истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования и просила: признать незаконным бездействие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в неорганизации подготовки и неутверждении проекта планировки и проекта межевания в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка» г. Петропавловска-Камчатского; обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать подготовку и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка» г. Петропавловска-Камчатского. Исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности, полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ готовило Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа. Подготовка и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории в жилом районе – «Сероглазка» будет проводиться при наличии финансирования. До настоящего времени Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не обращалось с письменной заявкой о финансировании данных работ, вопрос финансирования обсуждался на совместном межведомственном совещании.

Административный ответчик администрация Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебное заседание представителя не направила.

Представитель заинтересованного лица Управления финансов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Суду пояснила, что ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на разработку проектов планировки жилых районов Петропавловск-Камчатского городского округа. В указанный истцом срок организовать подготовку и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории не представляется возможным.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 300 кв.м. с кадастровым номером – 41:01:00101117:8094, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство индивидуального жилого дома, а также жилой дом, расположенные по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении в его собственность земельного участка площадью 1 000 кв.м. с местоположением: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, путем перераспределения земельных участков с кадастровым номером – 41:01:0010117:8094, площадью 300 кв.м. и примыкающего к нему участка из земель, находящихся в муниципальной собственности.

Решением руководителя Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1 000 кв.м., путем перераспределения земельных участков: с кадастровым номером – 41:01:0010117:8094, площадью 300 кв.м. и примыкающего к нему участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, в связи с тем, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок располагается в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами, при этом проект межевания территории в границах данного планировочного подрайона в установленном порядке не утвержден.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением, в котором просил утвердить план межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка».

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное обращение глава Петропавловск-Камчатского городского округа сообщил, что в планы Петропавловск-Камчатского городского округа на 2017 год подготовка проекта планировки и проекта межевания указанной заявителем территории не входит. Вопрос о подготовке проекта планировки и проекта межевания указанной заявителем территории на последующие годы будет решаться при наличии соответствующего финансирования.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что бездействие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в неорганизации подготовки и неутверждении проекта планировки и проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка», является незаконным и нарушает его право на получение в собственность земельного участка.

Оценивая указанные истцом обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд с настоящим иском, суд приходит к следующему.

Согласно части 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

В силу части 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по инициативе данного органа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 11.7 ЗК РФ).

В силу положений п. п. 2, 3 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Статьей 39.29 ЗК РФ установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так, п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Согласно подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Частью 2 ст. 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Вместе с тем, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 4 ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ).

В соответствии с Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N 410 Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение выполняет, в том числе, следующие функции и полномочия: организация разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке подготовленных на основе генерального плана городского округа проектов планировки территории и/или проектов межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что проект планировки и проект межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка» Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не подготавливался и не утверждался.

Вместе с тем, исходя из содержания указанных выше норм действующего законодательства, обращения истца сначала о предоставлении земельного участка, а затем об утверждении плана межевания территории, поступившие в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа, свидетельствуют о необходимости организации разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке подготовленных на основе генерального плана городского округа проекта планировки территории и/или проекта межевания территории, в границах которого находится испрашиваемый истцом земельный участок, в разумный срок.

При этом отсутствие финансирования не является предусмотренным законом основанием для отказа в формировании земельного участка и не освобождает орган местного самоуправления от выполнения данной обязанности.

Из ответов администрации Петропавловск-Камчатского городского округа не следует, что Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в какой-либо разумный срок планируется разработка проекта планировки территории и/или проекта межевания территории, в границах которого находится испрашиваемый истцом земельный участок.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Управлением архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа допущено незаконное бездействие, выразившееся в неорганизации разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке подготовленных на основе генерального плана городского округа проекта планировки территории и/или проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка».

Бездействие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа препятствует обращению истца с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка».

Истец просит обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать подготовку и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений

Исходя из норм действующего законодательства, регулирующего порядок образования земельного участка и его государственного кадастрового учета, принимая во внимание цель обращения истца с настоящим административным исковым заявлением, и руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа организовать подготовку и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Учитывая обстоятельства дела, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, суд полагает возможным установить ответчику срок для выполнения возложенной судом обязанности до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом судом учитывается наличие у ответчика права при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенное нарушение удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившееся в неорганизации разработки, рассмотрения, согласования и представления на утверждение в установленном порядке подготовленных на основе генерального плана городского округа проекта планировки территории и проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Обязать Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа организовать подготовку и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории в границах планировочного подрайона 3.2.1. «<адрес> – Сероглазка» Петропавловск-Камчатского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов