ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/2016 от 22.04.2016 Нефтекумского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-468/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Нефтекумск 22 апреля 2016 года

Нефтекумский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дыкань О.М.,

при секретаре Гатиловой Т.А.,

с участием:

представителя административного истца ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> по доверенности С.,

старшего помощника прокурора <данные изъяты>Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> к Мещерякову Д.В. об установлении административного надзора,

у с т а н о в и л:

ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Мещерякову Д.В. об установлении административного надзора, в обоснование которого административный истец указал следующее.

Мещеряков Д.В. осужден 20 июня 2013 года <данные изъяты> по пункту «а» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) к 2 годам 1 месяцу лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, с частичным присоединением к назначенному наказанию в соответствии с частью 5 статьи 69 УК РФ наказания по приговору <данные изъяты> от 15 мая 2013 года, к окончательному наказанию в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Осужденный Мещеряков Д.В. за весь период отбывания наказания <данные изъяты> В действиях Мещерякова Д.В., осужденного по приговору <данные изъяты> от 20 июня 2013 года за тяжкое преступление, в качестве отягчающего наказание обстоятельства установлен опасный рецидив преступлений.

В связи с изложенным административный истец просил суд установить в отношении Мещерякова Д.В. административный надзор на срок шесть лет с административными ограничениями в виде: запрета выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; запрета посещения мест реализации спиртных напитков на розлив (кафе, бары, рестораны); обязательной явки два раза в месяц в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания для регистрации.

Представитель административного истца С. в судебном заседании доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала. Просила суд административный иск ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> удовлетворить, установить в отношении Мещерякова Д.В. административный надзор на срок шесть лет, то есть на срок погашения судимости за совершение тяжкого преступления. Кроме того, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, поведения осужденного, просила установить Мещерякову Д.В. административные ограничения в виде: запрета выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; запрета посещения мест реализации спиртных напитков на розлив (кафе, бары, рестораны); обязательной явки два раза в месяц в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания для регистрации.

Административный ответчик Мещеряков Д.В. представил суду ходатайство о рассмотрении административного искового заявления ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> без его участия, указав, что срок установления административного надзора и основания обращения административного истца в суд с административным иском ему понятны. Согласно имеющейся в материалах дела расписке с правами и обязанностями, предусмотренными Кодексом административного судопроизводства РФ, ознакомлен. В представленном суду возражении выразил несогласие с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, указав, что ограничение свободы не назначается лицам, не имеющим места постоянного проживания, а он в настоящее время постоянной регистрации не имеет.

Суд, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, не возражавших против удовлетворения ходатайства осужденного, принимая во внимание отсутствие необходимости обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, которому понятна сущность и основания заявленного иска, руководствуясь статьей 272 Кодекса административного судопроизводства РФ, посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие осужденного Мещерякова Д.В.

Участвующий в рассмотрении административного дела старший помощник прокурора <данные изъяты>Г. считала необходимым удовлетворить административное исковое заявление ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> и установить в отношении осужденного административный надзор на срок шесть лет, поскольку Мещеряков Д.В. отбывает наказание за совершение умышленного тяжкого преступления и приговором суда в его действиях установлен опасный рецидив преступлений, что является безусловным основанием для установления в отношении осужденного административного надзора. Кроме того, с учетом данных о поведении административного ответчика в период отбывания наказания, фактических обстоятельств совершенного преступления и рекомендаций органа внутренних дел по месту жительства административного ответчика до осуждения, полагала необходимым установить Мещерякову Д.В. предложенные административным истцом административные ограничения.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов по решению суда за указанными лицами может быть установлен административный надзор, осуществляемый на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Согласно части 1 данного Федерального закона административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом.

Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства РФ и названным Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

В соответствии с частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Согласно части 1, пункту 1 части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ за совершеннолетними лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы, имеющими непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо преступления при рецидиве преступлений, или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, административный надзор устанавливается судом при условии их признания в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Если эти лица в период отбывания наказания злостными нарушителями не признавались, то административный надзор может быть применен при совершении ими после освобождения из мест лишения свободы в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

В отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).

В отношении лиц, указанных в пункте 3 части 1 и части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

В соответствии с частями 1 и 5 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается исправительным учреждением в суд по месту нахождения данного исправительного учреждения.

Как установлено судом, Мещеряков Д.В. отбывает наказание в ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> по приговору <данные изъяты> от 20 июня 2013 года за совершение преступления, предусмотренного пунктом «а» части 3 статьи 158 УК РФ, с частичным присоединением на основании части 5 статьи 69 УК РФ наказания по приговору <данные изъяты> от 15 мая 2013 года, в виде 3 лет 6 месяцев лишения свободы, без штрафа и ограничения свободы, в колонии строгого режима.

Срок наказания осужденному исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, с зачетом в срок отбывания наказания времени содержания под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на 22 апреля 2016 года неотбытый осужденным срок лишения свободы составляет <данные изъяты>

Из приговора <данные изъяты> от 20 июня 2013 года следует, что наказание Мещерякову Д.В. назначено судом с учетом наличия в его действиях опасного рецидива преступлений.

В соответствии с представленной на осужденного характеристикой и иными материалами, Мещеряков Д.В. <данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что Мещеряков Д.В. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления и при назначении наказания по приговору <данные изъяты> от 20 июня 2013 года в его действиях установлен опасный рецидив преступлений, заявленные ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> административные исковые требования об установлении в отношении Мещерякова Д.В. административного надзора являются законными и обоснованными.

Доводы административного ответчика о невозможности назначения административного надзора лицу, не имеющему постоянного места жительства, не основаны на законе и являются следствием его неверного толкования.

Закон не связывает установление административного надзора в зависимость от наличия постоянного места жительства и регистрации у лица, в отношении которого устанавливается такой надзор, а также от возможного изменения, либо ухудшения его жилищных условий.

В силу Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в случае отсутствия постоянного места жительства, на гражданах Российской Федерации лежит обязанность регистрироваться по месту пребывания, то есть временному месту проживания.

В этой связи оснований для признания доводов Мещерякова Д.В. обоснованными и заслуживающими внимания у суда не имеется.

При определении срока административного надзора суд учитывает, что административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления в отношении несовершеннолетнего либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, устанавливается на срок установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона).

В связи с тем, что осужденный Мещеряков Д.В. отбывает наказание за совершение тяжкого преступления, судимость за совершение которого в соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения преступления) погашается по истечении шести лет после отбытия наказания, суд считает необходимым на основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ установить Мещерякову Д.В. административный надзор на срок шесть лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Согласно части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении административного надзора, также должны содержаться сведения о конкретных административных ограничениях, установленных судом. При этом в силу части 8 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства РФ при разрешении административного дела об установлении административного надзора, суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений.

В соответствии со статьей 4 ФЗ № 64 от 06.04.2011 года в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. При этом установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

При решении вопроса об установлении Мещерякову Д.В. административных ограничений, суд принял во внимание данные, характеризующие личность осужденного, обстоятельства совершения Мещеряковым Д.В. общественно-опасных деяний, его склонность к совершению повторных преступлений, а также имеющиеся в материалах дела сведения о месте проживания административного ответчика до осуждения и об избранном осужденным месте проживания после отбытия им наказания.

С целью предупреждения совершения Мещеряковым Д.В. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, суд пришел к мнению о необходимости установления осужденному следующих административных ограничений: запрета выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; запрета посещения мест реализации спиртных напитков на розлив (кафе, бары, рестораны); обязательной явки два раза в месяц в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания для регистрации.

Данные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобождаемого из мест лишения свободы, и не могут быть истолкованы как не соответствующие Конституции РФ, международным договорам о правах человека, действующему федеральному законодательству, поскольку установлены Федеральным законом именно в целях защиты государственных и общественных интересов.

Руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <данные изъяты> к Мещерякову Д.В. об установлении административного надзора, удовлетворить.

Установить в отношении Мещерякова Д.В. административный надзор на срок шесть лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, со следующими административными ограничениями: запретом выезда за пределы <данные изъяты> без разрешения органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; запретом пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с трудовой деятельностью; запретом посещения мест реализации спиртных напитков на розлив (кафе, бары, рестораны); обязательной явкой два раза в месяц в отдел МВД России по избранному месту жительства или пребывания для регистрации.

Срок административного надзора в отношении Мещерякова Д.В. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда через Нефтекумский районный суд Ставропольского края в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья: О.М. Дыкань