ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/2016 от 09.03.2016 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

Административное дело № 2А –468/2016 год.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2016г. г.Кореновск

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А., с участием представителя административного истца – прокурора Кореновского района – помощника прокурора Кореновского района – Романцовой Е.В., истца ФИО1, представителя административного ответчика – Государственного казенного учреждения КК «Центр занятости населения Кореновский район» - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании - административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора Кореновского района в интересах ФИО1 к административному ответчику Государственному казенному учреждению КК «Центр занятости населения Кореновский район» о признании незаконными действий в части порядка начисления безработной ФИО1 пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец – прокурор Кореновского района обратился в суд с административным иском в интересах ФИО1 к административному ответчику Государственному казенному учреждению КК «Центр занятости населения Кореновский район» о признании незаконными действий в части порядка начисления безработной ФИО1 пособия по безработице, ссылаясь на то, что прокуратурой Кореновского района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении службой центра занятости Кореновского района порядка выплаты ей, как имеющей статус ребёнка сироты, пособия по безработице.

Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации, как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3).

В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с ее статьями 7 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2), установление государственных гарантий социальной защиты от безработицы, включая правовые основания и механизм обеспечения такой защиты, круг лиц, на который она распространяется, условия и порядок ее предоставления, относится к полномочиям законодателя, который при осуществлении соответствующего правового регулирования в этой сфере общественных отношений обязан исходить из того, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18 Конституции Российской Федерации), и, как следствие, вводить правила, необходимые и достаточные для того, чтобы в первую очередь гарантировать гражданам возможность реализации в полной мере принадлежащих им конституционных прав на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии и на защиту от безработицы. Исходя из этого федеральный законодатель, определив в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий в Законе Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, отнес к их числу гарантии государства по реализации указанных конституционных прав граждан (преамбула).

Защита от безработицы, как следует из Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", обеспечивается государством посредством разработки и осуществления мер по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости и предотвращения возможной безработицы, а также специальных мер, направленных на нейтрализацию нежелательных последствий, связанных с утратой работы, и социальную поддержку граждан, не имеющих работы и заработка (трудового дохода) и официально признанных безработными. В порядке осуществления этих мер названный Закон, в частности, предоставляет гражданам Российской Федерации право на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда (статья 8, пункт 1 статьи 12), право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования (пункт 1 статьи 9); кроме того, граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, имеют также право на участие в оплачиваемых общественных работах (пункт 2 статьи 24).

Перечисленные права гарантируются гражданам, ищущим работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет. Гражданам же, признанным безработными, предоставляются меры социальной защиты от безработицы, включая выплату пособия по безработице.

Вместе с тем, в прокуратуру поступило обращение ФИО1 имеющей статус ребёнка сироты о несогласии с порядком начисления ей пособия по безработице.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт- Петербурге, автономной области, автономном округе.

Однако, ФИО1 было отказано в предоставлении такового, поскольку она, по мнению, работников службы занятости, не подпадает под категорию лица, ищущего работу, впервые.

Вместе с тем, юридическое понятие лица «ищущего работу впервые» содержится в Законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», под которыми подразумеваются ранее не работавшие лица ( ч.2 ст. 3; п. 3 ст.23; п.2, ч.1 ст. 29; ч.2 ст. 30; ч.4 ст. 31; ч.1 ст. 34; ч.3 ст. 35 и др. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) "О занятости населения в Российской Федерации").

ФИО1 не единожды обращалась в службу занятости, но ей так и не была предоставлена подходящая работа, в связи с чем, трудовую деятельность она не осуществляла, а, следовательно, является лицом, ищущим работу впервые, и на неё распространяются положения ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Таким образом, при рассмотрении заявления ФИО1, работниками центра занятости населения Кореновского района, произведено неверное юридическое толкование, оснований начисления пособия по безработице ФИО1, в связи с чем, были нарушены ее законные права и интересы, путём неверного начисления размера пособия по безработице.

ФИО1 является безработной, имеет на иждивении малолетнего ребёнка, в силу отсутствия юридического образования, а также материальной возможности, прибегнуть к помощи профессионального юриста на возмездной основе, не в состоянии самостоятельно защитить свои права и законные интересы, что даёт право прокурору обратиться с заявлением в её защиту.

Просил суд признать действия Государственного казённого учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Кореновского района» в части порядка начисления ей пособия по безработице- незаконным. Возложить на Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения Кореновского района» произвести регистрацию ФИО1, как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ищущей работу впервые, и установить ей пособие по безработице, предусмотренное для вышеуказанной категории граждан.

В судебном заседании представитель административного истца прокурора Кореновского района – помощник прокурора Романцова Е.В. настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Кореновского района, ссылаясь на то, что административный ответчик неправильно трактует основания начисления пособия по безработице ФИО1, в связи с чем, были нарушены ее законные права и интересы, путём неверного начисления размера пособия по безработице.

.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования прокурора Кореновского района заявленного в ее интересах и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Государственного казенного учреждения КК «Центр занятости населения Кореновский район» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований прокурора Кореновского района в интересах ФИО1, ссылаясь на то, что ФИО1 07.09.2007г.обращалась к ним в поисках работы, была зарегистрирована в качестве лица ищущего работу, ей была оказана услуга по профориентации. С аналогичными заявлениями она обращалась 01.02.2012г., повторно, а также 02.09.2015г. была зарегистрирован в реестре получателя государственных услуг повторно. 11.09.2015г. признана безработной и ей назначено пособие по безработице на срок 6 месяцев в минимальном размере пособия. Снята с учета 24.12.2015г. в связи с неявкой (более месяца) в службу занятости без уважительных причин. Считает, что правовых оснований для удовлетворения требований прокурора Кореновского района не имеется.

Суд, выслушав доводы сторон и их представителей, ФИО1, настаивавшей на удовлетворении иска, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Кореновского района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушении службой центра занятости Кореновского района порядка выплаты ей, как имеющей статус ребёнка сироты, пособия по безработице. В результате которой, установлено, что ФИО1 неоднократно обращалась в службу занятости, но ей так и не была предоставлена подходящая работа, в связи с чем, трудовую деятельность она не осуществляла, а, следовательно, является лицом, ищущим работу впервые, и на неё распространяются положения ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Однако, при рассмотрении заявления ФИО1, работниками центра занятости населения Кореновского района, произведено неверное юридическое толкование оснований начисления пособия по безработице ФИО1, чем были нарушены ее законные права и интересы, путём неверного начисления размера пособия по безработице.

Суд считает, что юридическое понятие лица «ищущего работу впервые» содержится в Законе от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», под которыми подразумеваются ранее не работавшие лица ( ч.2 ст. 3; п. 3 ст.23; п.2, ч.1 ст. 29; ч.2 ст. 30; ч.4 ст. 31; ч.1 ст. 34; ч.3 ст. 35 и др. Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 29.12.2015) "О занятости населения в Российской Федерации").

ФИО1 не единожды обращалась в службу занятости, но ей так и не была предоставлена подходящая работа, в связи с чем, трудовую деятельность она не осуществляла, а, следовательно, является лицом, ищущим работу впервые, и на неё распространяются положения ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от28.11.2015) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Суд считает необходимым согласиться с доводами прокурора Кореновского района о признании действия Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Кореновского района» в части порядка начисления ФИО1 пособия по безработице незаконным и приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Кореновского района обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.174-180, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кореновского района в интересах ФИО1 к административному ответчику Государственному казенному учреждению КК «Центр занятости населения Кореновский район» о признании незаконными действий в части порядка начисления безработной ФИО1 пособия по безработице – удовлетворить.

Признать действия Государственного казенного учреждения Краснодарского края «Центр занятости населения Кореновского района» в части порядка начисления ФИО1 пособия по безработице незаконными.

Обязать Государственное казенное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения Кореновского района» произвести регистрацию начисления ФИО1, как лица, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ищущей работу впервые, и установить ей пособие по безработице, предусмотренное для вышеуказанной категории граждан в соответствии с требованиями ФЗ № 10 32- 1 от 19.04.1991г. (в редакции от 29.12.2015г. ) «О занятости населения в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда, через Кореновский районный суд в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Кореновского районного суда Швецов С.И.