ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/2016 от 22.11.2016 Белоглинского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а -468/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Белая Глина 22 ноября 2016 г.

Белоглинский районный суд

Краснодарского края в составе

судьи Азовцевой Т.В.

при секретаре Хорольской Г.В.

с участием административного истца помощника прокурора Белоглинского района Журавлева А.Ю., представителя административного ответчика главы Центрального сельского поселения Михалева Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Белоглинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Центрального сельского поселения о признании незаконным бездействия администрации Центрального сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Белоглинского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Центрального сельского поселения, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов, а также о возложении обязанности по ликвидации свалок и рекультивации земельных участков под ними.

Требования административного истца мотивированы тем, что в результате проверки природоохранного законодательства установлено нахождение на территории Центрального сельского поселения Белоглинского района двух несанкционированных свалок твердых бытовых отходов: на расстоянии 400 м. в западном направлении от пос. Селекционный; на расстоянии 500 м. в западном направлении от пос. Семеноводческий Белоглинского района. Проверкой также установлено, что в нарушение требований законодательства указанные свалки в государственный реестр объектов размещения отходов не внесены, в установленном порядке не оборудованы. Таким образом, указанные объекты размещения отходов являются несанкционированными. При этом, администрация Центрального сельского поселения длительное время бездействует, мер к ликвидации данных свалок не принимает.

В судебном заседании помощник прокурора Журавлев А.Ю. требования административного иска поддержал в полном объеме и настаивал на его удовлетворении.

Представитель административного ответчика глава Центрального сельского поселения Белоглинского района Михалев Е.Н. требования иска не признал в полном объеме, пояснив, что согласно закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесено лишь участие органов местного самоуправления в

организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов. Согласно письма Министерства топливно-энергетического комплекса от 10.02.2016 г. с 1 января 2016 года полномочия в части организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Предъявленные требования должны быть исполнены администрацией Белоглинского района.

Выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного искового заявления по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Белоглинского района проведена проверка природоохранного законодательства, по результатам которой установлено нахождение на территории Центрального сельского поселения Белоглинского района Краснодарского края двух несанкционированных свалок на территории поселения: на расстоянии 400 м. в западном направлении от пос. Селекционный; на расстоянии 500 м. в западном направлении от пос. Семеноводческий Белоглинского района.

В судебном заседании наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов не отрицалось представителем административного ответчика. Также их наличие подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, полученными в ходе осмотра участков местности, расположенными в западной части пос. Семеноводческий и западной части пос. Селекционный.

Из имеющегося в материалах дела ответа главы Центрального сельского поселения от 14.10.2016 г., адресованного административному истцу, следует, что земельные участки под несанкционированными свалками принадлежат администрации Центрального сельского поселения Белоглинского района.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель, разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категориях, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Указанными нормативными актами определена безусловная обязанность органов местного самоуправления соблюдать земельное законодательство, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и охране окружающей среды при использовании земельных участков.

Доводы ответчика о том, что сбор и утилизация отходов производства и потребления не относится к предмету ведения администрации сельского поселения, поскольку произошли изменения в законодательстве об отходах производства и потребления в части определения круга лиц, ответственных за сбор, транспортировку и т.п. отходов производства и потребления, не могут быть приняты судом во внимание. Предметом данного административного спора является не распределение обязанностей в области обращения с отходами производства и потребления, а неукоснительное соблюдение правил использования земельных участков в целях недопущения ухудшения их экологических свойств и характеристик. Требования иска направлены исключительно на приведение земельных участков в соответствие с их назначением, их рекультивацию.

Учитывая, что несоблюдение требований действующего законодательства об охране окружающей среды, земельного законодательства и санитарно-эпидемиологического законодательства может привести к дальнейшему загрязнению природной среды вследствие загрязнения почвы, а, соответственно, к нарушению прав неопределенного круга лиц, суд считает требования иска обоснованными и направленными прежде всего на соблюдение участниками гражданских правоотношений требований природоохранного законодательства.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Белоглинского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Центрального сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.

Обязать администрацию Центрального сельского поселения Белоглинского района ликвидировать несанкционированные свалку твердых бытовых отходов и провести работы по рекультивации земельных участков: на расстоянии 400 м. в западном направлении от пос. Селекционный Белоглинского района, на расстоянии 500 м. в западном направлении от пос. Семеноводческий Белоглинского района.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белоглинский районный суд с. Белая Глина.

Мотивированное решение составлено 23 ноября 2016 года.

Судья Т.В.Азовцева