ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-46/18 от 07.06.2018 Южно-сахалинского гарнизонного военного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а - 46/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 июня 2018 г. г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Луцковича А.И., при секретаре судебного заседания Романенко О.В., с участием административного истца Арзымбаева А.Т., представителя административных ответчиков Придьмы А.Ю., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты><звание> Арзымбаева А.Т. об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области и начальника отдела кадров названного Управления, связанных с выплатой денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха,

УСТАНОВИЛ:

Арзымбаев просит признать незаконным бездействие начальника Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области по принятию решения об исполнении истцом обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени в период нахождения в служебной командировке с 3 октября по 1 декабря 2017 г., и отказ начальника отдела кадров названного Управления в выплате ему денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха за период командировки, а также возложить на Пограничное управление ФСБ России по Сахалинской области обязанность выплатить ему 59 040 рублей в качестве названной компенсации.

Начальник Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области, начальник отдела кадров и начальник отделения режимно-контрольных мероприятий названного Управления, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В связи с изложенным и в соответствии со ст. 151, 152 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.

На исковое заявление указанными воинскими должностными лицами принесены возражения, из которых следует, что исключительным правом на принятие решения о проведении мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени обладает начальник Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области. Поскольку такого решения в отношении Арзымбаева не принималось, оснований для выплаты истцу денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха не имелось. Кроме того, Арзымбаеву в связи с занимаемой должностью увеличена продолжительность основного отпуска и выплачиваются различные надбавки к денежному довольствию.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Придьма исковые требования не признал, приведя аналогичные доводы. Также он пояснил, что при нахождении в служебной командировке Арзымбаев исполнял свои служебные обязанности в соответствии с регламентом служебного времени, установленного в Пограничном управлении ФСБ России по Сахалинской области, и лишь изредка привлекался к исполнению служебных обязанностей во внеурочное время, в связи с чем имеет право на трое дополнительных суток отдыха.

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд установил:

Арзымбаев проходит военную службу на должности старшего государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Сахалинской государственной специализированной инспекции <данные изъяты>. Должностные обязанности Арзымбаева определены должностным регламентом, согласно которому истец обязан по указанию руководства инспекции, с санкции начальника Пограничного управления осуществлять мероприятия по государственному контролю на судах рыбопромыслового флота в районах промысла (п. 3.4.2), выходить на пограничных судах в морское пограничное пространство Российской Федерации для осуществления мероприятий по государственному контролю в сфере морских биологических ресурсов (п. 3.4.3), а также исполнять ряд иных обязанностей, которые не связаны с непосредственным нахождением в море. На основании служебного задания , утвержденного ДД.ММ.ГГГГ ВрИО начальника Пограничного управления, 3 октября 2017 г. Арзымбаев убыл в служебную командировку на пограничное судно "<данные изъяты>", и находился на указанном судне до 1 декабря 2017 г., то есть 60 дней, где выполнял мероприятия, определенные названным заданием. Не смотря на то, что ППК "<данные изъяты>" в течение всего этого периода находился в открытом море, начальником Пограничного управления решение о проведении Арзымбаевым служебных мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени не принималось. Режим рабочего времени и отдыха на период командировки Арзымбаеву начальником Пограничного управления не устанавливался. После окончания командировки Арзымбаев обратился с рапортом о выплате ему вместо дополнительных 40 суток отдыха за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, денежной компенсации. В удовлетворении этой просьбы истцу было отказано начальником отдела кадров Управления со ссылкой на то, что к указанным мероприятиям он не привлекался.

Приведенные выше обстоятельства подтверждаются должностным регламентом Арзымбаева, командировочным удостоверением , служебным заданием , отчетом Арзымбаева о выполнении служебного задания, выпиской из вахтенного журнала ППК "<данные изъяты>", справкой от ДД.ММ.ГГГГ о нахождении Арзымбаева в командировке, ответом начальника отдела кадров ФИО1 от 15 марта 2018 г., объяснениями истца, представителя ответчиков и письменными возражениями на иск.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы, помимо прочего, в случаях участия в походах кораблей, нахождения в служебной командировке и нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью.

Поскольку Арзымбаев с 3 октября по 1 декабря 2017 г. во время служебной командировки, в связи с выполнением служебного задания, то есть по служебной необходимости, беспрерывно находился на военном корабле в открытом море, суд считает, что в течение всего этого периода истец исполнял обязанности военной службы.

Согласно ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих" общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели; при невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску; порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы (пункт 1); боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени; дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы; военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха (п. 3).

В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Закрепленное в ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации право каждого на отдых, включающее в себя и предусмотренное статьей 24 Всеобщей декларации прав человека право на досуг и разумное ограничение рабочего дня, призвано гарантировать восстановление человеческого организма после нагрузок, связанных с работой (службой), чем не только обеспечивается дальнейшее эффективное исполнение возложенных на лицо трудовых (служебных) обязанностей, но и сохранение физического и психического здоровья человека, интеллектуальное и нравственное развитие личности. Право на отдых создает предпосылки и для реализации иных прав и свобод человека, в частности права на охрану здоровья, права на образование, права на участие в деятельности общественных объединений, прав в сфере физической культуры и спорта и др.

Как указано выше, законодательство о военной службе предусматривает различные способы соблюдения права военнослужащего на отдых, в том числе посредством выплаты денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха.

Вместе с тем, выплата указанной компенсации, согласно ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих", производится взамен лишь того отдыха, право на которое у военнослужащего возникло за участие в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Условия ее выплаты устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

В органах ФСБ России, где проходит военную службу Арзымбаев, перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, определен приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. При этом в п.1 Примечания к Перечню указано, что решение о необходимости и сроках проведения военнослужащими данных мероприятий принимается должностными лицами органов федеральной службы безопасности, имеющими право издавать приказы по личному составу в пределах их полномочий и компетенции, только при необходимости их выполнения более суток, а также при отсутствии возможности замены военнослужащих, участвующих в этих мероприятиях.

Следовательно, наличие в указанном Перечне мероприятий, связанных с осуществлением пограничной деятельности (п. 3), не означает их автоматическое проведение без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, так как необходимость проведения мероприятия в такой форме определяется компетентным должностным лицом пограничного органа в соответствующем правовом акте.

Данный вывод подтверждается также указаниями заместителя руководителя Пограничной службы ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку каких-либо правовых актов о привлечении Арзымбаева к мероприятиям, связанных с осуществлением пограничной деятельности без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени начальником Пограничного управления не принималось, административный истец не может претендовать на выплату ему денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха, в связи с чем признает отказ начальника отдела кадров Пограничного управления в выплате Арзымбаеву указанной компенсации правомерным.

При этом суд не усматривает в бездействии начальника Пограничного управления по изданию названных правовых актов признаков незаконности, поскольку принятие такого решения является прерогативой указанного должностного лица и зависит от множества факторов, связанных с организацией пограничной службы.

Вместе с тем, особенности военной службы, хотя и допускают установление специальных правил (механизмов) реализации права военнослужащего на отдых, не предполагают его некомпенсируемого ограничения.

Суд не может согласиться с мнением ответчиков о том, что в период с 3 октября по 1 декабря 2017 г. Арзымбаев исполнял свои обязанности в соответствии с регламентом служебного времени, установленного в Пограничном управлении, поскольку это противоречит фактическим обстоятельствам. Арзымбаев исполнял обязанности военной службы, постоянно находясь на военном корабле в открытом море в соответствии с распоряжением командования, и, в отличие от установленного регламентом порядка, не имел возможности убывать со службы по окончании рабочего дня, либо использовать выходные дни для организации своего досуга и т.п., так как все это время проживал в служебном жилом помещении в стесненных условиях. Кроме того, Арзымбаев находился в командировке вне пункта постоянной дислокации, и поскольку режим рабочего времени и отдыха на время командировки ему начальником Пограничного управления не устанавливался, истец, в соответствии с п. 3.4 Инструкции о порядке командирования военнослужащих органов федеральной службы безопасности в пределах Российской Федерации и возмещения командировочных (утв. приказом ФСБ России от 21 июля 2001 г.), вправе был установить его самостоятельно с учетом времени, необходимого для полного выполнения поставленных перед ним задач, что и было им реализовано.

Как указано выше, в соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в течение всего времени нахождения на территории воинской части, если это вызвано служебной необходимостью. Обязательного исполнения при этом должностных либо специальных обязанностей, согласно буквальному содержанию названной правовой нормы, от военнослужащего не требуется. Поэтому доводы ответчиков и их представителей о том, что Арзымбаев в период нахождения в названной командировке исполнял обязанности военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности служебного времени лишь изредка и непродолжительное время, являются ошибочными.

Также суд отвергает доводы ответчиков о том, что Арзымбаев, проходя службу на занимаемой должности, обязан был исполнять свои обязанности в открытом море, и не может в связи с этим претендовать на предоставление дополнительного времени отдыха, так как основанное на ст. 37 Конституции РФ ограничение нормальной продолжительности рабочего времени до 40 часов в неделю носит общий характер и не зависит от должности, которую занимает военнослужащий.

Вопреки мнению ответчиков, право Арзымбаева на отдых не компенсируется выплатой ему надбавок к денежному довольствию.

Как установлено в суде, надбавка за особые условия службы на воинских должностях, исполнение по которым предусматривает непосредственное осуществление государственного контроля в сфере морских биологических ресурсов, выплачивается всем военнослужащим, занимающим эти должности, вне зависимости от того, в каких условиях они исполняют свои обязанности, а также от решений руководства государственной инспекции и начальника Пограничного управления о необходимости выхода инспектора на пограничных судах в морское пограничное пространство либо о производстве контроля на судах рыбопромыслового флота в районах промысла или отсутствии таковых.

Размер надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья, которая выплачивалась Арзымбаеву, зависит от характера выполняемых задач в условиях открытого моря, однако не зависит от их продолжительности. Если предположить обратное, то Арзымбаев, исполняя обязанности военной службы сверх общей продолжительности еженедельного служебного времени, но в условиях, не связанных с риском для жизни и здоровья, не будет иметь права ни на получение надбавки, ни на дополнительное время отдыха.

Поэтому суд считает, что выплата Арзымбаеву надбавок к денежному довольствию, а также отказ в выплате ему денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха не умаляют право истца на отдых, и ему, в соответствии со ст. 11 ФЗ "О статусе военнослужащих", должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха в соответствии с установленным порядком.

Однако вопрос о предоставлении Арзымбаеву дополнительных суток отдыха выходит за рамки судебного разбирательства, поэтому не может быть разрешен судом.

Руководствуясь ст. 177- 180, 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Арзымбаева А.Т. об оспаривании действий начальника Пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области и начальника отдела кадров названного Управления, связанных с выплатой денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок в судебную коллегию Дальневосточного окружного военного суда через Южно-Сахалинский гарнизонный военный суд.

Председательствующий: А.И. Луцкович