Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 января 2022 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38 к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области:
- о признании незаконным бездействие по не исполнению обязанности проведения защитных мероприятий по защите от негативного воздействия вод, заключающееся в неисполнении обязанности в срок до 1 декабря 2021 года (текущего года) согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации,
- о возложении обязанности провести защитные мероприятия по защите от негативного воздействия вод в границах установленной зоны затопления территории Девицкого сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> при половодьях и паводках <адрес> 1% обеспеченности в кадастровом квартале №, по адресу. <адрес>. 300 - 500 метрах юго-восточнее <адрес>, для чего выполнить определенные действия,
У с т а н о в и л :
Административные истцы обратились в Центральный районный суд города Воронежа с учетом территориальной подсудности по месту жительства одного из административных истцов, с требованиями к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о признании незаконным бездействие по неисполнению обязанности проведения защитных мероприятий по защите от негативного воздействия вод.
Обосновывая заявленные требования (л.д. 2-15 том 1) указывали, что они являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале <адрес>, по адресу. <адрес> 300 - 500 метрах юго-восточнее <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям ЕГРПН на использование земельных участков, расположенных в этой зоне установлены ограничения (реестровый № от 18.02.2021) граница зоны затопления паводком 1% затопляемости зона.
Административные истцы утверждают, что установленные ограничения допускают использование земельных участков для размещения объекта капитального строительства с обеспечением инженерной защиты объектов от затопления.
Кроме того, указывают, что в силу ст. 25.2 и 44 Решения Совета народных депутатов Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 31.05.2012 № 123 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Девицкого сельского поселения семилукского муниципального района Воронежской области» на спорные земельные участки распространен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления, устанавливает необходимость проведения защитных мероприятий.
Ссылаясь на ст. 67.1 ВК РФ, Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 N 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений», административные истцы утверждают, что со стороны административного ответчика имеет место бездействие по не исполнению обязанности проведения защитных мероприятий по защите от негативного воздействия вод, заключающееся в неисполнении обязанности в срок до 1 декабря 2021 года (текущего года) согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом уточнения административных исковых требований, истцы просят признать бездействие незаконным и возложить на Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области обязанность провести защитные мероприятия по защите от негативного воздействия вод в границах установленной зоны затопления территории Девицкого сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> при половодьях и паводках <адрес> 1% обеспеченности в кадастровом квартале №, по адресу. <адрес><адрес> 300 - 500 метрах юго-восточнее <адрес>, для чего выполнить следующие действия: согласовывать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда; определить вид мероприятий (специальных мероприятий) и приступить к выполнению мероприятий (специальных мероприятий) по защите от негативного воздействия вод, включающие в себя: противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано - гравийной и каменной наброской, террасированию склонов - в течение месяца со вступления в законную силу решения суда.
Кроме того, административные истцы просят возложить на административного ответчика обязанность определить общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации и бюджету субъекта Российской Федерации - Воронежской области для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38 в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Причина неявки признана неуважительной, судом постановлено рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административных истцов, действующая на основании доверенности ФИО39, в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований с учётом уточненного иска. Полагает, что со стороны имеет место бездействие, которое выражается в неисполнении обязанности по согласованию в течении 2021 года не позднее 1 декабря целевых показателей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 629 от 27.10.2006 и приказом Минприроды России № 846 тот 22.10.2020.
Представитель административного ответчика Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области, действующий на основании доверенности ФИО40, полагал, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Обращал внимание суда, что в соответствии с законом федеральный орган исполнительной власти передает Департаменту полномочия по предотвращению негативного воздействия вод на определенных территориях. Также в полномочия органа входит разработка и согласование зон затопления. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 629 от 27.10.2006 не позднее 1 декабря текущего финансового года Департамент согласовывает с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные па их достижение. Утверждал, что ежегодно до установленной даты, соответствующий перечень мероприятий для предотвращения негативного воздействия согласовывается и утверждается, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны департамента. Утверждение представителя административных истцов о том, Департаментом должны быть проведены защитные мероприятия именно на территории Девицкого сельского поселения, не основано на нормах закона. Суду предоставлены письменные возражения (л.д.178-186 том 2), исходные данные для расчета субвенций и перечни мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов Воронежской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Суд, заслушав объяснение сторон, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:
Административные истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38 являются собственниками земельных участков, расположенных в кадастровом квартале №, по адресу. <адрес>. 300 - 500 метрах юго-восточнее <адрес>, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям ЕГРПН на использование земельных участков, расположенных в этой зоне установлены ограничения (реестровый № от 18.02.2021) граница зоны затопления паводком 1% затопляемости зона.
В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Процессуальная обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействия) требованиям нормативных правовых актов, судом возложена на административного ответчика.
В соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании, являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов, содержатся в Схемах комплексного использования и охраны водных объектов, включающие, в том числе, основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей.
Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под негативным воздействием вод понимается затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
При этом под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
Согласно пунктам 1 и 17 статьи 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:
владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 282, Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 данного Положения Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов в установленной сфере деятельности относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения).
Средства на осуществление передаваемых полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Порядок расходования и учёта средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации и на момент возникновения спорных правоотношений (оспариваемое бездействие до 01.12.2021) регулируется Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 N 629 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений».
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные па их достижение. в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Представитель административного ответчика предоставил суду информацию об объемах денежных средств, предоставленных из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений в 2019, 2020, 2021.
Кроме того, административным ответчиком предоставлены утвержденные перечни мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в области водных отношений, в том числе в 2021.
Оценка совокупности предоставленных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что административный ответчик, являясь органом исполнительной власти, в установленном законом порядке, реализуя свои полномочия в период 2019-2021, согласовывал с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, определял виды мероприятий и объем субвенций из федерального бюджета.
Бездействие органа исполнительной власти может быть признано незаконным, если указанный орган в силу прямого указания закона обязан совершить те или иные действия или принять соответствующее решение в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны публичных правоотношений.
Следовательно, юридически значимым обстоятельством является установление, от принятия какого решения либо от совершения каких действий уклонился административный ответчик.
Доводы заявленного иска в части утверждения о наличии обязанности административного ответчика включить в план мероприятий, получить финансирование и приступить к выполнению мероприятий в связи с принятием Федеральным агентством водных ресурсов Донского бассейнового водного управления приказа № 24 от 25.01.2021 об утверждении местоположения границ зон затопления, не основано на нормах действующего законодательства.
Утверждение представителя административного истца об обязанности органа исполнительной власти субъекта РФ осуществить мероприятия по обеспечению инженерными защитными сооружениями от затопления и подтопления земельных участков, принадлежащих на праве собственности административным истцам, основано на субъективном толковании норм права.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе, одно из следующих решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Установив, что со стороны административного ответчика отсутствует незаконное бездействие, а, права административных истцов Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области не нарушаются, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска в полном объеме.
Руководствуясь статьями 177-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38 к Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о признании незаконным бездействие по не исполнению обязанности проведения защитных мероприятий по защите от негативного воздействия вод, заключающееся в неисполнении обязанности в срок до 1 декабря 2021 года (текущего года) согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, о возложении обязанности провести защитные мероприятия по защите от негативного воздействия вод в границах установленной зоны затопления территории Девицкого сельского поселения <адрес> муниципального района <адрес> при половодьях и паводках <адрес> 1% обеспеченности в кадастровом квартале №, по адресу. <адрес> в границах <адрес>. 300 - 500 метрах юго-восточнее <адрес>, для чего выполнить определенные действия, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Е.С. Шумейко
1версия для печатиДело № 2а-506/2022 (2а-4700/2021;) ~ М-4509/2021 (Решение)