ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/20 от 05.11.2020 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-468/2020

УИД 74RS0033-01-2020-000735-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Фершампенуаз 05 ноября 2020 года

Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Корсаковой Т.Г., при секретаре Жулидовой Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело по административному иску прокурора Нагайбакского района Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено,

установил:

прокурор Нагайбакского района Челябинской области обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на интернет - ресурсе https://ezzak.home.blog/2018/11/13/%D0%BF%D0%B8% D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BА%D1%81%D0%B5%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%8B, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещен

Требования мотивировал тем, что прокуратурой района в целях противодействия терроризму проведен мониторинг Интернет-ресурсов, в ходе которого выявлен факт размещения в свободном доступе в сети Интернет на указанной выше странице информации о способе изготовления пороха в домашних условиях. Данный указатель страницы сайта в Едином реестре запрещенной к распространению информации на территории Российской Федерации отсутствует. Данная информация подрывает основы конституционного строя, безопасность государства и нравственные принципы, оправдывает антиобщественное противоправное поведение, оказывает негативное влияние на детей и молодежь. Прокурором заявленные требования уточнены, просит признать информацию, размещенную на интернет - ресурсе https://ezzak.home.blog/2018/11/13/%D0%BF%D0%B8% D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%BА%D1%81%D0%B5%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%8B, с автоматической переадресаций на Интернет- ресурс с URL-адресом https://ezzak.home.blog/2018/11/13/пиротехнические-составы/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Помощник прокурора Нагайбакского района Могутнова Н.А. на удовлетворении требований настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовым коммуникаций по Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил.

Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Суд, заслушав помощника прокурора Нагайбакского района, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому свободу мысли и слова. Каждый имеет право свободно передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 1 и 4 ст. 29).

Между тем реализация данных конституционно-правовых гарантий обусловлена рядом ограничений, не допускающих пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещающих пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Террористическим актом признается совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

За совершение террористического акта, содействие террористической деятельности, за незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств, за незаконное изготовление взрывчатых веществ, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 205, 205.1, 222.1, 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В силу ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань.

В соответствии со ст. 14 названного Федерального закона доступ к информации, распространяемой посредством, в том числе сети «Интернет», осуществляется при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Основаниями для включения в данный реестр сведений, указанных в ч. 2 названной статьи, является также вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Судом установлено, что 28 сентября 2020 года помощником прокурора Нагайбакского района в целях противодействия террористической деятельности проведен осмотр указанной сайта, в ходе которого выявлено размещение в свободном доступе на странице

https://ezzak.home.blog/2018/11/13/%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BА%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%8B,

при вводе данного URL адреса происходит автоматическая переадресация на Интернет-ресурс с URL-адресом

https://ezzak.home.blog/2018/11/13/пиротехнические-составы/ информацией по изготовлению взрывчатого вещества (пороха) в домашних условиях.

распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Действительно, размещенная информация может способствовать к совершению насильственных противоправных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти, подрыва основ государственной безопасности и его территориальной целостности.

Факт распространения информации экстремистской направленности подтверждается скриншотами страницы сайта, рапортом помощника прокурора, составленным по результатам осмотра страницы сайта в сети Интернет.

На момент рассмотрения дела интернет страница доступна неограниченному кругу лиц для свободного просмотра и копирования.

В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено, выявленная страница сайта отсутствует.

Таким образом, в нарушении установленных запретов на выявленной странице сайта распространена информация, которая может способствовать к осуществлению террористической деятельности, создав угрозу гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, и подрыва основ государственной безопасности и его территориальной целостности. Кроме того, такая информация может оказать негативное влияние на нравственное и психическое развитие несовершеннолетних, побудив их к совершению насильственных действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью.

При таких обстоятельствах следует исключить доступ к указанной информации и предотвратить угрозу ее негативного воздействия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет - ресурсе https://ezzak.home.blog/2018/11/13/%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BА%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%8B, с автоматической переадресацией на Интернет- ресурс с URL-адресом https://ezzak.home.blog/2018/11/13/пиротехнические-составы/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном для исполнения судебных постановлений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня его составления в окончательной форме, путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 27 ноября 2020 года