ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-467/2022 от 14.03.2022 Заволжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №2а-467/2022

73RS0025-02-2022-000400-62

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ульяновск 14 марта 2022 года

Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:

судьи Русаковой И.В.,

при секретаре Чичковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска (далее по тексту - ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска) обратилась в суд с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени.

В обоснование иска указано, что ФИО1 с 12.07.2018 по 12.11.2018 состояла в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя. ФИО1 с момента регистрации применяла общую систему налогооблажения, с основным видом деятельности «деятельность по общей уборке зданий» (ОКВЭД 81.21), с 04.08.2018 по 03.11.2018 применяла патентную систему налогооблажения по виду деятельности «услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства».

21.09.2020 административным ответчиком была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год. В ходе камеральной проверки налоговой инспекцией выявлены противоречия в налоговой декларации и налогоплательщику направлено требование от 29.09.2020 №12769 о предоставлении пояснений о выявленных противоречиях.

20.10.2020 ФИО1 представлена уточненная (корректирующая №1) налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в соответствии с которой сумма полученного дохода указана – 2 046 849 руб. 98 коп., сумма произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета – 2 030 270 руб. 78 коп., налоговая база – 16 579 руб. 20 коп., сумма исчисленного по ставке 13% налога – 2155 руб., документы и пояснения не представлены.

Налоговым органом в ходе камеральной проверки подтверждена сумма фактически произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета в размере – 50 552 руб. 80 коп.

Таким образом, сумма дохода ФИО1 за 2018 год составила: 2 046 849 руб. 98 коп. Сумма фактически произведенных расходов – 50 552 руб. 80 коп., налоговая база для исчисления налога составила 1 996 297 руб. 18 коп. (2 046 849 руб. 98 коп. – 50 552 руб. 80 коп.), сумма налога, подлежащая уплате в бюджет – 259 519 руб. Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая уплате в бюджет занижена на 257 364 руб. (259 519 руб. – 2155 руб.).

По результатам проверки составлен акт № 306 от 01.02.2021 и 16.06.2021 вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №1822, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 9731 руб. 96 коп., и по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 6434 руб. 13 коп., предложено уплатить недоимку по НДФЛ за 2018 год в сумме 257 364 руб., а также пени – 32 342 руб. 08 коп.

Данное решение ФИО1 было обжалован в УФНС по Ульяновской области. Решением УФНС России по Ульяновской области от 06.10.2021 № 07-08/17540@ решение от 16.06.2021 отменено в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в сумме доначисления НДФЛ в размере 46 647 руб., штрафа по п.1 ст. 122 НК в сумме 1116 руб. 20 коп., штрафа по 1 ст. 119 НК в сумме 1749 руб. 26 коп, пени в сумме 5854 руб. 95 коп. Установлена сумма, подлежащая уплате в бюджет – 212 872 руб., заниженная сумма налога – 210 717 руб., сумма штрафа по ст. 122 НК РФ – 5267 руб. 90 коп., по п.1 ст. 119 – 7982 руб. 70 коп.

Требование налогового органа об уплате данной недоимки административным ответчиком не исполнено.

Административный истец просил взыскать с ФИО1 НДФЛ за 2018 в размере 210 717 руб., пени с 16.07.2019 по 16.06.2021 в размере 26 487 руб. 13 коп., штраф по п.1 ст.122 НК РФ – 5267 руб. 90 коп., штраф по п. 1 ст. 119 – 7982 руб. 70 коп., всего – 250 504 руб. 76 коп.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась судом в надлежащей форме.

Суд, с учетом изложенного, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 71 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития.

Таким образом, налоговые органы по характеру своей деятельности и в пределах предоставленных им Российской Федерацией полномочий не только вправе, но и обязаны рассчитывать налоги. Граждане Российской Федерации, за исключением лиц, которым Федеральными Законами установлены льготы по уплате налогов и сборов, обязаны исполнить свою конституционную обязанность по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

За каждый день просрочки от суммы не уплаченного налога (не полностью уплаченного налога), просроченных авансовых платежей начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ (ст.75 НК РФ).

Объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) признается доход, полученный налогоплательщиком от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами (ст.209 НК РФ).

Согласно п.1 ст.210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право, на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст.212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 221 НК РФ закреплено право налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Таким образом, уплачиваемый в связи с осуществлением предпринимательской деятельности налог определяется исходя из разницы между полученным гражданином доходом и соответствующими расходами.

При этом состав указанных расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» (абз. 2 п. 1 ст. 221 НК РФ).Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят налогоплательщики - физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Пунктом 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В пунктах 1 и 3 статьи 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 с 12.07.2018 по 12.11.2018 состояла в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя. ФИО1 с момента регистрации применяла общую систему налогооблажения, с основным видом деятельности «деятельность по общей уборке зданий» (ОКВЭД 81.21), с 04.08.2018 по 03.11.2018 применяла патентную систему налогооблажения по виду деятельности «услуги по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства».

21.09.2020 административным ответчиком была представлена первичная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в которой отразила: 20 724 – сумма дохода, 4144 руб. 80 коп. – сумма фактически произведенных расходов, 16 579 руб. 20 коп. – налоговая база, 2155 руб. – сумма налога. В ходе камеральной проверки налоговой инспекцией выявлены противоречия в налоговой декларации и налогоплательщику направлено требование от 29.09.2020 №12769 о предоставлении пояснений о выявленных противоречиях.

20.10.2020 ФИО1 представлена уточненная (корректирующая №1) налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, в соответствии с которой сумма полученного дохода указана – 2 046 849 руб. 98 коп., сумма произведенных расходов, учитываемых в составе профессионального налогового вычета – 2 030 270 руб. 78 коп., налоговая база – 16 579 руб. 20 коп., сумма исчисленного по ставке 13% налога – 2155 руб., документы и пояснения не представлены.

По итогам камеральной проверки налоговым органом было установлено, что сумма доходов ФИО1 составила 2 046 849 руб. 98 коп., сумма расходов – 50 552 руб. 80 коп., вынесено решение №1822 от 16.06.2021, на основании которого ФИО1 привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и ей доначислен НДФЛ за 2018 год в размере 257 364 руб., начислены штрафы на общую сумму 16 166 руб., а также пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 32 342 руб.

ФИО1 привлечена к ответственности за совершение налогового правонарушения в сумме 16 166 руб., в том числе, по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату суммы НДФЛ за 2018 год вследствие умышленных действий должника в сумме 6434 руб. 13 коп., по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации за 2018 год в установленный законодательством срок о налогах и сборах в сумме 9731 руб. 96 коп.

03.08.2021 административному ответчику налоговым органом было выставлено требование №28939 об уплате в срок до 13.09.2021 недоимки по НДФЛ за 2018 год в размере 257 364 руб., штрафа в размере 16 166 руб. 09 коп., пени – 32 342 руб. 08 коп.

Решением УФНС России по Ульяновской области от 06.10.2021 № 07-08/17540@ решение от 16.06.2021 отменено в части привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в сумме доначисления НДФЛ в размере 46 647 руб., штрафа по п.1 ст. 122 НК в сумме 1116 руб. 20 коп., штрафа по 1 ст. 119 НК в сумме 1749 руб. 26 коп, пени в сумме 5854 руб. 95 коп. Установлена сумма, подлежащая уплате в бюджет – 212 872 руб., заниженная сумма налога – 210 717 руб., сумма штрафа по ст. 122 НК РФ – 5267 руб. 90 коп., по п.1 ст. 119 – 7982 руб. 70 коп.

Задолженность административным ответчиком в какой-либо части не уплачена.

Административный истец в установленном порядке обращался за взысканием указанной задолженности к мировому судье. Судебный приказ от 24.09.2021 отменен определением мирового судьи судебного участка №1 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 12.11.2021.

В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился в соответствии с п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в течение шести месяцев после отмены судебных приказом.

В силу изложенного в пользу ИФНС России по Заволжскому району города Ульяновска с ФИО1 подлежит взысканию: в соответствии со ст.227 Налогового кодекса Российской Федерации НДФЛ за 2018 год в размере 210 717 руб., пени с 16.07.2019 по 16.06.2021 в размере 26 487 руб. 13 коп., штраф по п.1 ст.122 НК РФ – 5267 руб. 90 коп., штраф по п. 1 ст. 119 – 7982 руб. 70 коп., всего – 250 504 руб. 76 коп.

Поскольку требования налогового органа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и сборам подлежат удовлетворению в сумме 250 504 руб. 76 коп., в силу положений ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19, п.6 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 5 705 руб.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: город Ульяновск, <адрес>, ИНН , в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска: налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 210 717 руб., пени с 16.07.2019 по 16.06.2021 в размере 26 487 руб. 13 коп., штраф по п.1 ст.122 НК РФ – 5267 руб. 90 коп., штраф по п. 1 ст. 119 – 7982 руб. 70 коп., всего – 250 504 руб. 76 коп.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере государственную пошлину в сумме 5705 руб.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Русакова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 марта 2022 года.