ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/18 от 14.08.2018 Шкотовского районного суда (Приморский край)

Дело №2а –468/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Большой Камень 14 августа 2018 г.

Шкотовский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Рогачевой А.В.,

с участием представителя административного истца Синчука О.В.,

при секретаре Сосункевич А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синчука А.Н. к ректору Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского», Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» о признании незаконными действий ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, связанных с отказом в выдаче диплома об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории государственного образца, признании недействительным пункта 4 приказа ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского от 01.07.2014 г. №283-у в части, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Синчук А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» (далее по тексту – Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского), связанных с отказом в выдаче диплома об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в соответствии с Приложением № 7 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним», возложении обязанности по выдаче ему диплома государственного образца.

В обоснование требований указал, что освоил профессиональную образовательную программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по направлению подготовки 17.00.00 Искусствоведение (специальность 17.00.02 – музыкальное искусство), успешно прошел государственную итоговую аттестацию и решением Государственной аттестационной комиссии ему была присвоена квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь» (протокол №1 от 30.06.2015 г.). Однако выданный ему 20.04.2016 г. диплом не соответствует пункту 1.5 Положения об аспирантуре Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, утвержденного приказом №200-у от 27.04.2016 г., Приложению №7 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 г. №1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним», т.е. не является дипломом государственного образца.

Право получить диплом государственного образца гарантировано частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а именно Министерством образования и науки Российской Федерации.

С 01.09.2013 г. вступил в законную силу Закон «Об образовании».

В соответствии с Федеральным законом приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2016 г. №1288 утверждены новые перечни, устанавливающие соответствие специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, по программам ассистентуры-стажировки и по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), содержащихся в новых и старых перечнях (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.03.2015 г. №АК-666/05). Установлено соответствие направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в том числе, соответствие по коду 50.00.00 наименование Искусствознание шифру 17.00.00 (17.00.02) по отрасли Искусствоведение (специальность 17.00.02- музыкальное искусство).

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского имеет статус унитарной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в сфере культуры, образования и науки, является образовательной организацией высшего образования. Учредителем и собственником имущества данной организации является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя осуществляются Министерством культуры Российской Федерации (пункты 1, 5, 6 Устава). Непосредственное управление деятельностью консерватории осуществляет ректор (пункт 82 Устава).

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского прошла государственную аккредитацию по программе послевузовского профессионального образования: 17.00.00 Искусствоведение (специальность 17.00.02 – музыкальное искусство).

Кроме того, указанная образовательная организация признана прошедшей аккредитацию по программе послевузовского профессионального образования по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по коду 50.00.00 наименование Искусствознание.

Приказом административного ответчика от 27 октября 2011 г. № 334-у Синчуку А.Н. как аспиранту приема 2011 года назначены научные и творческие руководители - профессор Меркулов А.М. и профессор Пясецкий В.В., определена тема научно-исследовательской (выпускной квалификационной) работы - Четвертый фортепианный концерт в ряду рахманиновских сочинений для фортепиано с оркестром.

За время обучения в аспирантуре по творческо-исполнительской специальности в области искусства им в полном объеме был выполнен индивидуальный план, сданы кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине, представлена итоговая научно-исследовательская работа, он был допущен до Государственной итоговой аттестации, успешно ее прошел, в связи с чем имеет право на получение диплома государственного образца об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Несмотря на указанные обстоятельства, ему был выдан диплом установленного образца, в связи с чем он обратился с письменным обращением на имя ректора, однако 15.12.2017 г. ректором Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского отказано в выдаче ему диплома об окончании аспирантуры государственного образца.

Ссылаясь на то, что данный отказ нарушает его право на получение диплома государственного образца об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, как успешно прошедшего государственную итоговую аттестацию, административный истец просит признать недействительным отказ ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в выдаче ему диплома об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в соответствии с Приложением № 7 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»; обязать ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского выдать ему диплом об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского государственного образца.

Определением Шкотовского районного суда Приморского края от 09.04.2018 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского».

09.06.2018 г. административный истец увеличил требования – просил признать недействительным пункт 4 приказа ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского от 01.07.2014 г. №283-у в части, регламентирующей выдачу Синчуку А.Н. диплома об окончании аспирантуры установленного образца. По мнению административного истца, вышеуказанная формулировка, установленная в оспариваемом приказе, не соответствует положениям части 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации, соответствующие Приложению № 7 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним».

Согласно статьям 33, 34 Закона «Об образовании» обучающиеся имеют равные права, однако обжалуемый пункт 4 приказа ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского от 01 июля 2014 г. № 283-у нарушает право административного истца получить диплом государственного образца, при этом пунктами 1, 2, 3 вышепоименованного приказа иным перечисленным в нём обучающимся предоставлено право получить диплом об окончании аспирантуры государственного образца.

Поскольку с вышеуказанным приказом представитель административного истца ознакомлен лишь 04.06.2018 г. в ходе рассмотрения настоящего дела, ранее административный истец не был ознакомлен с данным документом, просит восстановить срок на оспаривание пункта 4 приказа ректора Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского от 01 июля 2014 г. № 283-у в части, регламентирующей выдачу Синчуку А.Н. диплома об окончании аспирантуры установленного образца.

В судебное заседание административный истец Синчук А.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представитель административного истца по доверенности Синчук О.В. на удовлетворении административного иска настаивал в полном объеме, ссылаясь на указанные в заявлении доводы.

Административные ответчики – ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, ФГБОУ высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Согласно представленному отзыву просили отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку поступление и обучение Синчука А.Н. регламентировалось Приказом Минобразования России от 27.03.1998 г. №814, Федеральными государственными требованиями (далее – ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.03.2011 г. №1365, Положением о послевузовском профессиональном образовании в ФГБОУ ВПО (университет) «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского».

В Законе об образовании 1996 г. было упущено упоминание об ассистентуре-стажировке как основной форме послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям, и до введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовского образования (согласно Федеральному закону от 16.06.2011 г. №144-Ф3 «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» и вступлением в силу Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон) выпускники консерваторий России по творческо-исполнительским специальностям по умолчанию поступали и обучались по программам подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре, несмотря на несоответствие квалификационных требований, предъявляемых к выпускникам аспирантуры и ассистентуры-стажировки.

С 1998 г. по 2005 г. выпускники исполнительских факультетов ВУЗов России обучались в аспирантуре по творческо-исполнительским специальностям в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 27 марта 1998 г. N 814.

Перевод аспирантов по творческо-исполнительским специальностям в аспирантуру по специальности «музыкальное искусство» был осуществлён согласно Приказа ректора № 466-у от 31.10.2005 года на основании Временных требований к Основной образовательной программе послевузовского профессионального образования по отрасли 17.00.00 Искусствоведение.

В соответствии с Планом подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на 2011 год и на основании вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 17.00.02 «музыкальное искусство» выпускник фортепианного факультета МГК им. П.И. Чайковского Синчук А, П. был зачислен в аспирантуру по вышеназванной специальности с 1 сентября 2011. года приказом № 235-у от 15.07.2011 года.

Индивидуальный учебный план аспиранта по творческо-исполнительской специальности «фортепиано» Синчука А. И. (приказ 334-у от 27.10.2011 г., п. 9 - об утверждении творческих и научных руководителей приёма 2011 года) не предусматривал подготовку им диссертационного исследования и защиту диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, что является обязательным условием прохождения итоговой/государственной итоговой аттестации.

Приказом №283-у от 01.07.2014г. Синчук А.Н. был отчислен из аспирантуры в связи с невыполнением индивидуального плана в установленные сроки с правом сдачи задолженности за 3 год обучения до 31 октября 2014 года и последующего прохождения ГИА в июне 2015 года.

Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона обучение по основным образовательным программам по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами (далее-ФГОС). В соответствии с ФГТ, по программе которых был зачислен А.Н. Синчук, проведение государственной итоговой аттестации не было предусмотрено, в программу его подготовки входило представление концертной программы и защита выпускной квалификационной работы; диссертационное исследование им не осуществлялось.

Несмотря на указанную в п.3 абзаца 3 Приказа №112 выдачу дипломов о высшем образовании лицам, освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) вне зависимости от обучения в соответствии с ФГОС ВО или при их отсутствии, а также наличие у МГС и других музыкальных ВУЗов России по состоянию на 2015г. Свидетельств о государственной аккредитации по научной специальности 17.00.02 «музыкальное искусство», (с 2016 г.- по направлению подготовки 50.06.01 «Искусствоведение») проведение государственной итоговой аттестации для обучающихся, завершающих обучение по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре в 2015году, и назначение председателей государственных экзаменационных комиссий учредителями не производилось.

Выданный Синчуку А.Н., диплом установленного образца позволяет ему пройти государственную итоговую аттестацию в порядке экстерната при условии выполнения им квалификационных требований к научно-исследовательской работе (диссертации).

При утверждении Учёным советом консерватории в 2015 г. макета диплома установленного образца и приложения к нему были учтены:

-соответствие трудоёмкости ОПОП аспирантуры требованиям ФГОС, одним из разработчиков которого являлась Московских консерватория;

-соответствие требований, предъявляемым к лицам, участвующим в проведении итоговой аттестации, требованиям ФГОС;

соответствие порядка подачи и рассмотрения апелляций требованиям ФГОС;

соответствие порядка проведения ГИА по программам аспирантуры требованиям, определённым Приказом Минобрнауки РФ от 18 марта 2016г №227.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные ответчики просили иск Синчука А.Н. оставить без удовлетворения.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 218 (часть 1) КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела следует, что выпускник фортепианного факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского - Синчук А.Н., в соответствии с Планом подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на 2011 год и на основании вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 17.00.02 «музыкальное искусство» был зачислен в аспирантуру по вышеназванной специальности с 1 сентября 2011 года приказом ректора №235-у от 15.07.2011 года. Срок окончания подготовки – 01.07.2014 г.

Поступление и обучение административного истца регламентировалось Приказом Минобразования России от 27.03.1998 г. №814, Федеральными государственными требованиями (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.03.2011 г. №1365, Положением о послевузовском профессиональном образовании в ФГБОУ ВПО (университет) «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского».

Приказом от 27.10.2011 г. №334-у на основании решения Ученого совета Московской государственной консерватории от 25.10.2011 г. (протокол №02/11) аспирантам приема 2011 г., в том числе административному истцу, назначены научные и творческие руководители; Синчуку А.Н. утверждена тема работы – четвертый фортепианный концерт в ряду рахманиновских сочинений для фортепиано с оркестром.

На основании пункта 4 Приказа ректора Московской государственной консерватории от 01.07.2014 г. №283-у, в связи с невыполнением индивидуального плана в установленные сроки, решением Государственной экзаменационной комиссии от 30.06.2014 г. Синчук А.Н. с 01 июля 2014 г. отчислен с правом последующего прохождения Государственной итоговой аттестации в июне 2015 г. (без дополнительных штрафных санкций) и получением диплома об окончании аспирантуры установленного образца.

На основании пункта 8 приказа от 27.05.2015 г. №181-у аспирант выпуска 2014 г. Синчук А.Н. допущен до Итоговой аттестации.

Следует отметить, что в связи с вступлением с 01.09.2013 г. в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», обучение по основным образовательным программам по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки регламентировано федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС).

В соответствии с утвержденными ФГОС структура программы аспирантуры включает Блок 4 «Государственная итоговая аттестация», в который входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, выполненной на основе результатов научно-исследовательской работы.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 59 Федерального закона «Об образовании» итоговая аттестация, завершающая освоение основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта, разрабатываемого организацией самостоятельно.

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации) определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Обучение лиц, зачисленных в аспирантуру до 01.09.2013 г., осуществлялось в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучения в аспирантуре, утвержденными приказом Минобрнауки России от 16.03.2011 г. №1365. Проведение государственной итоговой аттестации ФГТ предусмотрено не было.

При этом, как следует из разъяснения Минобрнауки России по результатам рассмотрения обращения Минкультуры России по вопросу назначения председателей государственных экзаменационных комиссий для обучающихся, завершающих обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2015 г. (письмо от 20.03.2015 г. №05-701), порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в период проведения МГК итоговой аттестации 2015 г. Министерством образования и науки и Министерством культуры РФ не был определён. Проведение государственной итоговой аттестации для обучающихся, завершающих обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2015 г., и назначение председателей государственных экзаменационных комиссий, не предусматривалось.

Прием на обучение по программам аспирантуры в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, разрабатываемыми по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется с 2014 г.

Вышеуказанными ФГОС предусмотрено прохождение государственной итоговой аттестации.

Поскольку подготовка аспирантом Синчуком А.Н. диссертационного исследования и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, что является обязательным условием для прохождения итоговой/государственной итоговой аттестации, индивидуальным планом административного истца предусмотрена не была, данное исследование им не проводилось, право на получение диплома об окончании аспирантуры государственного образца у Синчука А.Н. не возникло. В связи с изложенным, требование административного истца о недействительности пункта 4 Приказа от 01.07.2014 г. №283-у не обоснованно.

Форма диплома об окончании аспирантуры государственного образца, утвержденная Приказом №112 «О порядке заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании» от 13.02.2014 г., предусматривает отражение результатов прохождения государственного итогового экзамена, подтвержденных подписью председателя государственной аттестационной комиссии.

Вместе с тем, из содержания выданного административному истцу диплома об окончании аспирантуры (регистрационный номер 15-09, дата выдачи 20.04.2016 г.) усматривается, что Синчук А.Н. прошел итоговую аттестацию, состоящую из теоретической и исполнительской частей специальности, выполнил работу - четвертый фортепианный концерт в ряду рахманиновских сочинений для фортепиано с оркестром, решение о присвоении административному истцу квалификации принято аттестационной экзаменационной комиссией, а не государственной аттестационной комиссией.

Таким образом, довод административного истца о прохождении им государственной итоговой аттестации не нашел своего подтверждения.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что диплом об окончании аспирантуры установленного образца выдан административному истцу в соответствии с пройденной им программой подготовки научно-педагогических кадров, права и законные интересы административного истца не нарушены, в связи с чем основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют.

Кроме того, суд учитывает, что диплом об окончании аспирантуры выдан истцу в апреле 2016 г., тогда как с настоящим административным исковым заявлением Синчук А.Н. обратился в декабре 2017 г., то есть со значительным пропуском установленного федеральным законодательством срока на оспаривание факта выдачи диплома установленного образца, при этом, объективные причины, препятствовавшие своевременно – в течение трех месяцев со дня выдачи диплома, обратиться в суд с соответствующим административным иском административным истцом не приведены и не подтверждены, что также является основанием отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Синчука А.Н. к ректору Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского», Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» о признании незаконными действий ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, связанных с отказом в выдаче диплома об окончании аспирантуры Московской государственной консерватории государственного образца, признании недействительным пункта 4 приказа ректора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского от 01.07.2014 г. №283-у в части, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом, то есть с 20 августа 2018 г., путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд Приморского края; срок обжалования решения – с 21.08.2018 г. по 21.09.2018 г. включительно. Апелляционная жалоба подается по количеству сторон, участвующих в деле.

Решение изготовлено с применением компьютера.

Судья А.В. Рогачева