Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тольятти 21.03.2018 года
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Винтер А.В., при секретаре Воробьевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-467/2018 года по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области к ОСИПОВУ А.Н.о взыскании обязательных платежей,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Самарской области (далее по тексту МИФНС) обратился в суд с административным иском к Осипову А.Н. о взыскании суммы задолженности по налогам и пени, мотивируя свои требования тем, что в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно пп.1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В случае просрочки налогоплательщиком исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, за каждый календарный день просрочки начисляется пени (п. 3 ст. 75 НК РФ). К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ). Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам предоставляется в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств (п. 4 ст. 85 НК РФ). В силу п. 2 ст. 52 НК РФ обязанность по исчислению сумм данных налогов в отношении налогоплательщиков - физических лиц возложена на налоговый орган. В связи с чем, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог,подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. В случае, указанном в абз. 2 данного пункта, при условии исполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности, предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ, исчисление суммы налога производится начиная с того налогового периода, в котором была исполнена эта обязанность. Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В нарушении ст. 45 НК РФ Осипов А.Н. не исполнил установленную законом обязанность, в связи с чем, в его адрес было направлено налоговое уведомление №97488685 от 04.09.2016 года, в котором транспортный налог и налог на имущество рассчитаны за налоговый период 2015год. Налог в установленные налоговым уведомлением сроки ответчиком не оплачен. В связи с неуплатой налогов, налогоплательщику со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени за каждый календарный день просрочке исполнения обязанности и направлено требование об уплате налога № 33879 от 22.12.2016 года с предложением добровольно погасить задолженность. Данное требование также оставлено административным ответчиком без удовлетворения. В связи с чем, МИФНС обратилось с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности. 21.06.2017 года мировым судьей судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Осипова А.Н. недоимки и пени по налогам, который на основании заявления должника определением мирового судьи от 27.07.2017 года отменен. Согласно ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. В связи с изложенным, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу за 2015 года в размере 17 835 руб. 00 коп. и пени – 118 руб. 90 коп., недоимку по налогу на имущество за 2015 год в размере 191 руб. 00 коп. и пени – 01 руб. 27 коп., а всего 18146 руб. 17 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Административный ответчик Осипов А.Н. в судебное заседание не явился, его представитель Томарова А.С. с иском согласилась частично, задолженность по налогам не оспаривала, однако не согласна с начислением пени, просила снизить размер пеней, учесть семейное и материальное положение административного ответчика, у которого на иждивении находится четверо малолетних детей.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту КАС РФ) предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержатся также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее по тексту НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 и 3 п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
К налогам, обязанность уплаты которых возложена на налогоплательщиков - физических лиц, относится транспортный налог (гл. 28 НК РФ), налог на имущество физических лиц (гл. 32 НК РФ).
В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002 года налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц до 01 января 2015 года была предусмотрена Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".
С 01 января 2015 года данная обязанность определена в главе 32 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. При этом, в силу ч. 4 ст. 393 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что объектами налогообложения за спорный период являются автомобиль марки МАЗДА СХ7 г/н ..., мощностью 237, 80 л.с. и квартира, расположенная по адресу: ...., принадлежащие на праве собственности административному ответчику Осипову А.Н.
На основании ст. 52 НК РФ в адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 97488685 от 04.09.2016 года, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, доли в праве, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект, сумме налоговых льгот и в результате о выведенной сумме налога, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, со сроком оплаты до 01.12.2016 года, что подтверждается почтовыми реестрами.
Оплаты по налоговому уведомлению не последовало.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Из материалов дела следует, что в установленный ст. 70 НК РФ срок налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате недоимки по налогам и пени № 33879 состоянию на 22.12.2016 года с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 14.02.2017 года. Данное требование также было оставлено административным ответчиком без удовлетворения.
21.07.2017 года мировым судьей судебного участка № 107 Комсомольского судебного района г. Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ о взыскании недоимки и пени по налогам, который на основании заявления Осипова А.Н. определением мирового судьи от 27.07.2017 года отменен.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
В соответствии со ст. 62 КАС каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Административный ответчик и его представитель в судебном заседании достоверных и объективных доказательств в обоснование обстоятельств, подтверждающих отсутствие задолженности перед истцом по обязательным платежам, суду не предоставил, не оспаривал наличие задолженности по налогам.
Таким образом, выслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, расчет налога и пени, предоставленные административным истцом, суд, приходит к выводу о правомерности и обоснованности требований административного истца о взыскании и недоимки, и пени, поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
Оснований для снижения суммы пени не имеется, поскольку снижение размера пени Налоговым кодексом РФ или иным законом, регулирующим налоговые правоотношения, не предусмотрено.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Налоговым кодексом РФ не установлена возможность применения норм Гражданского кодекса РФ к положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Налоговые правоотношения по своей сути не являются обязательствами по смыслу, какой им придан Гражданским кодексом РФ. Указанная позиция согласуется с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 июля 2002 года N 202-О. В связи с этим уменьшение размера подлежащей взысканию задолженности по налогам, пени и штрафным санкциям со ссылкой на положения ст. 333 ГК РФ противоречит действующему налоговому законодательству.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 725 руб. 85 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области к ОСИПОВУ А.Н. о взыскании обязательных платежей, – удовлетворить.
Взыскать с ОСИПОВА А.Н. в пользу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области недоимку по налогу на имущество за 2015 год в размере 191 руб. 00 коп. и пени, - 01 руб. 27 коп., недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 17835 руб. 00 коп. и пени - 118 руб. 90 коп.
Взыскать с ОСИПОВА А.Н. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 725 руб. 85 коп.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26.03.2018 года
Судья А.В. Винтер