ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-46/18 от 24.01.2018 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-46/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 января 2018 г. Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего - судьи Наумова С.Н.,

при секретаре Иксановой У.Г.,

с участием административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю к административному ответчику ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обратилась в суд с административным иском к административному ответчику ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование исковых требований указала, что ФИО2 являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога, а также транспортного налога. Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены налоговые уведомления № 1323222, с расчетом налога за 2011-2013 гг., № 832239 с расчетом налога за 2014 г., которые в установленный законом срок исполнены не были. Сумма задолженности по налогам за указанный период составила 40 521,38 рублей. В адрес ответчика направлялись требования от 13.11.2014 г. № 16982, от 28.07.2015 г. № 44103, от 12.05.2015 г. № 41217, от 09.02.2015 г. № 8347 об уплате налога и пени, которые не исполнены. В связи с чем, просит взыскать с ФИО2 задолженность по земельному налогу, транспортному налогу, а также налогу на имущество физических лиц на общую сумму 40 521,38 рублей.

Представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в его отсутствие, в адрес суда направил уточненные исковые требования о взыскании с административного ответчика налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселения: налог в размере 773,09 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 24 905,98 рублей.

ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю не признал и в их удовлетворении просил отказать, согласно представленного отзыва на административное исковое заявление, кроме того, заявил о пропуске налоговой инспекции срока обращения в суд с административным иском.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что административные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч.1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу ст.19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ч. 5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

На основании ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 являлся плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, поскольку ему на праве собственности принадлежали земельные участки с расположенными на них объектами недвижимости по адресам: <адрес>, и, <адрес> в <адрес>, а также <адрес> в <адрес>.

Согласно договора купли-продажи недвижимости от 07.10.2014 г. ИП ФИО2 продал, а ООО «Омега Логистик» купил сауну с бильярдной, общей площадью 347,3 кв.м, а также земельный участок, площадью 848 кв.м, для эксплуатации расположенной на нем сауны и бильярдной по адресу: <адрес>.

В силу ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога (признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно ч.4 ст. 397 и ч. 2 ст. 409 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный имущественный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю в адрес налогоплательщика ФИО2 были направлены налоговые уведомления № 1323222, с расчетом налога за 2011-2013 гг., № 832239 с расчетом налога за 2014 г.

В установленный законом срок, ответчиком налог уплачен не был.

На основании ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

В адрес ответчика направлялись требования от 13.11.2014 г. № 16982, от 28.07.2015 г. № 44103, от 12.05.2015 г. № 41217, от 09.02.2015 г. № 8347 об уплате налога, пени, однако по настоящее время они также не исполнены.

Мировым судьей судебного участка № 120 Апшеронского района 31.08.2017 г. вынесен судебный приказ о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 41 341,94 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка № 120 Апшеронского района от 03.11.2017 г. судебный приказ на основании возражения налогоплательщика был отменен.

В силу ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.

В силу п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате законно установленного налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Судом не могут быть приняты во внимания доводы ответчика, о том, что истцом пропущен срок обращения в суд с данным иском, поскольку определение об отмене судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций вынесено мировым судьей судебного участка № 120 Апшеронского района 03.11.2017 г., а, административное исковое заявление направлено в Апшеронский районный суд 30.11.2017 г., следовательно, шестимесячный процессуальный срок предусмотренный положениями п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 (с учетом положений ст. 287) КАС РФ Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю не пропущен. Пунктом 1 статьи 12 Федерального Закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Начало действия документа - 29.12.2017 (за исключением отдельных положений) установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Межрайонная ИФНС России № 9 просит взыскать с учетом уточненных исковых требований с ФИО2 недоимки за 2014 год по сроку уплаты 01.10.2015 г. в размере 25 679,07 рублей, а именно налог в размере 773,09 рублей, земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог в размере 24 905,98 рублей.

Принимая во внимание, что обязанность по уплате налога на имущество и земельного налога за 2014 г. возникла 01.10.2015 г., следовательно, указанная задолженность не может быть признана безнадежной ко взысканию в силу положений ст. 12 Федерального Закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Кроме того, суд принимает во внимание, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2015 г. ИП ФИО2 признан несостоятельным (банкротом) и введена процедура, применяемая в деле о банкротстве – наблюдение.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.08.2015 г. в отношении ИП ФИО2 открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО3

Определением суда от 12.10.2015 г. определено перейти из процедуры конкурсного производства в отношении ИП ФИО2 к рассмотрению дела о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ввести процедуру реализации имущества гражданина.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2015 г. в реестр требований кредиторов должника включена сумма задолженности по требованиям № 16982 от 13.11.2014 г., № 8347 от 09.02.2015 г., № 2382 от 27.01.2015 г. по налоговым платежам в размере 126 971,21 рублей.

Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.03.2016 г. завершена реализация имущества гражданина и освобождении гражданина от исполнения обязательств.

Согласно Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 года № 127-ФЗ, в целях настоящего ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим ФЗ. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.

В соответствии с п.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 года № 63 «О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве» в соответствии с п.1 ст.5 Закона о банкротстве денежные обязательства относятся к текущим платежам, если они возникли после даты принятия заявления о признании должника банкротом, то есть даты вынесения определения об этом.

Согласно ч.1 ст.126 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства: все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в п.1 ст.134 настоящего ФЗ, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Если окончание отчетного периода наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то такой авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом также не является основанием для признания указанного авансового платежа в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в предусмотренном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование о внесении которого не является текущим.

В соответствии с п.8 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при применении положений п.1 ст.5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать следующее.

В силу п.1 ст.38, п.1 ст.44 НК РФ обязанность исчисления и уплаты налога возникает у налогоплательщика при наличии у него объекта налогообложения и налоговой базы. Объект налогообложения как совокупность налогозначимых операций (фактов) является сформировавшимся к моменту окончания налогового периода. При этом он формируется применительно не к отдельным финансово-хозяйственным операциям или иным имеющим значение для налогообложения фактам, а к совокупности соответствующих операций (фактов), совершенных (имевших место) в течение налогового периода.

Возникновение обязанности по уплате налога определяется наличием объекта налогообложения и налоговой базы, а не наступлением последней даты срока, в течение которого соответствующий налог должен быть исчислен. Таким образом, датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.

Согласно п.9 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», при решении вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из несколько отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог), судам надлежит исходить из следующего. Если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим. При этом окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства (что влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего) не является основанием для признания указанного авансового платежа также в качестве текущего. В данном случае налоговый орган вправе осуществить взыскание налога вне рамок дела о банкротстве в установленном налоговым законодательством порядке в размере, определяемом как разница между суммой налога и суммой авансового платежа, требование об уплате которого не является текущим.

При таких обстоятельствах суд считает, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Доказательств наличия оснований для освобождения административного ответчика от уплаты государственной пошлины суду не представлено.

На основании ст. 103, 111, 114 КАС РФ с учетом положений ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика ФИО2 в доход администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 970 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ...

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: налог за 2014 г., в размере 773,09 рублей,

- земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: налог за 2014 г. в размере 24 905,98 рублей, а всего 25 679,07 рублей.

Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 970 рублей.

Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда через Апшеронский районный суд Краснодарского края в течение одного месяца со дня получения лицами, участвующими в деле копии настоящего решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 24 января 2018 г.

Судья

Апшеронского районного суда С.Н. Наумов