ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4698/2017 от 02.08.2017 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело № 2а-4698/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 августа 2017 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Поляковой ТП

при секретаре Политико ЛЕ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Красноярска о признании недействующими пункты приложения к постановлению от 21.06.2006г.

УСТАНОВИЛ:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г. Красноярска о признании недействующими пункты приложения к постановлению от 21.06.2006г.

Требования мотивирует тем, что постановление администрации г. Красноярска от 21.06.2006г. «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории г. Красноярска» опубликовано в газете «Городские новости» выпуск от 29.06.2006г. Согласно п. 5 Постановления администрации г. Красноярска от 21.06.2006г. Приложением к Постановлению администрации г. Красноярска от 21.06.2006г. утвержден Порядок сноса зеленых насаждений на территории г. Красноярска. Прокурор считает, что отдельные нормы Порядка сноса зеленых насаждений противоречат требованиям действующего законодательства. Пунктом 2.1 Порядка сноса зеленых насаждений установлено, что юридическое или физическое лицо, желающее получить разрешение на снос зеленых насаждений, обращается с письменным заявлением в муниципальное казенное учреждение г. Красноярска «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства». На основании п.2.6 Порядка сноса зеленых насаждений определено, что на основании приказа заместителя руководителя департамента городского хозяйства администрации города по благоустройству Заявитель оплачивает восстановительную стоимость сносимых зеленых насаждений. После предоставления в МКУ «УДИБ» платежного документа об оплате восстановительной стоимости Заявителю выдается разрешение (по форме согласно приложению к настоящему Порядку) на проведение работ по сносу зеленых насаждений. Разрешение на проведение работ по сносу зеленых насаждений действительно в течение одного года с даты его выдачи. По истечении указанного срока разрешение на проведение работ по сносу зеленых насаждений утрачивает силу. Пунктом 1.1 Правил сноса зеленых насаждений установлено, что настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Правилами благоустройства, озеленения, содержания территории и строений города Красноярска. Порядок обязателен для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами любых организационно-правовых форм и форм собственности. Действие Порядка сноса зеленых насаждений противоречит требованиям Земельного кодекса РФ, ГК РФ. Так. согласно ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса» администрация города Красноярска имеется право распоряжаться земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности. В соответствии со ст. 261 ГК РФ, если инее не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законом о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает права других лиц. Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает право органа местного самоуправления каким-либо образом ограничивать права собственника земельного участка. В соответствии со ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативно правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно правовым актам субъектов Российской Федерации.

Просит суд признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1.1, 2.1, 2.6 Приложения 1 к Постановлению администрации города Красноярска от 21.06.2006 «О порядке сноса зеленых насаждений на территории города Красноярска» в части возложения обязанности получения разрешения на снос зеленых насаждений на юридических и физических лиц, являющихся собственниками земельных участков.

Присутствующий в судебном заседании представитель Красноярского природоохранного прокурора - Сухарев МВ (полномочия проверены) иск поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель ответчика администрации г. Красноярска – ФИО1 (доверенность в деле) иск не признала, поддержала отзыв на иск. Просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктами "в" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Принятые по таким предметам ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан.

Как установлено статьями 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 11 и 25 части 1 статьи 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Как установлено в судебном заседании, в целях упорядочения сноса зеленых насаждений и возмещения ущерба при утрате объектов озеленения на территории города Красноярска, разработан Порядок сноса зеленых насаждений на территории города Красноярска, который утвержден постановлением администрации г. Красноярска от 21.06.2006г. «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории г. Красноярска.

Постановление администрации г. Красноярска от 21.06.2006г. «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории г. Красноярска» опубликовано в газете «Городские новости» выпуск от 29.06.2006г.

Согласно п.1.1 Основных положений настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», Правилами благоустройства, озеленения, содержания территории районов города Красноярска. Порядок обязателен для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами любых организационно-правовых форм и форм собственности.

Обращаясь в суд, прокурор считает, что п.1.1, п. 2.1, п. 2.6 Приложения 1 Постановлению администрации города Красноярска от 21.06.2006 «О порядке сноса зеленых насаждений на территории города Красноярска» в части возложения обязанности получения разрешения на снос зеленых насаждений на юридических и физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, противоречат требованиям действующего законодательства.

Суд не может согласиться доводами прокурора, изложенными в административном исковом заявлении по следующим основаниям.

Согласно п. 6.4 Правил благоустройства территории города Красноярска, утвержденных Решением Красноярского городского Совета депутатов от 25.06.2013 установлено, что порядок сноса (пересадки) зеленых насаждений, требования к внешнему виду зеленых насаждений устанавливаются правовыми актами администрации города

В соответствии с пунктом 6.10 Правил благоустройства на территории города Красноярска, занимаемой зелеными насаждениями, запрещается самовольно сносить, повреждать, уничтожать зеленые насаждения.

Согласно п. 2.1 Порядка сноса зеленых насаждений, юридическое или физическое лицо, желающее получить разрешение на снос зеленых насаждений, обращается с письменным заявлением в МКУ «УДИБ».

В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

В силу ст. 10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено понятие территории муниципального образования.

Как следует из части 2 статьи 13 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета от 24.12.1997 № В-62, органы городского самоуправления управляют землями, находящимися в муниципальной собственности, а также осуществляют от имени города Красноярска права владения, пользования, распоряжения указанными землями в рамках их компетенции.

Таким образом, пределы полномочий органов местного самоуправления установлены нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к оспариваемому порядку. Повторное перечисление указанных правовых норм, при принятии соответствующего нормативно-правового акта, не требуется.

Кроме того, в оспариваемых прокурором положениях отсутствуют какие-либо нормы, указывающие на распространение действий акта на земельные участки, принадлежащие физическим и юридическим лицам на праве собственности.

В указанном Порядке сноса зеленых насаждений определена сфера его применения со ссылкой о том, что он распространяется на граждан и юридических лиц любой формы собственности. Указание на формы собственности юридического лица определяет природу образования самого юридического лица в соответствие с п.п. 3, 4 ст. 48 ГК РФ. Определение вида формы собственности юридического лица не влияет на принадлежность данному лицу земельного участка.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы Красноярского природоохранного прокурора о распространение п. 1.1 Порядка сноса зеленых насаждений на территории города Красноярска на земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц не обоснованы.

Пункты 2.2, 2.6 Порядка сноса зеленых насаждений устанавливают требования к перечню документов, необходимых для обращения с заявлением о получении разрешения о сносе зеленых насаждений и порядку оплаты восстановительной стоимости сносимых зеленых насаждений.

Прокурором указано на нарушение ст. 261 ГК РФ, согласно которой собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

При этом ст. 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Вместе с тем, п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на органы местного значения городского округа обязанность организовывать озеленение территории городского округа, обеспечивать использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Указанные нормы права также не устанавливают каких-либо требований в отношение земельных участков, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Следовательно, доводы прокурора о несоответствии п.1.1., п. 1.2, п. 2.6 Порядка сноса зеленых насаждений ст. 261 ГК РФ являются не обоснованными.

На основании выше изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, а именно: пункты 1.1, 2.1, 2.6 Приложения 1 к Постановлению администрации города Красноярска от 21.06.2006 «О порядке сноса зеленых насаждений на территории города Красноярска» в части возложения обязанности получения разрешения на снос зеленых насаждений на юридических и физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, не противоречит нормам в части имеющим большую юридическую силу, оспариваемые нормы отвечают требованиям ясности, определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодателем к ее содержанию. Следовательно, не имеется оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленных Красноярским природоохранным прокурором требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Красноярского природоохранного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Красноярска о признании недействующими пункты приложения к постановлению от 21.06.2006г. – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий: /подпись/ Т. П. Полякова

Копия верна. Судья.