ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-468/2022 от 14.09.2022 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Соцкова П.М., при секретаре судебного заседания Токаревой Е.В., с участием административного истца Фесенко ФИО1 рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего, проходящего военную службу в войсковой части <данные изъяты> Фесенко ФИО1 об оспаривании действий руководителя филиала «Московский» ФГАУ «Центральное региональное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны РФ, связанных с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

решением филиала «Московский» ФГАУ «Центральное региональное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны РФ (далее – Филиал) от ДД.ММ.ГГГГ года Фесенко отказано в предоставлении жилого помещения по адресу: <адрес>, кроме этого, административный истец и члены его семьи сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование принятого решения указано, что Фесенко и члены его семьи признаны нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания в связи с обеспеченностью жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, то есть по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 29 ФК РСФСР. В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 15 января 2003 года № 22, действовавшего на дату постановки Фесенко и членов его семьи на жилищный учет, обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления <данные изъяты> кв.м. общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное. Частью 4 ст. 2 этого же закона установлено, что норма постановки на учет устанавливалась в размере <данные изъяты> кв.м. общей площади для отдельных квартир. Согласно имеющимся документам, Фесенко и ФИО3 поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность общей жилой площадью на каждого члена семьи составляла <данные изъяты> кв.м. Семья Фесенко (он, <данные изъяты>ФИО4<данные изъяты>ФИО5<данные изъяты>ФИО3., <данные изъяты>ФИО7 дочь сестры – ФИО7.) были зарегистрированы и проживали в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г<адрес> Согласно договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ года нанимателем жилого помещения является сестра ФИО7 в качестве членов семьи вселены ФИО1., его <данные изъяты> и <данные изъяты>. Таким образом, уровень обеспеченности административного истца и членов его семьи превышает размер учетной нормы, установленной в <адрес>

Выражая несогласие с данным решением, Фесенко обратился в суд с административным иском, в котором просил:

- признать незаконным решение начальника Филиала от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в предоставлении жилого помещения и о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания;

- обязать начальника Филиала отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ года № восстановить его и членов его семьи на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставить ранее распределенное жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>

- решение суда обратить к немедленному исполнению.

В судебном заседании административный истец настаивал на заявленных требованиях, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.

Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Как усматривается из справки, а также выписки из послужного списка, Фесенко проходит военную службу в войсковой части , относится к категории военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ года.

ДД.ММ.ГГГГ года Фесенко обратился на имя командира войсковой части с рапортом, в котором ходатайствовал о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Согласно данному рапорту, он с семьей проживает в неприватизированной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Совместно с ним в указанной квартире проживают <данные изъяты> человек: <данные изъяты>ФИО3<данные изъяты> Фесенко А.М<данные изъяты>ФИО13<данные изъяты>ФИО7<данные изъяты>ФИО7

Как усматривается из распоряжения префекта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года «О <данные изъяты>», данным распоряжением утверждено решение руководства <данные изъяты> о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Фесенко с составом семьи из <данные изъяты>-х человек.

Из извещения от ДД.ММ.ГГГГ года усматривается, что Фесенко на состав семьи <данные изъяты>-х человек распределено жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. С распределенным жилым помещением административный истец выразил согласие, что подтверждается его подписью в корешке № к извещению.

В рамках проверки обоснованности предоставления указанного жилого помещения, Филиалом принято оспариваемое решение.

Из исследованных в судебном заседании договора социального найма жилого помещения от № от ДД.ММ.ГГГГ года, финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, усматривается, что административный истец и его дочь, состоящая на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий совместно с ним, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, находящимся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Нанимателем данной квартиры является сестра Фесенко – ФИО7 Всего в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают <данные изъяты> человека (административный истец, ФИО3., ФИО7ФИО7.).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно пункту 1 статьи 29 действовавшего до 1 марта 2005 года ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80 утверждена Инструкция «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации» (действующая на момент признания Фесенко нуждающимся в улучшении жилищных условий).

Пунктом 25 данной Инструкции определено, что в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР признаются нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) и подлежат учету военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеющие обеспеченность общей площадью жилого помещения (жилой площадью) на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

В соответствии со с ч. 4 ст. 2 Законом г. Москвы от 15 января 2003 года № 22 (действовавшего до 05 августа 2006 года) норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир.

В ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР закреплено, что граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения (пункт 42 настоящих Правил), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения (подпункт "а" пункта 20 Примерных Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335).

Согласно пункту 5 приведенного Положения граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах нормы предоставления жилого помещения.

Норма предоставления составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, если иное не предусмотрено Положением.

Аналогичная норма предоставления в размере 18 кв.м. была закреплена в Законе г. Москвы от 15 января 2003 года № 22, при этом, согласно ч. 4 ст. 5 вышеприведенного Закона г. Москвы не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления.

Таким образом, гражданин, принятый на жилищный учет до 1 марта 2005 года, как необеспеченный жилым помещением либо обеспеченный таковым ниже уровня, установленного органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае обеспеченности жильем менее причитающейся по норме предоставления, не может считаться утратившим основание, дававшее ему право на получение жилого помещения.

Установив в судебном заседании, что Фесенко, принятый на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ года, обеспечен с членами семьи жилым помещением (после перезаключения договора социального найма ДД.ММ.ГГГГ года на его <данные изъяты>) менее нормы предоставления, установленной в г. Москве, то решение Филиала от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Фесенко жилого помещения и снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, не может быть признано законным.

В рамках восстановления нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать начальника Филиала отменить данное решение, и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Фесенко и членам его семьи ранее распределенного (извещение от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>

Данная правовая позиция суда первой инстанции совпадает с позицией, изложенной в определении Кассационного военного суда от 2 февраля 2021 года № 88а-169/2021-88а-2763/2020

Рассматривая требование Фесенко относительно возложения на Филиал обязанности по предоставлению ему вышеуказанного жилого помещения, суд находит его не подлежащим удовлетворению, поскольку суд не вправе подменять собой жилищный орган, в компетенцию которого входит разрешение данного вопроса.

В силу положений ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Поскольку административным истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие особых обстоятельств, которые свидетельствовали о том, что замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб его частным интересам, то оснований для удовлетворения этого требования у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ военный суд,

решил:

административное исковое заявление Фесенко ФИО20 – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение начальника филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении Фесенко ФИО1. жилого помещения и снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Обязать начальника филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны РФ отменить решение от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в предоставлении Фесенко ФИО1 жилого помещения и снятии его и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания.

Обязать начальника филиала «Московский» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны РФ повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Фесенко ФИО1. жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>

В удовлетворении остальных требований Фесенко ФИО1 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 26 сентября 2022 года.

Председательствующий подписи

Оригинал решения находится

в административном деле № 2а-468/2022