ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4688/18 от 23.10.2018 Гатчинского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-4688/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Гатчина 23 октября 2018 года

Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Гиренко М. В.,

с участием представителя административного ответчика администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО1 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Цирулеве С. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к главе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО3, председателю Комитета градостроительства и архитектуры Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО4, администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство от 10.05.2018г., обязании выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома, признании незаконным отображения в ПЗЗ <адрес> санитарных разрывов транспортных коммуникаций (ЖД) в районе станции «<адрес>»,

установил:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным иском к административным ответчикам главе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО3, председателю Комитета градостроительства и архитектуры Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО4, указав в обосновании своих требований, что является владельцем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер (район ж/д станции «<адрес>»), категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. В ГПЗУ № указано место допустимого размещения объектов капитального строительства на случай уменьшения ширины санитарно-защитной зоны, что согласовывается с выводами суда по делу № «заявитель не лишен возможности, представив доказательства выполнения шумозащитных мероприятий и данные соответствующего исследования, требовать уменьшения ширины санитарно-защитной зоны, и выдачи разрешения на строительство жилого дома, на основании уже утвержденного градостроительного плана земельного участка». С учетом изложенного, а также на основании экспертного заключения № 78.01.Л.12.17.000.1557 с соответствующими замерами от 11.12.2017г. о непревышении предельно допустимых значений уровней шума, административный истец обратился к главе администрации ГМР ЛО ФИО3 об уменьшении ширины санитарно-защитной зоны до 50 м, а также о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеназванном земельном участке. 10 мая 2018г. он получил отказ, в связи с чем обратился к главе администрации ГМР ЛО ФИО3 и председателю Комитета градостроительства и архитектуры ФИО4 об изменении Правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) <адрес> в части отображения санитарных разрывов, а также о выдаче ему разрешения на строительство. Полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство нарушает его прав и законные интересы, т. к. процедуру установления санитарно-защитных зон регламентирует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, а вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Отображение в генеральном плане и в ПЗЗ санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы. Административный истец просит признать незаконным решение административных ответчиков об отказе в выдаче разрешения на строительство от 10.05.2018г. незаконным, обязать административных ответчиков выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на вышеназванном земельном участке, признать незаконным отображение в ПЗЗ <адрес> санитарных разрывов транспортных коммуникаций (ЖД) в районе станции «<адрес>».

Судом, при подготовке дела к судебному разбирательству в качестве соответчика была привлечена администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области.

Также, судом определением от 23.10.2018г. требования административного истца в части признания незаконным отображения в ПЗЗ <адрес> санитарных разрывов транспортных коммуникаций (ЖД) в районе станции «<адрес>» оставлены без рассмотрения.

Административный истец, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска поддержал по изложенным в нем основаниям.

Административный ответчик глава администрации ГМР ЛО ФИО3 в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки. (л. д. 101).

Административный ответчик председатель Комитета градостроительства и архитектуры Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО4 в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате и времени слушания дела, что подтверждается распиской в получении судебной повестки. (л. д. 100).

Представитель административного ответчика администрации ГМР ЛО, явившись в судебное заседание, требования настоящего иска не признала.

Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно материалов дела по обращению административного истца была проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза инструментальных измерений уровней шума на территории земельного участка, предполагаемого под строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер установлено, что представленные материалы соответствуют требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», что подтверждается экспертным заключением от 11.12.2017г. (л. д. 11-13), а также протоколом № результатов измерения шума от 27.11.2017г. (л. д. 14-15).

Постановлением главы администрации Гатчинского муниципального района от 06.04.2017 г N утвержден градостроительный план данного земельного участка.

16 марта 2017г. административному истцу был выдан градостроительный план земельного участка, в котором указано, в частности, что весь участок попадает в зону Н-3 Санитарные разрывы от транспортных коммуникаций, а также часть участка находится в зоне Н-2 Охранные зоны объектов инженерной инфраструктуры (л. д. 17-22).

Свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2015г. подтверждается право собственности административного истца на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь <данные изъяты> кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер (л. д. 23).

24.04.2018г. ФИО2 обратился с заявлением к главе администрации Гатчинского муниципального района ЛО ФИО3 и председателю Комитета градостроительства и архитектуры ГМР ЛО ФИО4 о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на вышеназванном земельном участке, представив, в том числе, вышеописанные в настоящем решении заключение эксперта и протоколы измерения шума (л. д. 33).

10.05.2018г. администрацией ГМР ЛО было принято решение об отказе в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка (в соответствии с п. 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещать жилую застройку в санитарно-защитной зоне) (л. д. 53).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" предусмотрено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

На момент возникновения спорных правоотношений действовала редакция ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, которая указывала на то, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства (часть 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Заявление о выдаче разрешения на строительство направляется застройщиком в уполномоченный орган. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства (часть 9).

При несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка уполномоченные на выдачу разрешений орган отказывает в выдаче разрешения на строительство (часть 13).

Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные разрывы для линий железнодорожного транспорта определяются минимальным расстоянием от источника вредного воздействия до границы жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта. Санитарный разрыв имеет режим санитарно-защитной зоны, но не требует разработки проекта его организации. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретно случае на основании расчетов физических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.).

На основании п. 8.20 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820, жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В указанный Перечень включен и указанный выше СП 42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", поэтому он подлежит обязательному применению.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от 28.03.2013 г № , спорный земельный участок расположен в зонах с особыми условиями использования земельных участков: Н-3 – санитарные разрывы от транспортных коммуникаций, Н-4 – санитарные разрывы от инженерных коммуникаций.

При изложенных обстоятельствах, когда в судебном заседании достоверно установлен факт нахождения спорного земельного участка в санитарно-защитной зоне железной дороги, суд приходит к выводу о правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство.

Доводы административного истца о том, что им были произведены замеры шума, которые не превышают допустимых норм, суд находит несостоятельными, т. к. данной процедуры недостаточно для получения разрешения на строительство, а необходимо выполнение мероприятий по сокращению размеров санитарно-защитной зоны, которые выполнены не были.

Также, суд оценивая доводы истца об отсутствии полномочий у органов местного самоуправления по установлению санитарно-защитной зоны, находит их основанными на неверном толковании норм действующего законодательство, противоречащим положениям ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Так, градостроительное зонирование на территории <адрес> регламентируется Правилами землепользования и застройки <адрес>, в которых установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты, в том числе, предусматривающие санитарно-защитные зоны.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято должностным лицом органа местного самоуправления в пределах, предоставленных ему властных полномочий, с соблюдением законной процедуры, соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем иск должен быть оставлен без удовлетворения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 219-227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к главе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО3, председателю Комитета градостроительства и архитектуры Гатчинского муниципального района Ленинградской области ФИО4, администрации Гатчинского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на земельном участке для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь <данные изъяты> кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер , изложенном в документе от 10.05.2018г., об обязании выдать разрешение на строительство – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы через канцелярию Гатчинского городского суда.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 26 октября 2018г.