Дело № 2а-468/16
Решение
Именем Российской Федерации
28 января 2016 года гор. Нальчик
Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С., с участием:
представителя административного истца ФИО1, адвоката Уянаева А.А. действующего по ордеру № 50 от 28.01.2016 года;
представителей административных ответчиков - Местной администрации г.о. Нальчик по доверенности от 11.01.2016 года ФИО2;
представителя заинтересованного лица - МКУ « Департамент архитектуры и градостроительства» Местной администрации г.о. Нальчик по доверенности от 16.11.2015 года ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 ФИО7 к административному ответчику Местной администрации г.о. Нальчик о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отмене ранее выданного разрешения на строительство
установил:
ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском и просит признать незаконным постановление главы Местной администрации г.о. Нальчик № 2190 от 25.11.2015 года об отмене ранее выданного ему разрешения от 16.09.2015 года № № на реконструкцию одноэтажного жилого дома под многоквартирный двухэтажный с мансардным этажом жилой дом по <адрес>.
В обоснование своих требований указал, что он является собственником земельного участка, с кадастровым №, расположенного по указанному адресу: <адрес>.
В соответствии с данным разрешением он приступил к выполнению соответствующих работ, однако ДД.ММ.ГГГГ получил от административного ответчика письмо с приложением постановления главы Местной администрации г.о. Нальчик № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене ранее выданного ему разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ во исполнение протеста прокуратуры КБР от ДД.ММ.ГГГГ№.
Считает, что оспариваемое постановление не отвечает требованиям действующего законодательства и подлежит признанию незаконным, поскольку протест прокурора согласно статье 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", подлежал обязательному рассмотрению, но не безусловному исполнению.
Основания и причины отмены разрешения на строительство в оспариваемом постановлении не указаны, и ему не известны.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, а его представитель Уянаев А.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Местной администрации г.о. Нальчик ФИО2 и
представитель заинтересованного лица - МКУ « Департамент архитектуры и градостроительства» Местной администрации г.о. Нальчик ФИО3, оставили разрешение спора на усмотрение суда.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.01.2015 года ФИО1 является собственником земельного участка, общ.пл. 664 кв.м., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>.
Разрешенным видом использования указанного земельного участка согласно кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ№ определено расположение многоквартирного малоэтажного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ Местной администрацией г.о. Нальчик ФИО1 было выдано разрешение № на строительство объекта капитального строительства- одноэтажного жилого дома на земельном участке с кадастровым №, по адресу: <адрес>.
После этого, ДД.ММ.ГГГГ Местная администрация г.о. Нальчик в соответствии со ст. 51 ГрК РФ выдала ФИО1 разрешение № на реконструкцию объекта капитального строительства- одноэтажного жилого дома, под многоквартирный двухэтажный с мансардным этажом, жилой дом.
Прокуратурой КБР ДД.ММ.ГГГГ принесен протест с требованием прекратить действие разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ на реконструкцию объекта капитального строительства- одноэтажного жилого дома, под многоквартирный двухэтажный с мансардным этажом, жилой дом по адресу: <адрес>, выданноеФИО1
В протесте указано, что Местной администрацией г.о. Нальчик ФИО1 на основании его заявления было выдано разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на строительство одноэтажного жилого дома, по адресу: <адрес>.
Управлением муниципального контроля в ходе осуществления надзора был выявлен факт возведения ФИО1 по указанному адресу 3-х этажного объекта капитального строительства, размером 23х16 м. без получения разрешения на строительство многоэтажного дома.
В то же время Местной администрацией г.о. Нальчик 16.09.2015 года по заявлению ФИО1 выдается разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства- одноэтажного жилого дома, под 2-х этажный многоквартирный жилой дом с мансардным этажом, несмотря на то, что к моменту его выдачи, уже установлен факт строительства 3-х этажного дома, что по мнению автора протеста противоречить действующему градостроительному законодательству, а именно нормам ст.ст. 51,55ГрК РФ, ст.2 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».
Постановлением главы администрации г.о. Нальчик, 3 2190 от ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение протеста прокуратуры КБР отменено разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ на реконструкцию объекта капитального строительства- одноэтажного жилого дома, под многоквартирный двухэтажный с мансардным этажом, жилой дом по адресу: <адрес>, выданное ФИО1
Между тем, на основании п. 2 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Кроме того, в соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно пункту 1 статьи 51ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающих соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Соответственно, презюмируется, что разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным требованиям и то, что строительство осуществляется с соблюдением разрешенного использования земельного участка.
Согласно ч. 2 ст. 51ГрК РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" также предусмотрена необходимость получения разрешения на строительство при осуществлении работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства.
По общему правилу, предусмотренному ч. 4 ст. 51ГрК РФ, разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Как указано ФИО1, в административном исковом заявлении, к выполнению соответствующих строительных работ по реконструкции одноэтажного жилого дома, под 2-х этажный многоквартирный жилой дом с мансардным этажом, он приступил после выдачи разрешения № от ДД.ММ.ГГГГ и данное утверждение материалами дела не опровергаются.
В соответствии с п.п. 21.1, 21.4 ст. 51ГрК РФ предусмотрен порядок и исчерпывающий перечень оснований прекращения разрешения на строительство.
В частности, что действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в случае:
1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 216-ФЗ)
1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;
2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.
Между тем, протест прокурора не содержит ни одного из указанных в п. 21.1 ст.51 ГрК РФ оснований
для прекращения (отмены) разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ.
Принесение протеста является одной из мер прокурорского реагирования, предусмотренных статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и возлагает на орган или лицо, вынесшее оспариваемый акт, обязанность по рассмотрению в установленный законом срок.
Тем не менее, протест прокурора, принесенный на разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно статье 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", подлежал обязательному рассмотрению, но не безусловному исполнению, поскольку, данное разрешение, было выдано уполномоченным органом с соблюдением процедуры его выдачи и при этом оснований для отмены разрешений на строительство, установленных в п. 21.1 ст. 51ГрК РФ, не имелось.
Кроме того, системный анализ вышеприведенных норм Градостроительного кодекса РФ позволяет говорить о том, что эти основания для отмены разрешения на строительство применяются в том случае, если оно было выдано уполномоченным органом в порядке, установленном законом.
Если же такое разрешение, относящееся к муниципальным правовым актам, выдано органом местного самоуправления с нарушением требований закона и противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, то исходя из положений ч. 1, 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), а также в соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона N 131-ФЗ, этот акт может быть отменен или его действие может быть приостановлено органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий муниципальный правовой акт, в порядке самоконтроля.
При этом отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций.
Поэтому, Местная администрация г.о. Нальчик, установив, что при выдаче разрешения на строительство были нарушены требования градостроительного и земельного законодательства, вправе была отменить это разрешение в порядке самоконтроля на основании Закона N 131-ФЗ, а не только по основаниям, предусмотренным ст. 51ГрК РФ.
Однако, в оспариваемом постановлении такие причины не приведены, доказательств получения разрешения на строительство с нарушением требований ст. 51ГрК РФ или представления недостоверной документации, ответчиком не представлено.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с п. 6 Постановления N 6/8 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" от 1 июля 1996 года основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, суду не представлено доказательств, что данным разрешением на строительство существенно нарушены права граждан и охраняемые законом интересы, что создало непосредственную угрозу жизни и здоровью, и в силу закона могло служить основанием для отмены ненормативного правового акта.
Представитель органа местного самоуправления, действия которого оспариваются, не выполнил возложенную на орган местного самоуправления обязанность по доказыванию законности своих действий (бездействия) и решений.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежит удовлетворению, поскольку, принимая оспариваемое решение, орган местного самоуправления вопреки требованиям Градостроительного кодекса РФ, ГК РФ без законных оснований отменил разрешение на строительство, тем самым создал заявителю препятствия в реализации своих прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 181 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск ТеуважуковаЗалимханаХачимовича удовлетворить.
Признать незаконным постановление главы Местной администрации г.о. Нальчик № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене ранее выданного ФИО1 ФИО8 разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№ на реконструкцию одноэтажного жилого дома под многоквартирный двухэтажный с мансардным этажом жилой дом по <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено, и стороны могут его получить 1 февраля 2016 года.
Судья Безроков Б.Т.