Дело № 2а-469/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2021 года г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Чижовой Н.А.,
при секретаре Зилёвой Е.В.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика –Представительству Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Представительству Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске о признании решений, бездействия незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Пак В.В. обратился в суд с иском к Министерству иностранных дел Российской Федерации, Представительству Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске о признании решений, бездействия незаконными. В обоснование требований указано, что в начале марта 2020 года он, являясь гражданином Российской Федерации, прибыл с г. Хабаровска (Россия), в котором постоянно проживает, в город Сидней (Австралия).
Одновременно с покупкой билета в город Сидней истцом был приобретен обратный билет на возвращение в Российскую Федерацию на ДД.ММ.ГГГГ В связи с введением ограничительных мер по коронавирусу на территории Российской Федерации были закрыты границы и приостановлено международное сообщение между странами, в связи с чем, вернуться назад в Россию ДД.ММ.ГГГГ истец не имел возможности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 433 было утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) Российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавусной инфекции, в соответствии с пунктом 2 которого была предусмотрена помощь гражданам РФ, которые имеют проездные документы на возвращение в РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в период пребывания на территории иностранного государства, начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
В силу пункта 4 Положения об оказании социальной помощи для получения социальной помощи гражданин Российской Федерации заполняет до ДД.ММ.ГГГГ включительно на едином портале государственных и муниципальных услуг электронную форму заявления об оказании помощи.
В соответствии с пунктом 9 Положения об оказании социальной помощи помощь оказывается гражданам Российской Федерации, в отношении которых принято решение оказании, из расчета 2 400 рублей на одного человека в день.
В силу пункта 6 Положения об оказании социальной помощи по результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или прекращении помощи.
В соответствии с пунктом 10 Положения об оказании социальной помощи оказание помощи осуществляется не позднее чем через 24 часа с момента принятия специально образованной комиссией Министерства иностранных дел РФ решения на основании платежных документов, направляемых Министерством иностранных дел РФ в Федеральное казначейство, для перечисления денежных средств в российских рублях на банковский счет заявителя, открытый в банке Российской Федерации.
Истцом на едином портале государственных и муниципальных услуг была заполнена и подана электронная форма заявления № об оказании социальной помощи.
Комиссией Министерства иностранных дел было принято решение об оказании социальной помощи.
Истцу произведены выплаты в следующих размерах:
Апрель 2020 - <данные изъяты>
Май 2020 - <данные изъяты>;
Июнь 2020 – <данные изъяты> (что соответствует 12 дням);
Июль 2020 – <данные изъяты> (что соответствует 1 дню);
Август 2020 - <данные изъяты>.
Итого общая сумма выплат составила <данные изъяты>, что соответствует 13 дням.
Также в силу пункта 8 Положения об оказании социальной помощи истцом была подана электронная форма заявления № на оказание услуги по регистрации в листе ожидания на авиарейсы в Россию. Ближайший рейс в Россию был предложен на ДД.ММ.ГГГГ, которым истец выехал из Австралии в Россию, и вернулся Россию ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в соответствии с Положением об оказании социальной помощи после принятия решения специально созданной комиссией МИД России истцу должен был оплачен период пребывания за пределами Российской Федерации из расчета <данные изъяты>. за один день, что период с ДД.ММ.ГГГГ (со дня принятия решения) по ДД.ММ.ГГГГ (до дня возращения на территорию Российской Федерации) составляет 114 дней.
Таким образом, размер оказанной социальной помощи должен был составить <данные изъяты>.
Сумма недоплаты социальной помощи составила (<данные изъяты>.
В связи с недоплатой истец обратился на электронную почту Министерства иностранных дел России с обращением, в котором указывал о недоплате. На обращение был дан ответ, что работа Комиссии МИД России была прекращена. Полагает, что указанное обстоятельство не может повлиять на его права на получение социальной помощи, поскольку решение о выплатах своевременно было принято Комиссией МИД, и выплаты должны производиться до дня возвращения в Российскую Федерацию.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с претензией в Министерство иностранных дел РФ и в Представительство МИД РФ в городе Хабаровске.
Министерством иностранных дел РФ и Представительством МИДа РФ в г. Хабаровске были даны ответы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, которыми были приняты решения об отказе в выплате социальной помощи.
Полагает, что данные отказы являются незаконными, и нарушают права и интересы истца.
На основании вышеизложенного просил признать решение об отказе №/дскц от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством иностранных дел РФ и решение об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ, Представительством МИДа РФ в г. Хабаровске, незаконными.
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял требования иска, согласно последней редакции просил суд признать решение об отказе №/дскц от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Министерством иностранных дел РФ и решение об отказе № от ДД.ММ.ГГГГ, Представительством МИДа РФ в г. Хабаровске, незаконными; признать незаконным бездействие Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в частичной невыплате социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в качестве выплат российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В судебное заседание истец не явился о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, обеспечил участие в судебном заседании своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании требования иска и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала, суду пояснила, что выбор способа защиты права принадлежит истцу, который избрал способ защиты принадлежащего ему права путём обжалования незаконно принятых ответчиками решений. Требовать в дальнейшем осуществления материальной выплаты также считает правом истца.
Представитель ответчика – Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске не является надлежащим ответчиком по данному спору, поскольку принятие решения об оказании социальной помощи не находится в компетенции Представительства, которое давая ответ истцу, руководствовалось ранее данном истцу ответом Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросу обращения о предоставлении социальной помощи. Просил в иске отказать.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, извещенное о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, возражений по существу заявленного требование суду представило, настаивая на передаче дела по подсудности.
Суд с учётом положений ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что вопрос о подсудности спора ранее разрешен судом, основания для дальнейшего отложения дела рассмотрением отсутствуют, полагал возможным рассматривать дело в отсутствие не явившимся сторон.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика – Представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ч.1, 6 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 утверждено Положение об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее Положение).
Пунктом 6 Положения установлен срок его действия со дня вступления в силу и до ДД.ММ.ГГГГ включительно.
В силу п. 1 Положения (в ред. действовавшей на момент обращения истца) в случае отсутствия возможности возвращения граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции гражданам Российской Федерации, находящимся на территории иностранного государства, Министерство иностранных дел Российской Федерации оказывает социальную поддержку (помощь) (далее - помощь).
Согласно п. 2 (Положения) помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
В силу п. 4 Положения для получения помощи гражданин Российской Федерации заполняет на едином портале государственных и муниципальных услуг электронную форму заявления об оказании помощи согласно приложению (далее соответственно - заявитель, заявление).
В соответствии с п. 5 Положения при рассмотрении заявления:
а) проверяется достоверность изложенных в заявлении фактов;
б) выясняются обстоятельства пребывания заявителя на территории иностранного государства (цель поездки, наличие визы, условия пребывания и т.п.).
По результатам проверочных мероприятий специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации в течение 24 часов принимает решение об оказании, отказе или о прекращении помощи (п. 6 Положения).
Помощь оказывается гражданам Российской Федерации, в отношении которых принято решение о ее оказании, из расчета 2400 рублей на одного человека в день. На ребенка в возрасте до 14 лет помощь оказывается в размере 1600 рублей в день (п. 9 Положения).
В силу п. 10 Положения оказание помощи осуществляется не позднее чем через 24 часа с момента принятия специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации решения на основании платежных документов, направляемых Министерством иностранных дел Российской Федерации в Федеральное казначейство, для перечисления денежных средств в российских рублях на банковский счет заявителя, открытый в банке Российской Федерации.
Расходы на оказание помощи осуществляются за счет бюджетных ассигнований, выделенных Министерству иностранных дел Российской Федерации на указанные цели (п.11).
Специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации может принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем заведомо ложных сведений или в случае повторной подачи заявления (п. 12).
Установлено, что гражданин Российской Федерации Пак В.В., проживающий в г. Хабаровске и на ДД.ММ.ГГГГ находящийся в г. Сидней, Австралия, имел проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ, то есть установленный Положением период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Возможность возвращения истца на территорию Российской Федерации отсутствовала в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции.
ДД.ММ.ГГГГ истец Пак В.В. в установленном порядке обратился путем заполнения на едином портале государственных и муниципальных услуг электронной формы заявления об оказании помощи согласно приложению, за получением установленной Положением социальной помощи.
Указанное заявление рассмотрено Министерством иностранных дел Российской Федерации и по нему принято решение об оказании помощи частично за 13 календарных дней пребывания на территории иностранного государства, с чем истец не согласен, оспаривая решение МИД РФ.
Как установлено в судебном заседании истец возвратился в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, время пребывания на территории иностранного государства составило с момента обращения по дату убытия (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) 114 дней.
Отвечая на обращение истца, Министерство иностранных дел Российской Федерации дало разъяснение от ДД.ММ.ГГГГ о том, что достоверность указанных истцом в обращении данных не была подтверждена проверочными мероприятиями по линии МВД, однако дополнительные проверочные мероприятия стали основанием для начисления денежных средств за 13 календарных дней, также сослалось на истечение срока действия Положения.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 2 Положения предусматривалось право на получение социально помощи за период пребывания на территории иностранного государства с даты, указанной в проездных документах на возвращение в Российскую Федерацию, до возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
В последующем в пункт 2 Положения Постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 N 787 внесены изменения предусматривающие, что помощь оказывается за период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации.
Вместе с тем, принятый к расчету в отношении истца Пак В.В. период оказания социальной помощи не соответствует ни одной из указанных редакций.
В силу п. 12 Положения основанием для отказа в помощи являлось: представление заявителем личных данных, не подтвержденных проверочными мероприятиями Министерства внутренних дел Российской Федерации, либо заведомо ложных сведений, а также в случае повторной подачи заявления, за исключением внесения корректировок в ранее поданное заявление, в котором были допущены ошибки.
На момент обращения данный пункт действовал в редакции: «Специально образованная комиссия Министерства иностранных дел Российской Федерации может принять решение об отказе в помощи в случае представления заявителем заведомо ложных сведений или в случае повторной подачи заявления».
Не смотря на неоднократные требования суда доказательств и сведений о том, какие именно обстоятельства послужили основанием для частичного отказа истцу в предоставлении социальной помощи ответчиками суду не представлено и имеющиеся материалы дела данных сведений не содержат.
Вместе с тем, из представленных материалов дела следует, что пребывание истца на территории иностранного государства было вынужденным, поскольку из-за ограничительных мер отсутствовала возможность возвращения в Российской Федерации, и непрерывным.
Обращение имело место в установленные сроки, в период действия Положения до возвращения истца на территорию Российской Федерации.
В связи с чем суд не находит законных оснований для отказа истцу в предоставлении социальной помощи в полном объёме, согласно порядку установленному Положением.
При этом факт обращения истца с жалобой в Министерство иностранных дел Российской Федерации и с исковым заявлением в суд, по истечении срока действия Положения, не может рассматриваться как основание для прекращения наступившего у гражданина права на получение социальной помощи, исполнившего обязанность по соблюдению заявительного порядка на реализацию данного права своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах требование истца о признании незаконным отказа Министерства иностранных дел Российской Федерации в доплате ФИО3 социальной помощи, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным; признании незаконным бездействие Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в частичной невыплате социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в качестве выплат российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции следует признать обоснованным.
Что касается требований предъявленных к Представительству Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске суд полагает, их не подлежащими удовлетворению, поскольку обязанность по оказанию социальной поддержки (помощь) гражданам, не имеющим возможности вернуться на территорию Российской Федерации в связи с реализацией Российской Федерацией мер по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, возложена Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 433 на Министерство иностранных дел Российской Федерации. Прав истца Представительством Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске какими-либо решениями, действиями (бездействием) в связи с обращением истца за предоставлением социальной помощи по вышеуказанному вопросу не нарушено.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично: признать отказ Министерства иностранных дел Российской Федерации в доплате ФИО3 социальной помощи, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, выраженный в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным.
Признать незаконным бездействие Министерства иностранных дел Российской Федерации, выразившееся в частичной невыплате социальной помощи, предусмотренной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ в качестве выплат российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В удовлетворении требований к Представительству Министерства иностранных дел Российской Федерации в городе Хабаровске отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 01.06.2021 в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска путём подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.А. Чижова