ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-469/2022КОПИ от 05.04.2022 Чайковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-469/2022 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 апреля 2022 года г. Чайковский

Чайковский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шлегель А.Н.,

при секретаре Бурнышевой Д.Г.,

с участием представителя административного истца Чупиной М.И.

представителя административного ответчика Крыловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бузиловой З.П. к Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании незаконными действий по определению налоговой базы налога на имущество физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Бузилова З.П. обратилась в суд с административным иском Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании незаконными действий по определению налоговой базы налога на имущество физических лиц за 2020 год.

Требования мотивированы тем, что она является собственником нежилых помещений <данные изъяты>. расположенных по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ она получила налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ от Межрайоной ИФНС России № 18 по Пермскому краю с расчетом налога на имущество физических лиц по <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Межрайонную ИФНС № 18 по Пермскому краю с жалобой в связи с неверным применением п.1 ст. 402 НКРФ. В ответ на жалобу от МИФНС № 18 по Пермскому краю сослались на Письмо Минфина России от 13.03.2017 № 03-05-04- 01/13780, мотивируя включение помещений в состав здания с кадастровым

ДД.ММ.ГГГГ в адрес УФНС России по Пермскому краю Бузиловой З.П. направлена жалоба на налоговое уведомление, в которой просила признать неправомерными действия налогового органа по определению налоговой базы за 2020 года в отношении объектов с кадастровыми в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, произвести перерасчет за 2020 год.

ДД.ММ.ГГГГ от УФНС России по Пермскому краю получено решение об отказе в удовлетворении жалобы, с которым она не согласна.

Ссылаясь на нормы постановления Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874-п «Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» считает, что помещения с вышеуказанными номерами, содержащимися в ЕГРН, в Перечне отсутствуют.

Права у налогового органа на переход на исчисление налога на имущество и применении диапазона ставок при определении налоговой базы по налогу на имущество на данные помещения исходя из кадастровой стоимости недвижимости, не имелось. Ставка налога применена неверно, т.к. должны быть 0,5 % как в отношении прочих объектов налогообложения, поскольку объекты не являются административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) и помещениями в них, нежилыми помещениями используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания.

В уведомлениях по налогу на имущество физических лиц за 2018-2019 гг. была применена в качестве налоговой базы кадастровая стоимость (К), налоговый орган неправомерно не применил понижающий коэффициент 0,6 в 2020 году.

Полагает, что расчет налога на имущество должен быть следующим:

(кадастровый номер, доля в праве, кадастровая стоимость, налоговая ставка, количество месяцев, понижающий коэффициент, сумма).

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Принадлежащие ей помещения не являются административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и поэтому расчет налога должен быть произведен исходя из кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости объектов, а не по кадастровой стоимости.

Согласно техническим паспортам ДД.ММ.ГГГГ помещение площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки представляет собой отдельно стоящее здание магазина с отдельным входом, торговый зал <данные изъяты>., а помещение площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ постройки представляет собой пристрой к магазину, как складское помещение площадью <данные изъяты> кв. м. Напротив находится магазин <данные изъяты>», согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым площадь здания составляет <данные изъяты> кв.м., представляет собой торговый центр, имеет отдельный вход, не относится к помещениям истца.

Помещения не входят в состав объекта с кадастровым , поэтому, кадастровая стоимость для расчета налога на имущество не может быть применена в таком размере, как в уведомлении.

Завышенный налог, рассчитанный ответчиком, нарушает права и законные интересы истца, т.к. уведомление противоречит Закону Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК, Постановлению Правительства Пермского края от 28.11.2019 № 874/п «Об определении на 2020 год на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», Решению Чайковской городской Думы от 24.10.2018 № 45 в редакции от 20.05.2020 № 373 «Об установлении налога на имущество физических лиц на территории Чайковского городского округа».

Просит признать незаконными действия ИФНС № 18 по Пермскому краю по определению налоговой базы за 2020 год в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми , расположенные по адресу: <адрес>.

Административный истец Бузилова З.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, настаивая на иске, просила рассмотреть дело с участием ее представителя Чупиной М.И.

Представитель административного истца Чупина М.И. исковые требования поддержала по доводам заявления, повторно привела их суду, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Крылова О.А. иск не признала, письменные возражения приобщены к материалам административного дела.

Заинтересованное лицо Управление ФНС по Пермскому краю (привлеченное к участию в деле протокольным определением) извещено надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя, письменные возражения приобщены к делу.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Исчисление налога на имущество физических лиц производится в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальноых образований.

Согласно ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п. 1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На территории Пермского края налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения с 01.01.2018 определяется исходя из их кадастровой стоимости в соответствии с законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов.

В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 16 октября 2015 года N 848-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Пермского края и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края уполномочено органом исполнительной власти Пермского края на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Правительство Пермского края постановлением от 28 ноября 2019 года № 874-п "Об определении на 2020 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год (вступило в силу с 01 января 2020 года).

Решением Думы Чайковского городского округа Пермского края от 24.10.2018 № 45 установлен налог на имущество физических лиц на 2020 год, согласно пунктом 3 которого, на территории Чайковского городского округа на объекты налогообложения, включенные в Перечень, в 2020 году налоговые ставки установлены в размере 1,8 процента.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно информации и выпискам из ЕГРН Бузилова З.П. является собственником нежилых помещений: <данные изъяты>

При этом, помещения с кадастровыми номерами расположены в здании с кадастровым , площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу <адрес>. (л.д. 27-32).

Объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым , категория - земли населенных пунктов, вид использования земель: для размещения объектов торговли.

Межрайонной ИФНС №18 за 2018 г. исчислен налог, в том числе на имущество физических лиц: в отношении объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей, в отношении объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей, в адрес Бузиловой З.П. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.

За 2019 исчислен налог, в том числе на имущество физических лиц: в отношении объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рубля, в отношении объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рубля, в адрес Бузиловой З.П. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ

За 2020 исчислен налог, в том числе на имущество физических лиц: в отношении объекта с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей, в отношении объекта с кадастровым номером в размере <данные изъяты> рублей, в адрес Бузиловой З.П. направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 24-26).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение Бузиловой З.П. административным ответчиком разъяснено, что объект недвижимости, в состав которого входят помещения с кадастровыми , имеет кадастровый и включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 №874-п.

Решением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Бузиловой З.П. на налоговое уведомление оставлена без удовлетворения.

Оспаривая действия ИФНС №18 по Пермскому краю по определению налоговой базы за 2020, административный истец ссылается на необоснованность начисления налога исходя из того, что принадлежавшие ей помещения не являются административно-деловым центром или торговым центром (комплексом). В судебном заседании представитель административного истца сообщила, что объект с кадастровым является торговым объектом, а с используется как склад.

Однако, эти доводы опровергаются сведениями ЕГРН, согласно которым объекты с кадастровыми являются помещениями здания с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, торгового назначения.

Данный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 №874-п - пункт 2022 таблицы №1 Приложения, который не действующим в судебном порядке не признан. Соответствующий режим налогообложения распространяется как на административно-деловой центр и торговые центры (комплексы) и помещения в них в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном перечне.

Таким образом, налог на имущество в отношении спорных объектов, принадлежащих Бузиловой З.П., за 2020 год исчислен исходя из кадастровой стоимости и ставки налога в размере 1, 8 %.

Исчисление налога на имущество Бузиловой З.П. произведено Инспекцией в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, прав налогоплательщика, обязанного его уплачивать не нарушает.

Несостоятельной является ссылка представителя административного истца на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости является завышенной,

Административный истец, ссылаясь на завышенность кадастровой стоимости, доказательств иного ее размера не представила.

При этом истец с целью удостовериться в том, что ИФНС при расчете налога использовала верную кадастровую стоимость объекта, информацию о ней по состоянию на 1 января мог узнать на сайте Росреестра, в том числе в личном кабинете, или направив запрос о предоставлении выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости в ФКП Росреестра (в том числе в электронной форме через сайт Росреестра), или через МФЦ. Выписка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно по запросам любых лиц.

Оснований не доверять представленным налоговым органом сведениям и документам о кадастровой стоимости, учитывая, что сведения об имуществе налогоплательщиков налоговые органы получают от территориальных отделений Росреестра (п. п. 4, 13 ст. 85, п. 2 ст. 408 НК РФ), у суда не имеется.

В случае несогласия с кадастровой стоимостью недвижимости, административный истец не лишен права оспорить указанные обстоятельства в соответствии с требованиями главы 25 КАС РФ, регулирующими производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Налоговая база в отношении объектов налогоплательщика определена из кадастровой стоимости, а подтверждающие ее изменение документы не представлены, при этом, административный истец не лишен возможности повлиять на величину налоговой базы, обратившись с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд.

Ошибочным является довод о том, что налоговая база должна быть определена исходя из инвентаризационной стоимости, поскольку налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, внесенной в ЕГРН и подлежащей применению с 1 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 403, ст. 405 НК РФ).

С 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц по инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не производится (ч. 3 ст. 5 Закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ; Информация ФНС России).

Довод о применении понижающего коэффициента за спорный налоговый период 2020 судом не принимается, поскольку исключением для этого являются объекты торгово-офисного назначения (п. 8.1 ст. 408 НК РФ), к коим отнесены объекты истца. Доказательств иного не представлено.

Вопреки убеждению административного истца, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 28.11.2019 N 874-п, содержит в себе Таблицу 1 - перечень зданий (строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В указанный Перечень включено здание с кадастровым , расположенное по адресу: <адрес>, под номером 2022, а согласно выпискам ЕГРН в него входят принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми

Следовательно, нарушений при исчислении налоговым органом налога и направлении соответствующего налогового уведомления не допущено.

Довод о проведении осмотра объектов недвижимости при исчислении налоговой базы не основан на законе.

Представленное суду представителем административного истца письмо ФНС носит исключительно справочный (рекомендательный, а не обязательный) характер, в связи с чем, правового значения для разрешения спора не имеет.

Таким образом, оспариваемые действия совершены налоговым органом в пределах своей компетенции, закону не противоречит и прав и законных интересов административного истца в отношении которой имелись основания для исчисления имущественного налога, не нарушает.

Поскольку совокупность двух условий, предусмотренных ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом не установлена, поэтому оснований для удовлетворения требований не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бузиловой З.П. к Межрайонной ИФНС № 18 по Пермскому краю о признании незаконными действий по определению налоговой базы налога на имущество физических лиц за 2020 год в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов недвижимого имущества с кадастровыми , расположенных по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/ А.Н. Шлегель

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года.

«КОПИЯ ВЕРНА»

подпись судьи ___________________________________

А.Н. Шлегель

Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края

_____________________

Д.Г. Бурнышева

«_____» _____________ 20__ г

Решение _______________ вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в деле № 2а-469/2022

УИД 59RS0040-01-2022-000629-48

Дело находится в производстве

Чайковского городского суда Пермского края