ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-467/202130АП от 30.04.2021 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-467/2021 30 апреля 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-000441-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Ноговицыной М. В. к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности издать и направить требование о сносе многоквартирного дома, взыскании судебных расходов,

установил:

Ноговицына М.В. обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности издать и направить требование о сносе многоквартирного дома, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. 20 января 2021 года истец направила ответчику запрос на выдачу заверенной копии распоряжения о признании вышеуказанного дома аварийным, а также заверенной копии требования о сносе дома. 15 февраля 2021 года ответчик направил заверенную копию распоряжения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 20 мая 2019 года, сообщил о том, что требования о сносе собственникам не направлялись. В связи с тем, что дом признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок расселения, необходимо, в том числе, направление собственникам жилых помещений требования о сносе, однако, в нарушение установленной Правительством РФ процедуры, указанное требование не вынесено. С момента получения заключения соответствующей межведомственной комиссии о непригодности дома для проживания, его аварийности, а также о том, что данный дом подлежит сносу, прошло более полутора лет. На протяжении длительного времени спорный дом в адресных программах не состоит, и собственники (физические лица) не имели до настоящего времени возможности в ином порядке реализовать свои жилищные права, кроме как в порядке ст. 32 ЖК РФ. Длительным бездействием ответчика, которое выражается в невынесении требования о сносе, нарушены права истца. 08 января 2021 Ноговицына М.В. заключила договор оказания юридических услуг с ИП В., согласно которому стоимость услуг составила 45 000 рублей. Просила суд признать незаконным бездействие администрации МО «Боброво-Лявленское», выразившееся в непринятии требования о сносе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, возложить на администрацию МО «Боброво-Лявленское» обязанность издать и направить требование о сносе многоквартирного дома по адресу: <адрес>, собственникам жилых помещений, взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, по оплате услуг представителя в размере 45 000 рублей.

В судебное заседание административный истец Ноговицына М.В. не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Газизова Н.А., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Пояснила, что в процессе судебных заседаний административный ответчик направил административному истцу требование о сносе от 20 апреля 2021 года, в котором был предложен срок до 01 апреля 2022 года совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе многоквартирного дома. Однако, наличествует бездействие администрации, поскольку дом признан аварийным и подлежащим к сносу 20 мая 2019 года. Фактически данное требование было направлено спустя 2 года. В связи этим процедура изъятия земельного участка в рамках ст. 32 ЖК РФ значительно затянута. В настоящее время дом находится в состоянии, непригодном для проживания. Это нарушает существенным образом права истца.

В судебном заседании представитель административного ответчика Моховикова Е.А. в удовлетворении административных исковых требований просила отказать. Указала, что распоряжением главы МО «Боброво-Лявленское» от 20 мая 2019 года многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Срок переселения граждан был определен до 31 декабря 2023 года. Данное распоряжение собственниками дома не оспаривалось. Указанное распоряжение органа местного самоуправления об установлении сроков по переселению граждан из аварийного жилого дома само по себе уже направлено на обеспечение условий по реализации жилищных прав граждан. Разумный срок, предусмотренный жилищным кодексом, является оценочным понятием и законодательно нигде не установлен, определяется в каждом конкретном случае судом самостоятельно. Сама процедура признания дома аварийным и подлежащим сносу, переселения граждан, возможность предоставления выкупной цены по практике носит длительный характер и не может быть реализована органами местного самоуправления в достаточно короткие сроки. На текущую дату действительно исполнено требование истца, но полагала, что на текущую дату, на 2021 год, необходимости в направлении требования в адрес собственников не имелось, поскольку срок расселения граждан определен до декабря 2023 года, у органа местного самоуправления имелось достаточно времени для направления данного требования. Полагала, что незаконного бездействия, как предусматривает ст. 227 КАС РФ, не имеется, как и оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме. Однако, если суд усмотрит основания для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным, то просила размер судебных расходов уменьшить, поскольку заявленный размер судебных расходов не разумный и чрезмерный.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены сособственник 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> Ноговицын П.В., администрация МО «Приморский муниципальный район».

Заинтересованное лицо Ноговицын П.В., извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Приморский муниципальный район» Вешняков А.В., в судебном заседании просил в удовлетворении административного иска отказать, в виду отсутствия оснований. Требование о сносе многоквартирного дома направлено истцу, орган местного самоуправления реализовал свою обязанность. Законом не установлен конкретный срок, в течение которого орган местного самоуправления должен направить собственникам требование о сносе. Бездействия в данном случае со стороны административного ответчика не имеется.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деде, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ноговицына М.В. и Ноговицын П.В. являются собственниками жилого помещения (по 1/2 доли каждый), расположенного по адресу: <адрес>.

Распоряжением главы МО «Боброво-Лявленское» от 20 мая 2019 года на основании заключения межведомственной комиссии от 25 апреля 2019 года, многоквартирный дом № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения жильцов из аварийного многоквартирного дома в срок до 31 декабря 2023 года.

Дом <адрес> не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

На обращение Ноговицыной М.В. от 20 января 2021 года о выдаче заверенной копии распоряжения о признании вышеуказанного дома аварийным, а также заверенной копии требования о сносе дома, 15 февраля 2021 года администрация МО «Боброво-Лявленское» направила заверенную копию распоряжения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 20 мая 2019 года, указала, что собственникам жилых помещений требование о сносе не направлялось.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Исходя из п. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 года № 14, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

Таким образом, конкретный срок, в течение которого органом местного самоуправления должно быть предъявлено требование к собственникам помещений в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, о его сносе, действующим законодательством не установлен, поэтому такое требование может быть направлено административному истцу, по мере наступления срока расселения дома.

Администрацией МО «Боброво-Лявленское» в ходе рассмотрения дела 20 апреля 2021 года по почте административному истцу направлено требование о добровольном сносе жилого дома до 01 апреля 2022 года, то есть в пределах срока, установленного распоряжением от 20 мая 2019 года «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» для отселения жильцов из аварийного дома (до 31 декабря 2023 года).

При указанных обстоятельствах, администрацией МО «Боброво-Лявленское» в рамках своих полномочий, с учетом технического состояния дома и степени износа его несущих конструкций, каких-либо незаконных действий (бездействий) в оспариваемой административным истцом части не допущено, права и законные интересы административного истца не нарушены.

Административным истцом сведений о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, свидетельствующих о неразумности сроков направления требования о сносе дома не приведено, аварийность дома и непригодность его для проживания таковыми сами по себе не являются.

Полагая, что до наступления срока отселения из аварийного здания, проживание административного истца представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния дома или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, административный истец не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлениями о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного здания.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания незаконными действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что предусмотренная законом совокупность вышеназванных условий отсутствует, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению.

Поскольку в удовлетворении основного требования по административному иску Ноговицыной М.В. отказано, отсутствуют и правовые основания для удовлетворения требований о взыскании судебных расходов в силу ст. 111 КАС РФ.

К тому же в силу п. 1.1. предметом договора заключенного 28 декабря 2020 года с административным истцом являлось оказание юридических услуг по вопросу обжалования бездействия администрации МО «Боброво-Лявленское», выразившееся в не опубликовании сообщения о планируемом изъятии земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд, а также по взысканию выкупной стоимости за изъятую квартиру, что предметом рассмотрения данного административного дела не являлось.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Ноговицыной М. В. к администрации муниципального образования «Боброво-Лявленское» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности издать и направить требование о сносе многоквартирного дома, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий Н.Е. Сараева