ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-469/2023 от 01.08.2023 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-469/2023

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

01 августа 2023 года п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Воротниковой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,

с участием административного истца – заместителя прокурора Чернышевского района Шведко А.В.,

административного ответчика – Петрук Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чернышевского района к главе сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В., Совету сельского поселения «<данные изъяты> о признании незаконным бездействия Совета сельского поселения <данные изъяты> выразившегося в непринятии мер по противодействию коррупции, досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернышевского района обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в отношении главы сельского поселения <данные изъяты>», в ходе которой установлено, что постановлением участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГПетрук Т.В. избрана на должность главы сельского поселения <данные изъяты> по результатам выборов. В соответствии с ч.1 ст.38 Устава сельского поселения <данные изъяты> глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения <данные изъяты> и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В июле 2021 года в связи с паводковыми явлениями в <адрес> пострадал приусадебный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий Петрук Т.В..

Петрук Т.В. как глава сельского поселения <данные изъяты> являлась председателем комиссии по обследованию жилых помещений и земельных участков, пострадавших от паводковых явлений.

ДД.ММ.ГГГГПетрук Т.В. написала заявление на свое имя как главы сельского поселения о включении ее, а также членов семьи, проживающих с ней по адресу: <адрес> (сожитель В.В.В., сын П.Д.С.) в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий жизнедеятельности для получения выплаты в размере 10 000 руб. на каждого проживающего.

Петрук Т.В. как председателем комиссии ДД.ММ.ГГГГ составлено заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, согласно которому Петрук Т.В. и члены ее семьи (сожитель В.В.В., сын П.Д.С.) являются пострадавшими от паводка (подтоплены дворовые постройки, земельный участок, в подполье вода, грибок). Указанное заключение подписано и утверждено Петрук Т.В. как председателем комиссии.

После направления списка в администрацию муниципального района «Чернышевский район» Петрук Т.В. и членами ее семьи В.В.В. и П.Д.С. получена материальная помощь в виде денежных средств в размере 10 000 рублей на человека, всего 30 000 рублей. Денежными средствами Петрук Т.В. распорядилась по своему усмотрению, потратив их на личные нужды.

В комиссию по урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района «Чернышевский район» письменное уведомление о возникновении конфликта интересов Петрук Т.В. не направила. В Совет сельского поселения <данные изъяты> о возникновении конфликта интересов не сообщила, мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов самоотводу Петрук Т.В. не принято.

В 2021 году своими умышленными и целенаправленными действиями глава сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. допустила возникновение конфликта интересов, мер направленных на его урегулирование не приняла. Утверждая и подписывая заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате паводковых явлений, которым зафиксирован факт нарушения условий жизнедеятельности на принадлежащем ей приусадебном участке, а также в доме, Петрук Т.В. допустила возникновение ситуации, при которой ее личная заинтересованность повлияла или могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение своих должностных обязанностей. П.Д.С., приходящийся главе сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. сыном, то есть близким родственником, а также В.В.В. являющийся ее сожителем, а также она сама получили доход в виде денег (единовременная материальная помощь в связи с нарушением условий жизнедеятельности в размере 30 000 руб.). При этом сама Петрук Т.В. объективно не была лишена возможности принять меры на урегулирование конфликта интересов, делегировав полномочия по согласованию и утверждению всех необходимых документов для получения материальной помощи иному должностному лицу.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в Совет сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. в связи с утратой доверия.

ДД.ММ.ГГГГ на внеочередном заседании Совета депутатов сельского поселения «<данные изъяты> представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, принято решение об объявлении главе сельского поселения <данные изъяты> выговора.

Просит признать бездействие Совета сельского поселения <данные изъяты> выразившееся в непринятии мер по противодействию коррупции, незаконным. Прекратить полномочия главы сельского поселения <данные изъяты>» Петрук Т.В. досрочно на основании п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора Чернышевского района Шведко А.В. иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Петрук Т.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что с ДД.ММ.ГГГГ она ушла в отставку по собственному желанию. Она действительно являлась председателем комиссии по обследованию условий жизнедеятельности граждан в результате произошедшей чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, утверждала как глава местной администрации заключения об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности, в том числе в отношении самой себя и своих родственников – мужа В.В.В. и сына П.Д.С.. При этом подавая заявление о включении в списки на оказание мер социальной поддержки на свое имя как главы сельского поселения <данные изъяты> она действовала как обычный житель <адрес>. который пострадал от паводка. На основании подписанных ею документов она и члены ее семьи – муж В.В.В. и сын П.Д.С. получили материальную помощь в виде денежных средств в размере 10 000 руб. на человека, всего 30 000 руб. Денежными средствами они распорядились по своему усмотрению, потратив их на личные нужды. Комиссию по урегулированию конфликта интересов администрации муниципального района «Чернышевский район» и Совет сельского поселения <данные изъяты> о возникновении конфликта интересов не уведомляла, мер к предотвращению и урегулированию конфликта интересов, самоотводу не предпринимала, поскольку не считает, что данные обстоятельства свидетельствовали о конфликте интересов, поскольку она является таким же жителем села как и все, пострадавшим от паводка. При этом каких-либо нарушений в оформлении документов должностными лицами администрации муниципального района и органов соцзащиты выявлено не было, ей на ошибочность проведения проверки в отношении себя и подписании собой документов не указывалось. В должности главы сельского поселения пребывает в течение 8 лет, ей известно об антикоррупционных мерах, в период чрезвычайной ситуации у нее была возможность сообщить в администрацию муниципального района и в Совет сельского поселения о возможном конфликте интересов, однако она об этом не задумывалась, поскольку выплаты, полученные ею, положены ей и членам ее семьи в соответствии с законом.

Представитель Совета сельского поселения <данные изъяты>З.Е.А. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ с административным исковым заявлением прокурора не согласилась, указав, что Петрук Т.В. добросовестно исполняла свои должностные обязанности. Принадлежащий ей земельный участок обследовался комиссионно и подписан не только ею, но и всеми членами комиссии. Почему Советом сельского поселения <данные изъяты> принято решение об объявлении Петрук Т.В. выговора, а не прекращении ее полномочий как главы сельского поселения досрочно, пояснить не может.

Свидетель Б.Т.Т. в судебном заседании пояснил, что осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Чернышевского района, охарактеризовал Петрук Т.В. как добросовестного руководителя, не позволяющего себе осуществление поступков коррупционной направленности, желает, чтобы она продолжила занимать пост главы сельского поселения «Утанское».

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, оценив доводы представленные истцом и ответчиками, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 28 Устава сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Чернышевский район» глава сельского поселения «Чернышевское» является высшим должностным лицом сельского поселения, избираемым на муниципальных выборах на срок 5 лет, возглавляющим администрацию сельского поселения и наделен полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 4.1 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу абзацев 17 и 20 ч.1 ст.2 Федерального закона № 131-ФЗ, как выборное должностное лицо местного самоуправления, глава сельского поселения <данные изъяты> относится к лицам, замещающим муниципальную должность.

Частью 4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрены обязанности лиц замещающих муниципальные должности, сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

При этом, в силу ч.2 ст.10 названного Федерального закона под личной заинтересованностью понимается в частности возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим муниципальным служащим, а также лицами, состоящими в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей) с должностным лицом, обязанным принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязан уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Согласно ч.6 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия, в том числе, в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

В силу п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В соответствии с подпунктами 16 и 17 пункта 5 ст.28 Устава сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Чернышевский район» полномочия главы городского поселения прекращаются досрочно в случае несоблюдение ограничений установленных Федеральным законом № 131-ФЗ, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Петрук Т.В. являлась главой сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «Чернышевский район» на основании постановления избирательной комиссии сельского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по результатам выборов главы сельского поселения проведенных ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно копии паспорта Петрук Т.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального района «<адрес>» с 09 часов ДД.ММ.ГГГГ на территории Чернышевского района в том числе в границах сельского поселения «<данные изъяты> введен режим чрезвычайной ситуации в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Чернышевского района и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление населенных пунктов муниципального района «<адрес>».

Постановлением главы сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия для рассмотрения заявлений поступивших от граждан, о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в сельском поселении <данные изъяты> МР «<адрес>». Председателем комиссии назначена глава администрации сельского поселения <данные изъяты>» Петрук Т.В..

Постановлением Главы Администрации муниципального района «Чернышевский район» от ДД.ММ.ГГГГ, определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городских и сельских поселениях муниципального района «Чернышевский район». Согласно п.1.11 указанного постановления <адрес> включена в границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация».

ДД.ММ.ГГГГПетрук Т.В. как председателем комиссии подписано заключение об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина Петрук Т.В. и членов её семьи – мужа В.В.В. и сына Петрук Т.В., проживающих по адресу: <адрес>1, в результате сильных проливных дождей.

Это же заключение утверждено Петрук Т.В.ДД.ММ.ГГГГ как главой местной администрации.

В судебном заседании ответчик Петрук Т.В. пояснила, что обследование условий жизнедеятельности действительно произведено комиссией под ее председательством ДД.ММ.ГГГГ, при этом постановление о создании комиссии вынесено ДД.ММ.ГГГГ ввиду большого объема работы и сокращенных сроков принятия мер в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей Д.Л.В. и И.О.В. суду показали, что в период возникновения чрезвычайной ситуации на территории сельского поселения <данные изъяты>» они в составе комиссии совместно с Петрук Т.В. обследовали земельный участок и жилой дом, принадлежащий Петрук Т.В., по результатам обследования ими было подписано заключение, которое впоследствии было утверждено главой поселения. Каких-либо сведений о неправильности оформления документов в отношении имущества Петрук Т.В. из Центра социальной защиты населения не поступало. Полагают, что Петрук Т.В. справлялась с обязанностями главы сельского поселения и ввиду большой загруженности из-за возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости принимать срочные решения, вопросами об ошибочности действий при обследовании своего же земельного участка и дома не задавалась.

ДД.ММ.ГГГГПетрук Т.В., являясь главой сельского поселения <данные изъяты> подала заявление на имя главы сельского поселения о включении ее и членов ее семьи П.Д.С., В.В.В. в список на оказание единовременной материальной помощи.

Согласно сообщению Чернышевского отдела ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения», единовременную материальную помощь в связи с нарушением жизнедеятельности в результате паводковых явлений на территории Чернышевского района в 2021 году получили Петрук Т.В., П.Д.С., В.В.В., в сумме 10 000 руб. каждый.

Из сообщения врио главы муниципального района «<адрес>» М.С.А. следует, что в администрации муниципального района «Чернышевский район» комиссия по урегулированию конфликта интересов действует с 2011 года. В 2021 году глава сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. в связи с возникшим конфликтом интересов, обусловленным установлением факта нарушений условий жизнедеятельности в результате паводковых явлений на принадлежащем ей приусадебном участке, получением единовременной материальной помощи ей и членам ее семьи в комиссию не обращалась.

Согласно акту внеплановой проверки соблюдения целевого и эффективного использования бюджетных ассигнований, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации по распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р в целях предоставления иного межбюджетного трансферта бюджету Забайкальского края для возмещения расходов, понесенных бюджетом Забайкальского края на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2021 года, проведенной комиссией МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ, установлено следующее. Не соблюдение требований законодательства Российской Федерации по предотвращению конфликта интересов при исполнении обязанностей государственной (муниципальной) службы. Общая сумма оказанной материальной и финансовой помощи в условиях отсутствия соблюдения антикоррупционного законодательства составила 20 000 рублей. В ходе анализа представленных документов по выплатам гражданке Петрук Т.В. и членам ее семьи П.Д.С. по 10 000 рублей установлено, что Петрук Т.В. является главой сельского поселения «Утанское» и в качестве председателя комиссии подписала и утвердила заключение (пункт 5).

В силу ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Петрук Т.В. являясь главой сельского поселения «<данные изъяты> по своей инициативе вмешалась в деятельность комиссии по установлению факта нарушения условий своей жизнедеятельности и жизнедеятельности членов своей семьи, при наличии явного конфликта интересов, сама от имени главы сельского поселения оформила документы для получения материальной помощи для себя и членов своей семьи – сожителя и сына, что суд расценивает как коррупционное правонарушение, предусмотренное Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

К доводам ответчика о том, что в ее действиях конфликт интересов отсутствовал, поскольку она является таким же как и все жителем села, суд относиться критически, поскольку Петрук Т.В. наделена полномочиями по разрешению вопросов местного значения и является лицом обладающим властными полномочиями, в том числе в сфере принятия решений о признании граждан пострадавшими вследствие возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ бремя доказывания отсутствия вины лежит на административном ответчике. Главой сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. убедительных доводов, оправдывающих её в совершении коррупционных правонарушений, не представлено.

При таком положении суд приходит к выводу, что нарушения законодательства о противодействии коррупции, допущенные главой сельского поселения «Утанское» в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и подпункта 17 пункта 5 ст.28 Устава сельского поселения <данные изъяты> муниципального района «<адрес>» являются основанием для досрочного прекращения её полномочий за неисполнение установленных законом ограничений, связанных с замещением муниципальной должности.

По фактам выявленных нарушений прокурором ДД.ММ.ГГГГ в адрес Совета сельского поселения <данные изъяты> внесено представление о несоблюдении главой сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. антикоррупционных требований в целях принятия мер по устранению выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции, а именно досрочном освобождении от должности в связи с утратой доверия.

ДД.ММ.ГГГГ решением Совета депутатов сельского поселения <данные изъяты> (группой депутатов численностью 2/3 от установленной численности депутатов Совета сельского поселения <данные изъяты> принято решение о принятии мер по устранению выявленных нарушений в виде выговора, с оставлением главы сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. в прежней должности.

Вместе с тем, действующим законодательством порядок привлечения выборного должностного лица к ответственности с объявлением выговора за совершение коррупционных правонарушений, связанных с наличием конфликта интересов, не предусмотрен.

Согласно ст.70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Статьёй 3 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений, приоритетном применение мер по предупреждению коррупции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (ч.4 ст.5 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, согласно пп. «е» п. 9 которой, она реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации.

Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений является одним из основных принципов противодействия коррупции (п.4 ч.1 ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ).

Неисполнение требований законодательства о противодействии коррупции противоречит ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации.

При наличии установленных фактов нарушения главой сельского поселения <данные изъяты> муниципального образования «Чернышевский район» Петрук Т.В. законодательства о противодействии коррупции, являющихся основанием для прекращения её полномочий, Совет сельского поселения <данные изъяты> муниципального образования «Чернышевский район» своим решением об оставлении Петрук Т.В. в прежней должности и в последующем принятии ее отставки по собственному желанию, не исполнил требования, установленные подп. 17 п.5 ст.28 Устава городского поселения <данные изъяты> муниципального района «Чернышевский район», Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципов организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора, что своим бездействием Совет сельского поселения фактически исключил возможность наступления ответственности главы сельского поселения Петрук Т.В. за несоблюдение ею ограничений, запретов, и не исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции», чем нарушены права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения «<данные изъяты>

Коллективные обращения жителей сельского поселения <данные изъяты> на имя врио главы муниципального района «Чернышевский район» с просьбой оказания содействия в восстановлении Петрук Т.В. в должности и возможности участвовать в выборах, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора с учетом установленных обстоятельств по делу.

Указание административного ответчика на то, что единовременная материальная помощь в связи с нарушением условий жизнедеятельности в результате паводковых явлений на территории Чернышевского района в 2021 году положена ей и членам ее семьи как жителям села, пострадавшим от последствий чрезвычайной ситуации, отсутствии умысла на незаконное присвоение этих денежных средств и не сообщения должностных лиц Центра социальной защиты о допущенных ею нарушениях при оформлении документов, не опровергают выводы о том, что ответчик являясь выборным должностным лицом обязана соблюдать установленные законом ограничения и запреты, и исполнять обязанности, установленные Федеральным законом №273-ФЗ «О противодействии коррупции», поэтому не освобождали ее от обязанности предпринять меры к урегулированию конфликта интересов, учитывая, что объективная возможность для этого у ответчика имелась.

Не влияют на решение суда и доводы административного ответчика об уходе в отставку по собственному желанию, поскольку существенное значение в данном случае имеет формулировка основания прекращения полномочий должностного лица..

При таком положении суд находит административный иск законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Принимая во внимание характер установленных судом нарушений законодательства о противодействии коррупции, при исполнении главой сельского поселения Петрук Т.В. своих полномочий, уход в отставку по собственному желанию, а также с учетом обеспечения прав неопределенного круга лиц, интересов сельского поселения <данные изъяты> на своевременное проведение выборов главы поселения, суд считает разумным и необходимым установить срок для исполнения требований с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административный иск прокурора Чернышевского района удовлетворить.

Признать бездействие Совета сельского поселения <данные изъяты> выразившееся в непринятии мер по противодействию коррупции, незаконным.

Прекратить полномочия главы сельского поселения <данные изъяты>Петрук Т.В. досрочно на основании пункта 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.И. Воротникова