Дело № 2а-46/2018
Решение
Именем Российской Федерации
с. Старая Полтавка 21 февраля 2018 года
Старополтавский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Плечистова С.С.,
при секретаре Трусовой Е.В.,
с участием помощника прокурора Старополтавского района Мелиховой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора района в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещённой,
установил:
Прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещённой. В обоснование своих требований указал, что в порядке надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних проведён мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлена запрещённая к распространению на территории Российской Федерации информация, представляющая собой советы о способах совершения попрошайничества в общественных местах, что приводит к нарушению указанных выше требований, поскольку за совершение указанных действий предусмотрена уголовная ответственность (ст.151 УК РФ). Данная информация размещена в сети «Интернет» по адресу: http://withrupe.ru/13810-kak-poproshajnichat.html. Страница опубликована в сети Интернет и открыта для свободного доступа неопределённого круга лиц. На момент проверки указанный интернет-ресурс не внесён в Единый реестр, что подтверждается копией общедоступных сведений с сайта Роскомнадзора.
Кроме того, установлено, что согласно общедоступным сведениям с сайта информация о владельце сайта http://withrupe.ru/13810-kak-poproshajnichat.html отсутствует. Доменное имя сайта не зарегистрировано, в связи с чем привлечь владельца сайта к участию в рамках административного производства не представляется возможным.
Прокурор просит признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещённую на интернет-сайте по сетевому адресу: http://withrupe.ru/13810-kak-poproshajnichat.html, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебное заседание заинтересованное лицо, представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций не явились, извещены судом о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представили письменный отзыв на заявление, в котором указывают, что законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность. В этой связи соответствующая информация может быть признана запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, признаёт административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Предмет регулирования Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) определён в статье 1, согласно части 1 которой кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Учитывая характер общественных отношений, подлежащих защите, - основы конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение безопасности государства (часть 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ) данный иск подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как установлено статьёй 2 Федерального закона № 149-ФЗ, информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
По правилам части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании части 6 указанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами. В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ) регулируются отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 5 Федерального закона № 436-ФЗ К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
Между тем в соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон №124-ФЗ) целями государственной политики в интересах детей являются, осуществление их прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в том числе, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, реализация личности ребенка в интересах общества, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Статьёй 151 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего занятием попрошайничеством.
Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации за вовлечение несовершеннолетнего занятием попрошайничеством.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области по адресу: <...> в порядке надзора проведён мониторинг сети «Интернет», в ходе которого была выявлена страница, на которой опубликована информация, запрещённая к распространению на территории Российской Федерации. Данная информация, размещённая в сети «Интернет» по адресу: http://withrupe.ru/13810-kak-poproshajnichat.html содержит информацию о том, как представляющая собой советы о способах совершения попрошайничества в общественных местах. Доступ к указанной странице сайта может осуществить любой человек, имеющий доступ к сети «Интернет», в том числе несовершеннолетний.
На момент проверки указанный Интернет-ресурс в единый реестр не внесён.
Согласно общедоступным сведениям с сайта информация о владельце сайта: http://withrupe.ru/13810-kak-poproshajnichat.html отсутствует. Доменное имя сайта не зарегистрировано, привлечь владельца сайта к участию в рамках административного производства не представилось возможным.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» данной информации, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц, в том числе несовершеннолетних, относительно возможности и допустимости о занятии попрошайничеством. В настоящее время попрошайничество получило широкое распространение у подростков. В связи с чем данная информация негативно влияет на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Целью обращения прокурора с заявлением в интересах неопределённого круга лиц о признании вышеприведённой информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещённой в сети «Интернет», запрещённой к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Согласно пункт 5 Правил основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются, в том числе решения Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - в отношении информации, распространяемой посредством сети «Интернет», решение о запрете к распространению которой на территории Российской Федерации принято уполномоченными органами или судом.
В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ решение суда о признании информации, распространение которой распространение которой в Российской Федерации запрещено, влечёт возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов сайтов, содержащих запрещённую для распространения на территории Российской Федерации информацию, в Реестр.
С учётом изложенного, административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой на странице в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, - удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет по адресу:http://withrupe.ru/13810-kak-poproshajnichat.html запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республики Калмыкия (Роскомнадзор, ул. Мира д.9, <...>) для включения в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда в апелляционном порядке, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме, через Старополтавский районный суд Волгоградской области.
Председательствующий судья С.С. Плечистов
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате: 21 февраля 2018 года.
Судья С.С. Плечистов