ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-46/18 от 05.02.2018 Заринского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-46/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 февраля 2018 г. г. Заринск

Заринский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Чубуковой Л.М.

при секретаре Ковтун Е.С.

с участием прокурора Коршуновой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску

Мишуковой Е. А. к Корчагиной М. Г., муниципальному образованию Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края, Собранию депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края, избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края о признании действий незаконными, отстранения от должности, возложении обязанности принять меры к назначению повторных выборов,

у с т а н о в и л:

Мишукова Е.Н. обратилась в суд с административным иском к Корчагиной М. Г., Собранию депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края, избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края.

В иске просила: признать действия Корчагиной М. Г. по вступлению в должность главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края незаконными; отстранить от должности главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края Корчагину М. Г.; обязать муниципальную избирательную комиссию Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края принять меры к назначению повторных выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовета Заринского района Алтайского края.

В обоснование требований указала, что 10 сентября 2017 года на территории муниципального образования ( далее - МО) Хмелевский сельсовет состоялись выборы главы муниципального образования, в которых она, административный истец, принимала участие, как кандидат на должность главы.

12.09.2017 решением муниципальной избирательной комиссии Корчагина М.Г. была зарегистрирована главой муниципального образования Хмелевский сельсовет.

15.09.2017 решением Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края Корчагина М.Г. была признана главой муниципального образования.

21.09.2017 муниципальная избирательная комиссия отменила свое решение от 12.09.2017 «О регистрации главой муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края Корчагину М.Г.», поскольку Корчагина М.Г. нарушила требования ст. 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, так как, будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, в пятидневный срок после ее извещения о результатах выборов, не предоставила в избирательную комиссию документа об освобождении ее от обязанностей, несовместимых с замещением должности главы, либо копий документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Таким образом, решением Собрания депутатов Хмелевского сельсовета от 15.09.2017 за Корчагина М.Г. была приведена к должности главы муниципального образования с нарушением норм закона.

На основании ст. 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве при сложившихся обстоятельствах избирательная комиссия должна была отменить свое решение о признании кандидата избранным главой муниципального образования и назначить повторные выборы. Однако до настоящего времени повторные выборы не назначены в связи с тем, что имеется вышеуказанное решение депутатов Хмелевского сельсовета от 15.09.2017 и Корчагина М.Г. уже признана главой муниципального образования, она принесла присягу и ей вручено удостоверение. Ее полномочия как главы муниципального образования досрочно не прекращены.

Непроведение повторных выборов лишает ее, административного истца, пассивного избирательного права.

Определением судьи Заринского районного суда от 20.11.2017 было отказано в принятии административного иска.

Определением Судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12.12.2017 определение об отказе в принятии административного иска было отменено, административное исковое заявление возвращено на стадию принятия в Заринский районный суд.

На стадии принятия иска от Мишуковой Е.А. поступил уточненный административный иск к тем же ответчикам, в котором она просила:

1) Признать незаконным решение муниципальной избирательной комиссии от 12.09.2017 о регистрации Корчагиной М.Г. главой муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района.

2) Признать незаконным решение Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края от 15.09.2017 , которым Корчагина М.Г. признана главой муниципального образования.

3) Признать незаконными действия Корчагиной М.Г. по приведению в должность главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края.

4) Отстранить от должности главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края Корчагину М.Г.

5) Обязать муниципальную избирательную комиссию Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края принять меры к назначению повторных выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края ( л.д. 88-89).

Определением судьи Заринского районного суда от 16.01.2018 на основании ч.2 ст. 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее - КАС РФ) к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края ( л.д. 91,оборот).

Определением суда от 05.02.2018 принят частичный отказ Мишуковой Е.А. от административного иска в части заявленных ею требований : признать незаконным решение муниципальной избирательной комиссии от 12.09.2017 о регистрации Корчагиной М.Г. главой муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района и признать незаконным решение Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края от 15.09.2017 , которым Корчагина М.Г. признана главой муниципального образования. Производство по делу по административному иску в этой части прекращено.

В судебном заседании административный истец Мишукова Е.А. вновь уточнила заявленные требования к тем же административным ответчикам и в окончательном варианте просила:

1) Признать незаконными действия Корчагиной М.Г. по приведению в должность главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края.

2) Отстранить от должности главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края Корчагину М.Г.

3) Признать незаконным бездействие муниципальной избирательной комиссии Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского по непринятию мер к назначению повторных выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края.

4 ) Обязать муниципальную избирательную комиссию Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края принять меры к назначению повторных выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края ( л.д. 102).

В судебном заседании административный истец Мишукова Е.А. поддержала заявленные требования и пояснила, что она также участвовала в избирательной кампании выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет, была зарегистрирована кандидатом на должность главы муниципального образования.

После того, как избранному кандидату объявили результаты выборов, Корчагина М.Г. обязана была в пятидневный срок после извещения предоставить в избирательную комиссию муниципального образования копии документов, свидетельствующих, что она приняла меры к прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Невыполнение кандидатом данной обязанности влечет назначение повторных выборов. Однако Корчагина М.Г., не предоставив своевременно документы о принятии мер к прекращению предпринимательской деятельности, и до настоящего времени занимает должность главы Хмелевского сельсовета, что противоречит статье 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве, и что нарушает ее, Мишуковой Е.А., пассивное избирательное право, в частности, право на участие в повторных выборах главы муниципального образования Хмелевский сельсовет.

Она, административный истец, не согласна с тем, что Корчагина М.Г., не предприняв меры к прекращению деятельности в качестве ИП, вступила в должность главы муниципального образования, а поэтому она, административный истец, поставила перед судом требования о признании незаконными действий Корчагиной М.Г. по приведению в должность главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края.

В уточненном иске она ошибочно указала в качестве административного ответчика Собрание депутатов Хмелевского сельсовета. В настоящем процессе никаких требований к Собранию депутатов Хмелевского сельсовета она не заявляет и никаких его действий не оспаривает.

Представитель избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовета Шевченко О.В. исковые требования не признала и пояснила, что в избирательную комиссию МО Хмелевский сельсовет поступили результаты выборов от участковой избирательной комиссии Хмелевский сельсовет. После чего избирательная комиссия МО Хмелевский сельсовет подписала протокол о результатах выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет и приняла решение, что выборы состоялись, и что главой муниципального образования Хмелевский сельсовет избрана Корчагина М.Г. С протоколом избирательной комиссии МО и с решением о признании выборов состоявшимися Корчагину М.Г. официально не знакомили, но решение избирательной комиссии МО Хмелевский сельсовет об избрании Корчагиной М.Г. главой обнародовали в тот же день, то есть 11.09.2017, путем его размещения на информационном стенде в здании администрации Хмелевского сельсовета.

Ответчик и представитель ответчиков Собрания депутатов Хмелевского сельсовета, Хмелевского сельсовета, Корчагина М.Г. исковые требования не признала и пояснила, что фактически, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с Интернет-торговлей, к предпринимательской деятельности она так и не приступила, о чем свидетельствуют

« нулевые декларации». Заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя она подала в налоговые органы только 20.09.2017, так как ранее не успела этого сделать из-за занятости. Копию заявления о прекращении предпринимательской деятельности в этот же день предоставила в избирательную комиссию Хмелевского сельсовета.

28 сентября 2017 она получила документы о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Избирательная комиссия муниципального образования Хмелевский сельсовет не извещала ее о результатах выборов.

14.09.2017 вечером ей позвонила секретарь Хмелевского сельсовета и сказала, что 15.09.2017 состоится сессия депутатов Хмелевского сельсовета, где она, ответчик, должна принять присягу, и где ее будут утверждать на должность главы сельсовета.

15.09.2017 в присутствии всех депутатов Хмелевского собрания депутатов, на очередной сессии, под запись в протокол она приняла присягу, и Собрание депутатов приняло решение о признании ее полномочий как главы муниципального образования Хмелевский сельсовет. Впоследствии эти решение Собрания депутатов и избирательной комиссии об ее избрании отменили, а затем по ее жалобам вновь оставили в силе.

Выслушав административного истца Мишукову Е.А., административного ответчика и представителя административных ответчиков Корчагину М.Г., заключение помощника прокурора Коршуновой И.Е., о возможности удовлетворения иска в части признания незаконными действий Корчагиной М.Г. по приведению в должность главы муниципального образования, суд приходит к выводу об отказе в административном иске по следующим основаниям:

Статьей 30 Устава муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края, принятого решением Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края от 03 марта 2015 года , закреплено, что глава сельсовета является высшим должностным лицом поселения. Срок полномочий главы сельсовета составляет пять лет. Глава сельсовета осуществляет свои полномочия на постоянной основе ( копия на л.д. 149-169).

Как было установлено в судебном заседании, 20.06.2017 решением Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края за были назначены выборы на 10.09.2017 главы муниципального образования Хмелевский сельсовет по муниципальному избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования Хмелевский сельсовет ( копия на л.д. 11).

11.09.2017 решением избирательной комиссии МО Хмелевский сельсовет за был утвержден протокол избирательной комиссии МО Хмелевский сельсовет о результатах выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края. Признаны выборы главы МО Хмелевский сельсовет состоявшимися. Признаны результаты выборов главы МО Хмелевский сельсовет действительными. Решено считать избранной на должность главы МО Хмелевский сельсовет Корчагину М.Г. ( л.д. 138).

12.09.2017 решением избирательной комиссии МО Хмелевский сельсовет за главой МО Хмелевский сельсовет зарегистрирована Корчагина М.Г. ( л.д. 139).

20.09.2017 Корчагина М.Г. обратилась в МИФНС России по Алтайскому краю с заявлением о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, о чем в этот же день известила избирательную комиссию муниципального образования Хмелевский сельсовет ( копия Расписки с МИФНС с отметкой о входящем номере на л.д. 132).

21.09.2017 избирательная комиссия МО Хмелевский сельсовет указав на нарушение ст. 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, выразившееся в том, что избранная главой Корчагина М.Г. не предоставила в установленный законодательством пятидневный срок документ, подтверждающий ее освобождение от обязанностей, несовместимых со статусом главы сельсовета, либо удостоверяющий подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей, вынесла решение , которым отменила свое решение от 11.09.2017 за «О результатах выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края» в части признания Корчагиной М.Г. избранной главой муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края»(л.д. 141)

21.09.2017 избирательная комиссия МО Хмелевский сельсовет на основании представления прокурора Заринского района Алтайского края «Об устранении нарушений законодательства о выборах» решением отменила свое решения от 12.09.2017 за «О регистрации главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края Корчагиной М. Г.» ( л.д. 140).

Все вышеуказанные решения избирательной комиссией МО Хмелевский сельсовет обнародовались в день их принятия, что следует из информационных справок избирательной комиссии ( на л.д. 137, 146)

05.10.2017 по результатам рассмотрения жалобы Корчагиной М.Г. территориальная избирательная комиссия муниципального образования Заринский район Алтайского края оставила жалобу Корчагиной М.Г. без удовлетворения в части отмены решения избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края от 21 сентября 2017 г. за . Данное решение, за , оставлено без изменений.

В то же время решение избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края от 21 сентября 2017 г. за

«Об отмене решения избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовет о признании кандидата Корчагиной М. Г. избранным главой муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края» Территориальной избирательной комиссией было отменено

( л.д. 196-197).

15.09.2017 решением Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края за Корчагина М.Г. была признана главой МО Хмелевский сельсовет ( л.д. 115).

25.09.2017 Собрание депутатов Хмелевского сельсовета отменило свое решение от 15.09.2017 за «О признании полномочий главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края » на основании решения избирательной комиссии МО Хмелевский сельсовет от 21.09.2017 ( л.д. 116).

01.12.2017 Собрание депутатов Хмелевского сельсовета отменило свое решение от 25.09.2017 и подтвердило решение Собрания депутатов Хмелевского сельсовета от 15.09.2017 «О признании полномочий главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края Корчагиной М. Г.», вступившей в должность 15 сентября 2017 года ( л.д. 117).

Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к лицам, замещающим муниципальную должность, выборное должностное лицо местного самоуправления.

Лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, что следует из пункта 3 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ"О противодействии коррупции".

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) и Кодексом Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве" от 08.07.2003 N 35-ЗС (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2003 N 232).

Статьей 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

( Далее - ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ) предусмотрена возможность обжалования в суд решений и действий (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решений и действий (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме.

Условия, при которых должны быть проведены повторные выборы, изложены в п. 5 ст. 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. В частности, если кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, то орган, уполномоченный на то законом, назначает повторные выборы. Аналогичные положения содержатся и в п.1 ст. 181 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве от 08.07.2003 N 35-ЗС (принят Постановлением АКСНД от 03.07.2003 N 232), где дополнительно указано, что если избранный кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом главы муниципального образования, повторные выборы назначает избирательная комиссия муниципального образования.

Пунктом 2 статьи 181 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве регламентировано, что если глава муниципального образования избран не был, повторные выборы проводятся не позднее чем через три месяца со дня голосования на основных выборах. В остальных случаях повторные выборы проводятся во второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на этих выборах либо в иной день, но не позднее чем через один год со дня появления основания для проведения повторных выборов.

Срок, в течение которого вновь избранный глава муниципального образования обязан сложить с себя полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица, предусмотрен в ст. 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве:

«1. Избирательная комиссия муниципального образования после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного главой муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых с замещением должности главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

2. Если кандидат, избранный главой муниципального образования, не выполнит требования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования отменяет свое решение о признании кандидата избранным главой муниципального образования и назначает повторные выборы с соблюдением условия, предусмотренного пунктом 3 статьи 86 настоящего Кодекса.

3. После официального опубликования результатов выборов и выполнения зарегистрированным кандидатом, избранным главой муниципального образования, требования, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования регистрирует такого кандидата и выдает ему удостоверение об избрании главой муниципального образования».

Указывая на то, что Корчагина М.Г. нарушила ст. 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, тем, что своевременно не предоставила в соответствующую избирательную комиссию документ, удостоверяющий подачу ею заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, административный истец требует признать незаконным бездействие муниципальной избирательной комиссии Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского по

непринятию мер к назначению повторных выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края, и возложить обязанность на муниципальную избирательную комиссию Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края принять меры к назначению повторных выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края.

При этом административным истцом Мишуковой Е.А. не учтено, что согласно пункту 3 статьи 30 Устава муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края, принятого решением Собрания депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края от 03 марта 2015 года № 2, с момента принесения присяги глава сельсовета считается вступившим в должность. Полномочия прежнего главы сельсовета с этого момента прекращаются» ( ч.3 ст. 30 Устава, копия на л.д. 160).

15.09.2017 на первой организационной сессии Собрания депутатов Хмелевского сельсовета избранная главой МО Хмелевский сельсовет Корчагина М.Г. принесла присягу, о чем в судебное заседание предоставлена копия протокола Собрания депутатов ( на л.д. 183-188), то есть Корчагина М.Г. с момента принесения присяги вступила в должность главы Хмелевского сельсовета, что исключает возможность проведения повторных выборов и является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в части требований о признании незаконным бездействия избирательной комиссии и возложении обязанности на избирательную комиссию принять меры к назначению повторных выборов.

Мишуковой Е.А. также заявлено требование об отстранении от должности главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Корчагиной М.Г. Вместе с тем частью 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены все основания досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, в том числе, удаление в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона ( п. 2.1 части 6 статьи 36). При этом Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ не предусматривает судебного порядка отстранения от должности избранного главу муниципального образования.

Неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" является одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, что следует из пункта 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

При этом удалить главу муниципального образования в отставку вправе представительный орган муниципального образования - по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации ( часть 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Порядок выхода с инициативой об удалении главы муниципального образования в отставку приведен в статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ".

Так, инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку должна быть выдвинута не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформлена в виде обращения, которое вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку.

Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования.

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

В случае, если инициатива депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена представительным органом муниципального образования, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение представительного органа муниципального образования не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания представительного органа муниципального образования, на котором рассматривался указанный вопрос.

В соответствии с данными нормами права и в силу конституционного принципа разделения властей суд не может подменять собой представительный орган муниципального образования при решении вопроса досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования вступившего в должность, на что фактически направлены требования об отстранения от должности Корчагиной М.Г. При таких обстоятельствах в удовлетворении данного требования необходимо отказать.

Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего регламентируются главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( Далее - КАС РФ).

Обращаясь в суд с требованием признания незаконными действий Корчагиной М.Г. по приведению в должность главы МО Хмелевский сельсовет, административный истец заявила в судебном заседании, что фактически оспаривает действия Корчагиной М.Г. по вступлению ее в должность главы муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Мишукова Е.А. обосновывает нарушение ее прав незаконными действиями Корчагиной М.Г. по вступлению в должность тем, что она, административный истец, была лишена этими действиями пассивного избирательного права. Однако несвоевременно принятые меры Корчагиной М.Г. для прекращения ею предпринимательской деятельности, на что ссылается административный истец, не могли и не могут каким-либо образом повлиять на пассивное право Мишуковой Е.А. участвовать в выборах. Более того, Мишукова Е.А. предоставила суду решение избирательной комиссии МО Хмелевский сельсовет от 31.07.2017 а о регистрации ее в качестве кандидата на должность главы МО Хмелевский сельсовет, что, напротив, подтверждает реализацию ею права на пассивное участие в выборах. При этом результаты выборов об избрании Корчагиной Г.М. главой МО Хмелевский сельсовет Мишуковой Е.А. не оспариваются. К тому же следует отметить, положениями ч. 13

ст. 71 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" урегулировано, что законом не может быть установлен порядок, в соответствии с которым в случае отмены решения о регистрации выборного должностного лица, а равно в случае досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица избирательная комиссия принимает решение о регистрации выборным должностным лицом кандидата, следующего по числу полученных голосов.

Таким образом, доказательств нарушения прав и законных интересов Мишуковой Е.А. суду не предоставлено.

Также не предоставлено доказательств нарушения закона или иных нормативных правовых актов действиями Корчагиной Г.М. при вступлении ее в должность главы муниципального образования.

Так, согласно ч. 4 ст. 110 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве

на комиссии муниципального образования лежит обязанность опубликовать

( обнародовать) данные, которые содержатся в протоколах комиссий соответствующего уровня об итогах голосования и о результатах выборов, а в силу ч.1 ст. 182 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве избирательная комиссия муниципального образования после определения результатов выборов должна известить об этом зарегистрированного кандидата, избранного главой муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в избирательную комиссию муниципального образования копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых с замещением должности главы муниципального образования, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон Корчагина М.Г. была ознакомлена с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования 11.10.2017

( л.д. 198).

Избирательная комиссия муниципального образования Хмелевский сельсовет о результатах выборов лично Корчагину М.Г. не извещала, но обнародовала 11.09.2017 свое решение за «О результатах выборов главы муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края» на информационном стенде в здании администрации сельсовета ( о чем предоставлена письменная информация на л.д. 136,146).

Учитывая, что административный истец оспаривает законность конкретных действий Корчагиной Г.М. - вступления ее в должность главы муниципального образования, принимая во внимание, что на дату принесения присяги, и соответственно вступления в должность, то есть на 15.09.2017, для Корчагиной Г.М. пятидневный срок для предоставления в избирательную комиссию документов о прекращении предпринимательской деятельности либо документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей не истек, суд не усматривает в оспариваемых действиях ( по вступлению в должность, или как указано в уточненном иске « по приведению в должность») нарушений закона или иных нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований, заявленных

Мишуковой Е. А. к Корчагиной М. Г., муниципальному образованию Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края, Собранию депутатов Хмелевского сельсовета Заринского района Алтайского края, избирательной комиссии муниципального образования Хмелевский сельсовет Заринского района Алтайского края о признании действий незаконными, отстранения от должности, возложении обязанности принять меры к назначению повторных выборов, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Заринский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть с 07 февраля 2018 года.

Судья Чубукова Л.М.

В окончательной форме решение изготовлено 07.02.2018