адм. дело № 2а-469/2020 копия
УИД 69RS0032-01-2020-001129-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок 29 июня 2020 года
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Филатовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Раевой Е.С.,
с участием помощника Торжокского межрайонного прокурора Артюшенко Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торжокского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения Торжокского района,
установил:
прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения и возложении обязанности разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения. В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 18, ч.ч. 5, 5.1 ст. 26 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений. Реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений. В соответствии с п.п. 6.1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений (далее - Требования). Согласно п.п. 3, 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учетом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Решением Совета депутатов Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области утвержден Генеральный план сельского поселения. В нарушение вышеуказанных требований градостроительного законодательства органами местного самоуправления Страшевичского сельского поселения программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения до настоящего времени не разработана, что препятствует реализации указанного генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Несоблюдение Страшевичского сельского поселения обязанностей, установленных Градостроительным кодексом РФ, противоречит установленным Градостроительным кодексом РФ целям обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов неопределенного круга граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и свидетельствует о бездействии администрации Страшевичского сельского поселения. Обращение в суд обусловлено защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, так как круг лиц, которые проживают на территории Страшевичского сельского поселения установить невозможно, согласно конституционному праву граждан РФ на свободу передвижения и выбору места жительства. Просит признать незаконным бездействие администрации Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области и обязать администрацию Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Торжокского межрайонного прокурора Артюшенко Д.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, обосновав по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик – администрация Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, глава администрации Страшевичского сельского поселения Баранова Н.Г. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика
Определением суда в качестве заинтересованных лиц по делу привлечены МУ администрация Торжокского района Тверской области, Совет депутатов Страшевичского сельского поселения.
Заинтересованные лица – Совет депутатов Страшевичского сельского поселения, МУ администрация Торжокского района, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Представитель МУ администрация Торжокского района ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив административное исковое заявление, выслушав процессуального истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из ч. 1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18, ч.ч. 5, 5.1 ст. 26 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы поселений. Реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программой комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений разрабатывается органами местного самоуправления поселений, и подлежит утверждению органами местного самоуправления таких поселений, в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений.
Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 утверждены Требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений. В п.п. 3, 8 Требований определено, что программа разрабатывается на срок не менее 10 лет и не более чем на срок действия генерального плана поселения. Мероприятия и целевые показатели, предусмотренные программой, должны быть указаны на первые 5 лет с разбивкой по годам, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Если на момент разработки программы генеральный план реализуется менее 5 лет, программа разрабатывается на оставшийся срок действия генерального плана, при этом мероприятия и целевые показатели указываются с разбивкой по годам в течение первых 5 лет, а на последующий период (до окончания срока действия программы) - без разбивки по годам. Программа должна включать в себя: а) паспорт, который содержит сведения по перечню согласно приложению; б) характеристику существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры (в форме текста); в) план развития поселения, городского округа, план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана; г) перечень мероприятий и целевых показателей, указанных в пункте 5 настоящих требований; д) анализ фактических и плановых расходов на финансирование инвестиционных проектов с разбивкой по каждому источнику финансирования с учётом реализации мероприятий, предусмотренных программой; е) обосновывающие материалы.
Как следует из указанных выше норм, обязанность по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области законом возложена на администрацию Страшевичского сельского поселения, как на орган местного самоуправления.
Решением Совета депутатов Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области от 29 декабря 2017 года № 108 утвержден генеральный план Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области. При этом, в соответствии с сообщением администрации сельского поселения от 18 мая 2020 года № 97 программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры сельского поселения не разработана.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что органом местного самоуправления – администрацией Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области в нарушение действующего градостроительного законодательства программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения не разработана, что препятствует реализации генерального плана поселения и развитию муниципального образования. Обязанность административного ответчика разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения на территории Страшевичского сельского поселения отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, исполнительно-распорядительным органом которого является Совет депутатов Страшевичского сельского поселения. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку непринятие мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения противоречит установленным Градостроительным кодексом РФ целям обеспечения устойчивого развития территорий, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также приводит к нарушению требований федерального законодательства и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории Страшевичского сельского поселения. При этом срок, в течение которого административному ответчику следует предпринять необходимые меры по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселения – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает разумным и достаточным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействие администрации Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области, незаконным.
Обязать администрацию Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры Страшевичского сельского поселения Торжокского района Тверской области.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись А.В. Филатова
Решение в окончательной форме принято 07 июля 2020 года.
Председательствующий подпись А.В. Филатова
Копия верна. Подлинник решения хранится в административном деле № 69RS0032-01-2020-001129-48 (производстве № 2а-469/2020) в Торжокском межрайонном суде Тверской области
Судья А.В. Филатова
адм. дело № 2а-469/2020 копия
УИД 69RS0032-01-2020-001129-48