Дело № 2А-4704/2022
(45RS0026-01-2022-004541-74)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области в составе судьи Шанаурова К.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Плахтиенко Ю.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области к Некоммерческому партнёрству перевозчиков «Регионтранс» о ликвидации некоммерческой организации,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области обратилось в суд с административным иском к Некоммерческому партнёрству перевозчиков «Регионтранс о ликвидации некоммерческой организации, ввиду нарушения административным ответчиком положений частей 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Кроме того, указывает на несоответствие устава некоммерческой организации требованиям действующего законодательства, а деятельность организации не соответствует целям, предусмотренным ее учредительными документами.
Административный истец и представитель заинтересованного лица УФНС России по Курганской области в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, в заявлениях просили о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил, ходатайств, возражений не заявил.
В соответствии с п. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая, что лицами, участвующими в деле, возражений относительно рассмотрения дела в упрощенном порядке не заявлено, о дате судебного заседания извещались надлежаще, их явка в судебное заседание по данной категории спора не является обязательной, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление на основании п.7 ст. 150 КАС РФ в порядке главы 33 настоящего Кодекса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Некоммерческое партнерство перевозчиков «Регионтранс» зарегистрирован в качестве юридического лица 02.12.2010.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон «О некоммерческих организациях») некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», обязаны представлять в уполномоченный орган (Управление) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Срок представления указанных документов определен приказом Минюста России от 26.05.2020 № 123 «О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2013 № 50 «О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», от 13.10.2011 № 355 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации и от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности».
Форма представления указанных документов определена приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (ранее приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»).
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган (Управление) заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Однако, согласно административного иска, в нарушение указанных положений законодательства в установленные сроки вышеуказанные документы за 2020 год организацией в уполномоченный орган не представлены.
Таким образом, со стороны административного ответчика имело место нарушение пункта 3, 3.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Кроме того, из материалов дела следует, что устав некоммерческой организации не соответствует требованиям закона.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что к ассоциациям (союзам), относятся, в том числе некоммерческие партнерства.
Таким образом, самостоятельной организационно-правовой формы «некоммерческое партнерство» действующим законодательством и настоящее время не предусмотрено.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступившего в силу 01.09.2014, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного федерального закона, подлежат приведению в соответствии с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
По состоянию на 24.08.2021 наименование и устав организации в соответствие с требованиями главы 4 ГК РФ в редакции указанного федерального закона организация не привела.
Кроме того, со дня вступления в силу вышеуказанного федерального закона к созданным до дня его вступления в силу некоммерческим партнерствам, применяются нормы главы 4 ГК РФ об ассоциациях (союзах).
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Пунктами 1.11, 8.1 (стр. 12) Устава организации предусмотрено осуществление предпринимательской деятельности организацией. Однако, к нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» перечень таких видов деятельности в Уставе отсутствует.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:
определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава и учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;
утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации,
принятие решений об утверждении ликвидационного баланса;
утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 123.10 ГК РФ к исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза), наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, О дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) и ее имущество.
Вместе с тем, в Уставе организации указаны не все полномочия исключительной компетенции Общего собрания членов организации, являющегося согласно пункту 5.1 Устава высшим органом управления Партнерства, предусмотренные нормами действующего законодательства. Указанные факты являются нарушением пункта 3 статьи 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», пункта 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 123.10 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 29 Федерального закон «О некоммерческих организациях» решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов. Вместе с тем, пункт 5.9 Устава организации не соответствует указанному требованию законодательства, поскольку определяет порядок принятия решений Общего собрания членов единогласно или квалифицированным большинством голосов не по всем |к тросам исключительной компетенции высшего органа управления организации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено указанным федеральным законом и иными федеральными законами, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, и интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае, если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Однако, подпункт 3.6.6 пункта 3.6, пункт 11.6 Устава в нарушение пункта 1 статьи 20 «Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривают распределение указанных денежных средств и имущества между членами партнерства.
Согласно пункту 5.1 Устава Общее собрание членов Партнерства является высшим органом управления организации. Общее собрание членов Партнерства созывается по мере необходимости, но не реже 1 (одного раза) в год (пункт 5.4 Устава). Документы, подтверждающие проведение организацией в проверяемом периоде заседаний Общего собрания членов Партнерства на проверку организацией не представлены. Непроведение заседаний Общего собрания членов Партнерства в проверяемом периоде является нарушением пункта 5.4 Устава в части установленной Уставом периодичности проведения заседаний высшим органом управления организации. Нарушение организацией пункта 5.4 Устава влечет нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которому требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно пункту 4.1 Устава постоянно действующим коллегиальным органом является Правление Партнерства. Правление Партнерства избирается Общим собранием членов Партнерства сроком на 5 (пять) лет из числа Партнерства, а также из числа лиц обладающих необходимыми знаниями И опытом и вместе с тем никаким образом не связанных с Партнерством -независимых членов, в количестве установленном Общим собранием членов Партнерства (пункт 6.1 Устава). В соответствии с материалами учетного дела организации, Правление Партнерства организации избрано 01.07.2010 на Общем собрании учредителей организации. Однако, документы, подтверждающие соблюдение организацией в проверяемом периоде пункта 6.1 Устава, в части своевременного переизбрания Правления Партнерства на новый срок полномочий отсутствуют, в ходе проверки указанные документы также не представлены. Нарушение организацией пункта 6.1 Устава влечет нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Руководство текущей деятельностью Партнерства осуществляется 11рсдседателем Правления Партнерства, который является единоличным исполнительным органом Партнерства (пункт 7.1 Устава). Председатель Правления Партнерства избирается Общим собранием членов Партнерства па 5 (Пять) лет (пункт 7.4 Устава). В соответствии с материалами учетного дела организации, Председатель Правления Партнерства организации избирался (0.06.2014 на Общем собрании членов организации. Однако, документы, подтверждающие соблюдение организацией в проверяемом периоде пункта 7.4 Устава, в части своевременного переизбрания Председателя Правления Партнерства на новый срок полномочий отсутствуют, в ходе проверки указанные документы также не представлены. Нарушение организацией пункта 7.4 Устава влечет нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Для осуществления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью Партнерства Общим собранием членов Партнерства избирается Ревизионная комиссия в составе 3 (трех) членов сроком на 5 (пять) лет (пункт 8.5 Устава). Компетенция Ревизионной комиссии Партнерства включает следующие полномочия по проверке (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности Партнерства по итогам деятельности за год, а также всякое время ПО инициативе Ревизионной комиссии, решению Общего собрания членов Партнерства (пункт 8.6 Устава). Согласно материалам учетного дела организации документы, подтверждающие соблюдение организацией и проверяемом периоде пунктов 8.5, 8.6 Устава, отсутствуют, в ходе проверки указанные документы также не представлены. Нарушение организацией пунктов 8.5, 8.6 Устава влечет нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона О некоммерческих организациях».
Административным истцом в адрес административного ответчика по факту нарушения вышеуказанных норм законодательства неоднократно выносились письменные предупреждения (исх. от 24.08.2021 № 45/03-3169, от 11.11.2021 № 45/03-4225) с требованием устранить допущенные нарушения.
Предупреждение от 24.08.2021 № 45/03-3169, направленное на адрес организации согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и на адрес руководителя организации, вернулось в Управление.
Предупреждение от 11.11.2021 № 45/03-4225, направленное на адрес организации согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц и на адрес руководителя организации, вернулось в Управление.
По состоянию на 01.02.2022 сведения, подтверждающие устранение организацией нарушений действующего законодательства Российской Федерации, указанных в предупреждениях от 24.08.2021 № 45/03-3169, от 11.11.2021 № 45/03-4225, в Управление не поступали.
Характер допущенных некоммерческой организацией нарушений, и вызванные ими последствия являются грубыми, меры правового воздействия, применяемые к некоммерческой организации, н способствуют устранению нарушений требований законодательства, что явилось основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов (неоднократное нарушение пункта 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Оценив доказательств в совокупности, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 150, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Ликвидировать Некоммерческое партнерство перевозчиков «Регионтранс» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд.
Судья К.В. Шанауров