Дело № 2а-46/2021
Решение
Именем Российской Федерации
14 октября 2021 года г. Архангельск
Архангельский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу Шишляева А.Ю., при секретаре судебного заседания Бутакове А.В., с участием административного истца ФИО1 и представителя административных ответчиков жилищной комиссии и командира войсковой части № и соответчика этой же воинской части – майора юстиции ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда административное дело по административным исковым заявлениям бывшего военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> запаса ФИО1 об оспаривании решения жилищной комиссии и командира войсковой части № о внесении изменений в реестр военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее – реестр) в части даты принятия его на приведенный учет и действий начальника управления жилищной политики и имущественных отношений Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, связанных с внесением изменений в реестр в приведенной части,
установил:
ФИО1 обратился в военный суд с административными исковыми заявлениями, в которых просил признать незаконными:
- решение жилищной комиссии войсковой части № от 01 июля 2021 года (оформленное протоколом № 7), утвержденное командиром этой же воинской части 01 июля 2021 года, о внесении изменений в реестр в части даты постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года на 13 сентября 2017 года;
- действия начальника управления жилищной политики и имущественных отношений Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (далее – Департамента строительства) по внесению в реестр вышеуказанных изменений,
и обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить свое решение и установить ему дату постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года, а начальника Департамента строительства внести изменения в реестр и установить ему эту же дату постановки на приведенный учет.
В обосновании своих требований ФИО1, ссылаясь на положения ст. 196 ГК РФ указывает, что, по его мнению, административные ответчики не имели право принимать как решения, так и совершать действия направленные по внесению в реестр оспоренных им изменений.
ФИО1 в ходе судебного заседания свои требования поддержал по доводам, изложенным в административных исковых заявлениях. При этом он пояснил, что 02 октября 2009 года – дата принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, с которого он снят 26 декабря 2016 года.
Представитель административных ответчиков – жилищной комиссии и командира войсковой части № и соответчика этой же воинской части – Коньков требования административного истца не признал и просил суд в их удовлетворении отказать, поскольку действующим в Российской Федерации законодательстве не предусмотрено ограничение сроков внесения изменений в реестр. Кроме того, он сообщил, что ФИО1, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях с 13 сентября 2017 года.
Административные ответчики – жилищная комиссия и командир войсковой части № и начальник Департамента строительства и соответчики – приведенная воинская часть и Департамент строительства, надлежащим образом извещенные о месте, дате и времени судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда, в суд не прибыли и сведений об уважительности неприбытия в суд не представили. Вместе с тем, от административного ответчика – начальника Управления в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Поэтому в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствии приведенных лиц, не имеется.
Из поступивших в суд от начальника Управления – ФИО3, действующего в своих интересах и этого же учреждения, возражений следует, что он требования ФИО1 не признает и просит в их удовлетворении отказать. В обоснование своей позиции он указал, что оспоренные административным истцом действия им совершены на основании представленных воинской частью данных.
Суд, выслушав мнение сторон и исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно послужному списку ФИО1 и выписками из приказов командира войсковой части № (по личному составу) от 08 ноября 2017 года № 24-лс и (по строевой части) от 10 ноября 2017 года № 211, административный истец до 11 ноября 2017 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №.
Как следует из решения жилищной комиссии войсковой части № от 23 октября 2017 года (оформленным протоколом № 14), утвержденного командиром этой же воинской части 23 октября 2017 года, административный истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, с датой такового принятия – 13 сентября 2017 года.
Из скриншотов реестра по состоянию на 10 сентября и 28 декабря 2020, 18 марта и 10 июня 2021 года следует, что в реестре в отношении ФИО1 содержались сведения о дате принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года.
По сообщению Управления Северо-Западного ордена Красной Звезды округа войск национальной гвардии РФ (далее – Управление Северо-Западного округа) от 21 июня 2021 года № 300/24-7443 видно, что должностными лицами приведенного Управления в отношении ФИО1 выявлено не соответствие данных содержащихся в реестре, к находящимся в учетном деле, относящихся к дате его принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, в войсковую часть № направлено сообщение для принятия соответствующих мер.
Решением жилищной комиссии войсковой части № от 01 июля 2021 года (оформленное протоколом № 7), утвержденным командиром этой же воинской части 01 июля 2021 года, и таблицей изменений от 01 июля 2021 года, подтверждается, что в отношении ФИО1 принято решение о внесении изменений в реестр в части даты постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года на 13 сентября 2017 года. В связи с чем, председателем данной комиссией сформирована соответствующая таблица изменений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее по тексту – Федеральный закон 76-ФЗ) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно абз. 19 этого же пункта, статьи и Закона порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзаце двенадцатом этого же пункта, к которым относится административный истец, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В свою очередь директором Федеральной службы войск национальной гвардии РФ приказом от 28 сентября 2018 г. № 431 утвержден «Порядок предоставления военнослужащим войск национальной гвардии РФ жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма». При этом п. 6 данного Порядка определяет, что жилые помещения распределяются Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии РФ согласно реестру в порядке очередности в соответствии с датой принятия военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Далее, руководителем Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации указанием от 18 декабря 2019 года № 2/7490 определены «Правила формирования и ведения реестра военнослужащих, состоящих на учете в войсках национальной гвардии Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членов их семей» (далее – Правила).
Так пункты 11 и 11.9 Правил устанавливают, что одним из оснований для внесения изменений в реестр является выявление несоответствия данных, содержащихся в сведениях о принятых на учет, данным учетного дела.
В силу п. 12 этих же Правил, решение по внесению изменений в реестр принимается жилищной комиссией воинской. При этом председателем названной комиссии, в день принятия жилищной комиссией соответствующего решения решений формируется таблица изменений.
В ходе судебного заседания установлено, что административный истец до 11 ноября 2017 года проходил военную службу по контракту в войсковой части №. Решением жилищной комиссии от 23 октября 2017 года (оформленным протоколом № 14), утвержденным в этот же день командиром приведенной воинской части, административный истец принят на учет нуждающихся в жилых помещениях. При этом датой принятия ФИО1 на таковой учет определено 13 сентября 2017 года. Однако, в реестре в отношении ФИО1 внесены сведения о принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года, то есть не соответствующие данным его учетного дела. Данные обстоятельства в июне 2021 года выявлены Управлением Северо-Западного округа.
На данный вывод суда не влияет довод ФИО1 о том, что 02 октября 2009 года является датой впервые принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как с такового учета он был снят 26 декабря 2016 года. При этом действующим в Российской Федерации законодательством прерывание нахождения военнослужащего на названном учете не предусмотрено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение жилищной комиссии № от 01 июля 2021 года (оформленное протоколом № 7), утвержденное командиром этой же воинской части 01 июля 2021 года, о внесении изменений в реестр в части даты принятия ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года на 13 сентября 2017 года является законным и обоснованным, а требования административного истца в данной части удовлетворению не подлежат.
Разрешая требования ФИО1 о признании действий начальника Департамента строительства, связанных с внесением в реестр в отношении него вышеуказанных изменений суд исходит из следующего.
Как следует из сообщения войсковой части № от 13 августа 2021 года № 310/24-1234, войсковой частью № в адрес Управление Северо-Западного округа направлялась таблица изменений для внесения изменений в реестр в части даты постановки ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно сопроводительному документу Управление Северо-Западного округа от 05 июля 2021 года № 300/24-8154 и сводной таблице от этой же даты, приведенным учреждением в Департамента строительства направлена сводная таблица для внесение изменений в реестр в части даты принятия ФИО1 на учет с 02 октября 2009 года на 13 сентября 2017 года.
Как видно из скриншота реестра по состоянию на 02 августа 2021 года, датой принятия ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях является 13 сентября 2017 года.
В силу пунктов 6 и 13 Правил, таблица изменений, сформированная председателем жилищной комиссии воинской части, направляется в вышестоящий орган управления по подчиненности.
Пункты 14 и 15 Правил устанавливают, что Управление округа войск национальной гвардии, при получении таблиц изменений проверяют их на соответствие требованиям данных Правил, составляют сводную таблицу изменений и направляют ее в Департамент строительства. Таблица изменений (сводная таблица изменений) является основанием для внесения изменений в реестр.
Как следует из п. 16 Правил Департамента строительства в течение 10 рабочих дней со дня поступления таблиц изменений (свободных таблиц изменений) вносит изменения в реестр.
В ходе судебного заседания установлено, что 01 июля 2021 года (день принятия жилищной комиссии войсковой части № решения о внесении вышеприведенных изменений в реестр) председателем данной комиссии составлена соответствующая таблица изменений, которая направлена в Управление Северо-Западного округа. В связи с чем 05 июля 2021 года должностными лицами последнего учреждения составлена сводная таблица о внесении изменений в реестр в части даты постановки ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года на 13 сентября 2017 года, которая для исполнения направлена в Департамент строительства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия начальника Департамента строительства по внесению изменений в реестр в части даты принятия ФИО1 на учет нуждающихся в жилых помещениях с 02 октября 2009 года на 13 сентября 2017 года являются законными и обоснованными, а требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Довод ФИО1 о том, что административными ответчиками пропущен срок исковой давности как по принятию решения о внесении изменений в реестр, так совершения действий направленных по их внесению, установленный ст. 196 ГК РФ, суд признает голословным, поскольку основан без учета положения ч. 1 ст. 10 ГК РФ и соответственно на неверном понимании норм материального права. Иное означало бы возможность получения жилого помещения прежде военнослужащих, принятых на учет ранее административного истца.
Поскольку ФИО1 в удовлетворении требований отказано, то в силу ст. 111 КАС РФ судебные расходы также не подлежат взысканию.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил
ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Архангельский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу А.Ю. Шишляев